В тупике

Газета "Flash!"

Оказалось предприятие «ВостокРосКомплект» и его работники, бывшие и нынешние…


В офисе фирмы финансовые полицейские изъяли бухгалтерскую документацию. Акцент был сделан на бумагах, имеющих отношение к выплате заработной платы. Однако, уголовного дела пока нет – по словам блюстителей экономической законности, идёт доследственная проверка на основании заявлений граждан. В финансовую полицию обратились несколько бывших работников ВРК, которым, несмотря на ряд публичных обещаний, месяцами не выплачивают накопившуюся задолженность по зарплате. Немало подобных обращений и в нашу редакцию. На днях нам позвонил Виктор Бирюк, ранее работавший в фирме «ВостокРосКомплект», а ныне пенсионер. Виктор Михайлович уже устал обивать пороги администрации ВРК, прокуратуры и других инстанций:

— Всё бесполезно! 200 тысяч тенге задолжали и даже ничего не обещают, все «завтраками» кормят: придите завтра, позже… Издевательство, да и только!

По словам пенсионера кое-какие выплаты производят нынешним работникам кирпичного завода, да и то не деньгами, а кирпичом: сколько сам продашь – столько и получишь… С бывшими же рабочими не церемонятся вовсе: никто ничего не получает…

Между тем, предприятие «ВостокРосКомплект» с 3 июля 2009 года подвергалось процессу реабилитации. Его не стали банкротить, а постарались вытащить. Под эгидой Межрегионального департамента комитета по работе с несостоятельными должниками Минфина РК «Ертiс».

И процесс, казалось бы, пошёл… Была составлена концепция и разработана схема, по которой фирму планировалось «поднять с колен». Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Дело в том, что ВРК принадлежат немалые участки земли в Алматы. Их купили ещё до кризиса, в надежде застроить своими силами. Но грянул кризис и стоимость земли упала. И стало не до новостроек. Землю заложили в банки, чтобы удержаться на плаву. Но помогло это ненадолго. А долг банкам за три года вырос до 6 млрд. тенге, и теперь тяжким бременем висит на фирме. А ещё были определённые надежды на бюджет. Однако, из-за долгов по налогам, ВРК не допустили к участию в тендерах на строительство. И тогда приблизился полных крах. Объективные причины совпали с рядом субъективных: ВРК не стал «своим» для «южан», отдававших предпочтение прикормленным и географически близким для них фирмам. К слову сказать, эта тенденция отразилась не только на ВРК – ущемлены оказались многие известные строительные компании региона, неоднократно протестовавшие против подобного ведения дел.

До настоящего времени положение ВРК можно назвать одним словом – неопределённость. Даже кураторы проекта реабилитации из Межрегионального Департамента комитета по работе с несостоятельными должниками «Ертiс» считают, что шансов выкарабкаться и с честью выйти из ситуации у ВРК лишь 30%. 70 процентов составляет перспектива банкротства. Несмотря на все заверения с высоких трибун, кризис не прошёл, и строительная отрасль РК по прежнему находится в упадке. (В отличие от соседней России). Земля и другие активы не пользуются спросом, как скажем в 2007-2008 гг. Тем не менее в департаменте «Ертiс» предпринимают все возможные меры, чтобы реанимировать «ВостокРосКомплект» и хоть как-то снять социальную напряжённость вокруг него. Реабилитационный управляющий Адильбек Уразбаев изо всех сил пытается реализовать часть движимого имущества ВРК – автотранспорт, краны. Излишков продано на 6 млн. тенге, но при общей задолженности по зарплате в 130 миллионов – это, пока, капля в море.

— Реабилитация – процесс нелегкий и не всегда гладкий. Но это шанс и его необходимо реализовать, – комментирует ситуацию заместитель начальника департамента «Ертiс» Елена Нагайцева.-В первую очередь сейчас гасится, да и то частично, текущая кредитная задолженность, то есть случившаяся с момента реабилитации. Долги по зарплате, накопившиеся до 3 июля 2009 года, закрывать нечем. Но этот вопрос решается. На торги будет выставлен действующий кирпичный завод ВРК, и в случае его продажи за 100 млн. тенге, практически вся задолженность работникам, бывшим и нынешним, будет погашена. Решается вопрос и с банками – если провести реструктуризацию долгов, то в счёт погашения можно было бы отдать им алматинскую землю. Тем более, что она и так находится у них в залоге. Есть ещё двухсотмиллионная задолженность по налогам. Но в настоящее время идут судебные разбирательства, чтобы снизить непомерную пеню, начисленную налоговым комитетом. Зачем добивать предприятие?! Мне кажется, это в корне не отвечает духу Послания нашего Президента и политике правительства!

В общем, положение ВРК сложное, но все-таки, по мнению Е.Нагайцевой, ещё не безвыходное. В практике Департамента «Ертiс» бывали случаи, когда у фирмы, стоящей на пороге банкротства, вдруг появлялся инвестор. Или приходило на помощь государство. Да и конъюнктура рынка меняется постоянно. Порой, в лучшую сторону. Возможно, и из этого тупика выход найдётся…

Сергей ВАСИЛЬЕВ