ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА – ПОЛУШКА…

Газета "Flash!"

«…Да рубль перевоз» – вспоминается продолжение известной народной поговорки, когда узнаёшь о новых правилах забоя скота, идущего на мясо для продажи. Правила эти введены согласно изменениям в Закон «О ветеринарии». Теперь забой животных на мясо для продажи должен производиться только на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или площадках. До этого нововведения 90% мяса поступало в продажу после забоя на домашних подворьях.



Вроде бы, дело хорошее. Забой скота упорядочивается, да и санитарные условия на убойных площадках должны быть лучше, чем на частном подворье. Однако, это только на первый взгляд.

В Восточно-Казахстанской области необходимо более 200 убойных пунктов. В наличии же их – всего около 20. Власти дали указание в срочном порядке организовать хотя бы по одной убойной площадке в каждом сельском округе. А что значит «в срочном порядке»? Это значит, что их организуют наспех, в приспособленных помещениях и назовут громко – «убойный пункт». А санитарные условия там реально ничем не будут отличаться от условий домашнего подворья. Так, на специальной пресс-конференции, посвящённой этому нововведению, начальник областной территориальной инспекции комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе минсельхоза РК (ох, и любят у нас длинные названия различных ведомств!) Аскар Жакупбаев сообщил, что стоимость нормального, отвечающего всем требованиям убойного пункта, способного переработать до 15 голов скота в день, составляет не менее 9 млн. тенге. Наивно полагать, что за какие-то считанные дни появятся именно такие площадки. Значит, просто придётся выдавать желаемое за действительное.

Также Аскар Жакупбаев выразил уверенность, что удорожания мяса после нововведений не произойдёт. Это его мнение. Послушаем мнение самих животноводов. Рассказывает Нургали, глава одного из крестьянских хозяйств:

— Моё хозяйство расположено в 110 км от райцентра. Я должен нанять машину, водителя, залить ему бензин на дорогу туда и обратно. Потратить время на дорогу до убойного пункта. Кто-нибудь посчитал эти затраты, когда вводил такое постановление? Это кроме того, что мне нужно заплатить чабанам, скотникам, запасти корм, заплатить налоги! Почему я не могу забить скот у себя и отвезти в город на рынок? Ведь на каждом рынке есть ветеринарная лаборатория, всё поступающее мясо проходит через неё! А ведь придётся платить ещё за убой и освежевание.

Вопросы действительно жизненные. И как-то слабо верится, что эти немалые дополнительные расходы не повлияют на стоимость мяса. Причём, особенно пострадают мелкие крестьяне – животноводы. Те, у кого, к примеру, в хозяйстве 10-20 коров. К концу года такие сельчане забивали своих кормилиц и на стареньком «Москвичонке» или «Жигулёнке» везли мясо в город. Что им делать теперь?

Аскар Жакупов пообещал только, что с владельцами убойных пунктов будут вести «разъяснительную работу», чтобы они не «задирали» цену за свои услуги. Разъяснительная работа – это хорошо. Но надо признать, что с сознательностью в наше время как-то напряженно. Цвет и запах валюты – хоть местной, хоть заокеанской, как-то сразу загоняет это чувство куда-то далеко вглубь.

Власти утверждают, что все законы нынче проходят антикоррупционную экспертизу. Наверное, и эти поправки ее прошли. Вот только какие эксперты ее давали? Ведь крестьянину гораздо проще заплатить за справку о том, что скот забит на убойном пункте, чем реально везти корову или барана за сто верст. Тот же Нургали рассказывает, что ему уже намекали о готовности выдать такую справку за энную сумму.

Вот и получилось, что на словах вроде бы изменения приняты в интересах народа, его здоровья, чтобы на рынки не попадало плохое мясо. А на деле чиновники позаботились как всегда только о себе любимых. Наверняка владельцами убойных пунктов (причем, не всегда соответствующих нормам, ведь для этого нужны огромные финансовые вложения) станут сельские бастыки. Они и будут диктовать свои условия и стричь купоны. Хорошую возможность для пополнения личного бюджета получат и различные контролеры и инспекторы. А реальные животноводы, потом и кровью добывающие свой хлеб, да покупатели, снова останутся при своих интересах.

По-нормальному нужно было сделать так: сначала построить современные, отвечающие всем санитарным и технологическим требованиям убойные пункты во всех крупных селах, и уже потом вводить новые правила. Но это по-нормальному. У нас же привыкли делать наоборот – телегу ставить впереди лошади.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ