РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Газета "Flash!"

В конце года в областном центре прошло внеочередное совещание по проблемам образования с присутствием всех высокопоставленных заинтересованных участников, включая акима области. Пережив ретроградно-деградирующие времена, образовательная система, по словам докладчиков, выходит из тупика. В прошедшем году на образовательные нужды правительство выделило 600 млрд. тенге или до 40% расходов госбюджета. А если учитывать только ВКО, то эти цифры будут составлять 43 млрд. тенге или те же 40% расходного бюджета области. И, несмотря на кризис, в наступившем году будут увеличены на 11%. Казалось бы, при таком обильном финансировании успехи должны быть ощутимыми, ан нет. Половину всех школ области составляют строения, перешагнувшие или достигшие 50-летнего юбилея с большим износом, а 29 школ находятся в аварийном состоянии. Очень много по области малокомплектных школ (МКШ), аж 509, что составляет половину всего общеобразовательного фонда. К тому же многие школы используются не на полную нагрузку, скажем, есть школы, рассчитанные на 200 учеников, и имеющие всего восемь учащихся. Катастрофически не хватает дошкольных учреждений. Только одна треть всех детей имеет возможность посещать детские сады, это последствие бездумной и попросту преступной приватизации. С каждым годом растёт отставание сельских, районных школ от городских. В районах низка профессиональная подготовка учителей, среди которых только 7% имеют высшее специально-педагогическое образование. В крайне запущенном состоянии находится профессионально-техническое образование.

Делается вроде бы немало: в школах задействовано около 17 тысяч компьютеров; внедряются – новое интерактивное оборудование, методические разработки, приёмы, способы и пр. Худо-бедно ремонтируются школы и строятся новые, в ушедшем году – целых три на область.

Некоторые новые проекты, направленные на модернизацию образовательного процесса, были представлены на совещании. Выделим несколько: сокращение МКШ и создание вместо них школ-интернатов, что по мнению специалистов даёт выигрыш в качестве обучения и главное – сократит затраты на содержание малоэффективных МКШ. Несмотря на рассчитанную в 70 млн. тенге стоимость одной школы-интерната, прогнозируется за счёт сокращения затрат на содержание МКШ экономить более 2 млрд. тенге. Следующим проектом следует выделить строительство в 2009-2015 гг. ориентировочно 30 детских садов на 8000 детей. Сады предполагается строить по новым технологиям со сроком введения в строй всего за два месяца каждый. Прозвучали и другие модернизационные проекты, носящие в основном управленческо-технический характер. При поверхностном взгляде на образовательный процесс всё кажется не так уж и плохо. Караван движется. Но позволю себе поделиться собственным взглядом бывшего учителя, которому не безразлично состояние в образовательной сфере. Это чувство заинтересованности подсказывает, что абсолютное большинство нынешних проблем носят закономерный, системный характер. В образовательном процессе, как в зеркале, отображаются все общественно-экономические проблемы всего общества в целом. А этих проблем не становится меньше, мало того – вырастают новые. Одна из главных – продолжающееся расслоение населения по классово-материальному признаку. Именно этот фактор определяет многое другое. Дети, как самый чувствительный индикатор, определяют материальное неравенство своих родителей и, исходя из этих возможностей, формируют своё отношение к учёбе. Они с молодых лет понимают – кому какая роль уготована в буржуазном мире «равных возможностей». Для кого-то возможности родителей позволяют получить элитное образование в частных школах, платных престижных вузах, или вообще купить нужный диплом. Для других является проблемой элементарное содержание ребёнка в детском саду и средней школе. Это чувство обделённости, бесперспективности для одних, и отсутствие необходимости прилагать усилия для других, способствует падению заинтересованности в знаниях. К тому же, с появлением платных учебных заведений процесс получения квалифицированного образования резко девальвировался. И никакими громкими импортными эпитетами вроде: лицей, колледж, бакалавр, магистр это не замаскируешь. Вместо широкого обучения политехнических кадров, действительно необходимых стране, лицеи и университеты штампуют невостребованную молодёжь с гуманитарно-обслуживающими профессиями. И в этом проявляется их корысть – не надо дорогого учебного оборудования, лабораторий, действительно сильного педагогического состава. Или по – другому, поменьше собственных материальных вложений, побольше вытащить из родительских кошельков учащихся и студентов. Голый бизнес и ничего более. А что касается государственных программ по модернизации промышленности, так это их мало волнует. Это и есть расбалансировка целей, задач, сил и средств, это и есть камень преткновения на пути к действительно всеобщему, достойному образованию, необходимому обществу. Каждое учебное заведение тащит «одеяло» на себя (а с ним и бюджетные деньги), не особо считаясь с потребностями страны.

В этой связи показательно выступление представителя колледжа им. Нургалиева (бывший строительный техникум), в котором он уверял в эффективности, новизне и полезности так называемого Норвежского пилотного проекта. Суть проекта стара, как фильм «Весна на Заречной улице» – соединить общеобразовательную школу и производство и получить нужную народному хозяйству квалифицированную рабочую силу. Совершенно серьёзно он уверял, что этот проект – последнее слово в профессионально-техническом образовании. И просил оказать материальную поддержку проекту из государственного бюджета: для рабочих и ознакомительных поездок в Норвегию для перенятия «новейшего» зарубежного опыта. Может для Норвегии это действительно открытие нового, но только для нас – это пройденный и, к сожалению, похороненный этап. И чтобы его возродить – не надо ездить за тридевять земель на казенные деньги, а достаточно просмотреть в ретроспективном показе советские фильмы типа выше названного или «Большой перемены». А ещё лучше: пригласить старые кадры по подготовке молодежи в профессионально-технических училищах и перенять их опыт, знания. Пока эти самые кадры окончательно не сошли со сцены.

И не случайно в заключительном обращении аким области ностальгически вспомнил о Госплане, и о Госзаказе, и драматически упомянул о том, что только 43% выпускников профтехобразования работает по специальности. О том, что в области, да и в стране, катастрофически не хватает врачей, учителей, технических специалистов, квалифицированной рабочей силы. Зато в чрезмерной избыточности наплодили юристов, экономистов, не способных составить элементарную строительную смету, менеджеров, торгующих на рынках ширпотребом, и прочих кабинетных управленцев. А ведь, прежде всего через телевидение, все эти «мыльные» сериалы и слащавые фильмы вдалбливается в юные головы, что успешный человек – это офисный человек. Нет фильмов и сериалов о трудовых буднях простых людей. Ребёнок с детства приучается к мысли, что жизнь должна идти по схеме: школа-университет-офис-отдельный кабинет. Всё остальное грязно и не престижно. С такой идеологической установкой мы, конечно, мало что создадим.

А ведь есть ещё и текущие проблемы. Это старение педагогических кадров и недостаточная их замена на новые. Тем более в большинстве своём менее квалифицированные из районных и сельских переселенцев, остающихся в городе по окончанию учёбы, оголяя тем самым сельские школы. И что делать с сокращаемым персоналом МКШ, так как другой равноценной, да и любой другой работы они вряд ли найдут. Давно известно, что наличие школы, медпункта, клуба – является цементирующим фактором для жизни села. Ликвидировать эти объекты – сделать роковой шаг, подталкивающий к вымиранию отдалённых сельских населённых пунктов. Как скажется на детской психологии и воспитании интернатовско-казарменное содержание и разлука с родителями и привычным укладом жизни? Как сгладить «компьютерное неравенство», когда меньшинство имеет в помощь к школьному ещё и домашний компьютер, а большинство довольствуется скороспешным, зачастую поверхностным школьным обучением на нём?

При желании можно поставить ещё массу вопросительных знаков по всем спектрам образовательной системы. Для решения всех этих многообразных задач необходимы волевые государственные решения. Главное – выстроить прочную вертикаль от широкой сети детских садов через школу к востребованности и занятости всех выпускников школ, профтехучилищ, лицеев и вузов. И здесь без возрождения в полном объёме государственного заказа не обойтись. А за неисполнение оного безжалостно лишать лицензий любые эфемерные колледжи и вузы. Решительно и поступательно заставлять частный бизнес «вкладываться» в подготовку научных и профтехкадров. Пересмотреть и подвергнуть ревизии факты приватизации бывших государственных объектов, относящихся к сфере образования, медицины, культуры и отдыха, спортивных объектов, с последующим их возвратом для использования по прямому назначению. По предельной возможности расширить количество государственных грантов на образование. Повысить стипендии всех уровней. И, конечно, поднять учителей на ту высоту общественного положения, на котором они по определению должны быть. Это ещё, кстати, В.И. Ленин завещал.



Сергей МИХЕЕВ