Угроза экономической и информационной безопасности страны!

Газета "Flash!"

Обращение общественных организаций Казахстана к депутатам Сената и Мажилиса парламента РК


В последнее время принимается множество программ как республиканского, так и регионального уровней по развитию информационных технологий (ИТ), внедрению электронного правительства, электронных услуг государственных органов населению. Такое стремление можно только приветствовать. Внедрение информационных технологий в работу органов государственного управления позволит уменьшить бюрократические процедуры, приблизить органы власти к населению, сделать их работу более прозрачной, снизить коррупцию, привить навыки компьютерной грамотности подавляющему большинству казахстанцев.

Сегодня во всех развитых странах мира информационные технологии являются локомотивом инновационного развития, гарантом экономической стабильности и конкурентоспособности. Эффективные программы стимулирования ИТ-бизнеса, инноваций и науки уже давно работают на развитие и коммерциализацию интеллектуального потенциала этих стран.

Однако, в деле внедрения ИТ и развития электронного правительства не все так гладко и просто. Многие проблемы в этом важнейшем деле имеют чисто субъективный характер и ведут в высокие руководящие кабинеты. Мы, общественники, можем назвать вещи своими именами и прямо сказать, что есть высокие чиновники, которые пытаются дело государственной важности превратить в средство решения личных материальных вопросов. При этом особое беспокойство вызывает не только возможная коррупционная составляющая, но и прямая угроза экономической и информационной безопасности страны, ее независимости и суверенитету!

На II съезде ИТ-компаний Казахстана, прошедшем 17 сентября 2010 года были названы две главные причины, тормозящие развитие отечественного ИТ-бизнеса, а именно:

1) отток проектов, и, соответственно, финансов, по большей части государственных, за рубеж (до 90 процентов);

2) исполнение работ по разработке программ и сопровождению информационных систем государственными предприятиями, квалификация и возможности которых вызывают сомнения.

Руководители ИТ–компаний не смогли принять в своих документах более жесткие и прямые заявления. Мы, общественники, можем и обязаны это сделать. Хотя бы по тому праву, что считаем себя, не побоимся этого слова, патриотами своей страны, в отличие от некоторых чиновников, страну распродающих.

Итак, уважаемые депутаты, что значит отток проектов за рубеж? Если говорить своими словами, чиновники, заключающие контракт с иностранной компанией на разработку системы электронного правительства какого-нибудь министерства или ведомства, таким образом не только обеспечивают работой и заработком жителей других стран, они еще и предоставляют возможность беспрепятственного доступа этих стран к любой информации, в том числе и к государственным, коммерческим, экономическим, военным секретам. Ведь тот, кто разрабатывает программу, тот и имеет в нее доступ. Причем, немалая часть компаний, подвизавшихся на ниве внедрения в Казахстане ИТ-технологий – это американские компании. Нам что, мало того, что мы передали американцам наши крупнейшие ГЭС – Усть-Каменогорскую и Шульбинскую, пустили их в стратегическую энергетическую отрасль? Мы что, хотим, образно говоря, вообще раздеться перед американцами догола? При этом в Казахстане есть десятки отечественных ИТ-компаний, современных, высококвалифицированных, наладивших дело с нуля, способных решать самые высокие задачи, но при этом они не развиваются, поскольку миллионные и миллиардные госзаказы уходят заокеанским фирмам.

Происходит все это в период кризиса и разговоров с высоких трибун о поддержке отечественного производителя и повышении казахстанского содержания в товарах и услугах. Но кое-кому в этот период, наверное, выгоднее поддержка собственного кармана.

Примеров можно привести немало. Так в руках иностранных компаний находятся такие значимые для страны проекты как портал Налогового комитета Минфина, Шлюз электронного правительства, ЦОНы, электронная таможня и др.

Особую тревогу вызывает безальтернативная передача многомиллиардного контракта под названием «е-Минфин» небольшому госпредприятию Центр электронной коммерции, формально входящему в холдинг «ЗЕРДЕ», который, кстати, подписал меморандум о разграничении работ между частным бизнесом и госкомпаниями. Работа этого Центра вызывает немалые нарекания у потенциальных поставщиков, которые не могут подать свои заявки на конкурсы по госзакупкам из-за периодических сбоев сайта госзакупок, обслуживаемого Центром. Тем не менее, госзаказ на 11 млрд. тенге получен именно Центром, который не обладает ни техническим, ни интеллектуальным потенциалом. По этому поводу есть сведения, естественно, неофициальные и требующие проверки, что за этой сделкой стоит ответственный секретарь Министерства финансов Наталья Коржова.

Также есть сведения, что большая часть указанной суммы перейдет американским компаниям Oracle Corporation (ОРАКЛ), IBM (Эйбиэм), Hewlett-Packard (Хьюлетт-Паккард) которые уже контролируют казначейство, а теперь получат в распоряжение все системы Минфина и его комитетов. А ведь история проекта казначейства помимо десятков миллионов долларов, утекших за рубеж, изобилует крупными ошибками, провалами, ставящих проект на грань срыва, со скандалами о хищениях и пр. Не знаем, кому как, может быть чиновникам, живущим одним днем, и одним глазом посматривающим на какую-нибудь Швейцарию с домиком в предгорье Альп, все это, как говорится «фиолетово», но нам страшно. Страшно за то, что чиновники не ценят собственный народ. Страшно, что огромные деньги работают на экономику другой страны. Страшно за то, что мы становимся совершенно беззащитными в век глобальной компьютеризации. Молчать в такой ситуации уже нельзя! Нам будет стыдно перед своими детьми, если мы будем продолжать молчать!

Похоже, осознание этой угрозы, осознание необходимости развития собственных технологий, поддержки собственных передовых компаний, начинает приходить в наши коридоры власти. Примеры такого государственного подхода не так далеко от нас. У нас на глазах правительство Южной Кореи отказалось от услуг иностранных компаний в области ИТ-технологий и сделало свой электронный Минфин за 5 лет лучшим в мире. При этом, естественно, обеспечив сохранность всех закрытых сведений. По тому же пути идут и европейские страны, делающие ставку на собственное программное обеспечение.

Отрадно, что по результатам вышеупомянутого Съезда Премьер-министром РК Масимовым К.К. было дано поручение министру связи и информации об организации серии совещаний по решению проблем ИТ-отрасли. Первое такое совещание было проведено 29 октября 2010 года, и на нем были определены конкретные механизмы решения проблем повышения казахстанского содержания в ИТ-проектах государства. Со стороны бизнес-сообщества было прямо сказано о том, что многие казахстанские компании достигли зрелости и могут справиться с любыми масштабными проектами.

Но, к сожалению, пока реализация этих долгожданных для казахстанских ИТ-компаний решений идет слабо, или даже вовсе не продвигается.Поэтому в реальности, несмотря на поручения главы правительства, отток проектов и денег иностранным компаниям продолжается, а положение казахстанского ИТ-бизнеса полностью игнорируется во многих госструктурах.

ИТ-сообщество и общественность надеялись и продолжают надеяться, что такие проекты как «электронное правительства», е-министерства, е-акиматы и другие дадут мощный толчок к развитию отечественной казахстанской ИТ-индустрии, импульс к развитию человеческого капитала, образования и науки. Но пока наши чиновники развивают чужие фирмы, дают работу людям интеллектуального труда в других странах. Повторим свою мысль о том, что передача ключевых информационных проектов иностранным компаниям ставит вопрос об информационной безопасности страны.

Полагаем, что в данной ситуации необходимо вынести этот важнейший вопрос на обсуждение депутатов, народных избранников. Просим Вас включить вопрос об информационной безопасности страны, о состоянии дел в отечественной ИТ-индустрии, о порочной практике передачи важнейших государственных заказов в этой сфере иностранным, в частности, американским компаниям – в повестку дня Сената и Мажилиса. А также создать парламентскую комиссию по расследованию приведенных в нашем обращении данных. Надеемся на вашу гражданскую позицию. Вопрос просто не терпит отлагательства в долгий ящик. Завтра может быть уже поздно!



РОО «Коммунистический союз

молодежи» О. Буторина

Общественный Фонд «Фонд

развития парламентаризма

в Казахстане» З. Батталова

Общественное объединение

«Социально-правовой центр

«Әдiлет» М. Тулиндинов

Общественное объединение

«Независимый профсоюз

«Солидарность» Е. Капабаев

Авангард Красной Молодежи,

г. Караганда А. Цуканов

ОО «Международный фонд

социальной ответственности»

Движение «Абырой» А. Жетписбаев

Частный Фонд «Международный

благотворительный фонд

им. Усенова Ануарбека»

Шеф-редактор газеты

«Общественная позиция»

Алмат Азади

ОО «Миссия по правам человека»

А. Бижигитов

Независимый профсоюз

«Защита труда» И. Булгаков

Общественное Объединение

«Институт демократии и прав

человека» Б. Блялов

Лидер Движения «За свободный

Интернет» П. Морозов

Лидер Движения «За свободный

Интернет» Г. Агелеуов