О БЕДНОМ ПАРТНЕРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Газета "Flash!"

В разгар кризисных явлений стал набирать обороты новый-старый проект в нашей государственно-экономической жизни. С высоких трибун заговорили о государственном и частнопредпринимательском партнёрстве. Хоть это и не является чем-то абсолютно новым – на него решили делать ставку как на панацею спасения от кризиса. Исподволь говорится: «что государство одно всех на себе тянуть не желает и наступил момент, когда на поддержку родной экономики должно максимально активно включиться предпринимательство, купечество и прочие мелкие лавочники, а не то все сядем». Или, по другому – национальный дефолт светит.

Партнёрство, подразумевает доверие друг к другу и взаимность. В теории это должно выглядеть примерно так: частные товаропроизводители должны остановить удорожание своей продукции и цены на неё. При этом наращивать и расширять производство, создавать новые рабочие места, помогать в виде «добровольной» помощи в выполнении национальных проектов, таких, например, как «Дорожная карта», нести более высокую социальную ответственность и прочее, прочее. В ответ на такую спасительную услугу государство со своей стороны, как бы предлагает широкий набор всевозможной помощи, вроде как: оказание правовой поддержки, отдельные налоговые послабления, введение всё новых протекционистских мер, защита от монополистов и прочее, прочее.

В действительности это напоминает перераспределение «тришкиного кафтана». Занятие крайне бесперспективное. Опыт истории капитализма показывает, что введение робеспьеровских максимумов цен ещё никогда до хорошего не доводило, а вызывало лишь упадок и свёртывание хозяйственной жизни, обнищание – и в конце социальный взрыв. И с «добровольными вступлениями» есть хороший отечественный пример из голощёкинской коллективизации и других «головокружений от успехов». Возможно на короткий период (на что и делается ставка) это «взаимовыгодное партнёрство» и даёт свой эффект. Но ясно, что подрубит кредит доверия к финансово-экономической политике государства, которое не спешит выполнять свою долю партнёрства, предпочитая идти вторым номером, тяжким бременем ляжет прежде всего на средний и малый бизнес. А если ещё «перегнуть палку», то и вовсе приведёт к хозяйственному и финансовому коллапсу. Ведь у предпринимателей и так малый кредит доверия к государственной политике по отношению к себе, с его постоянным реформаторским зудом. И ведь такие проекты затеваются, когда все ведущие экономисты мира только и говорят о роли среднего и малого бизнеса, как спасительной палочки во времена великой депрессии. А это означает, что государственная доля ответственности за развитие частного бизнеса, должна идти всегда хотя бы на полшага впереди перед обязательствами этого самого бизнеса. У нас же всё наоборот. Пытаются вначале выжать, а уже во вторую очередь спасать самого помощника.

Факты налицо. Уже открыто от самых влиятельных лиц государства слышны призывы к новому переделу собственности: в энергетике, в землепользовании, недвижимости. Во весь рост поднят вопрос о реприватизации промышленных и социально-культурных объектов, земельных участков. Только вот вопрос – на кого рассчитаны эти популистские лозунги? На крупный монополистический капитал? Вряд ли. Их не испугаешь. На них у государства кишка тонка. Они защищены долгосрочными и дорогостоящими договорами, арбитражными международными судами. К тому же крупный капитал у нас либо в руках у лиц, приближенных к высшей власти, либо у влиятельных иностранных компаний. Как говорится: попробуй – отбери. Выходит, что такая неподготовленная реприватизация ударит по средним и малым, загубив их на корню и испугав окончательно их последователей.

Да, из этих «выпрессованных» средств, можно конечно какое-то время продержаться, закончить, например, ту же «Дорожную карту», сумма государственного финансирования которой в этом году по Усть-Каменогорску упала с 6 млрд. тенге до 2,8 млрд. И этот дефицит соблазнительно восполнить из частных средств. Но что потом, когда «корова перестанет доится»? Опять придём к тому с чего начинали в 90-х годах? Так и будем ходить по кругу, периодически снимая «стружечку» и другие «пенки» с фундамента капиталистической экономической деятельности? Пора бы уже определиться, как Чапаеву – за кого мы – за государственную общенародную экономику или за частную капиталистическую? А то эти шараханья от полной вседозволенности, приватизации и либерализации до псевдопартнёрства и реприватизации дорого нам обойдутся…

Маленький штришок к «взаимо-выгодному партнёрству». Около частной стоянки, что на Пристани, в 40 машин, обнаружился сугроб! Наказание незамедлительное и беспощадное – 20 МРП, невзирая на доходность! Ещё 2-3 такие показательные порки и вместо стоянки со сторожами и маленькими, но верными налоговыми ручейками в госказну, будет пустырь. А вы говорите – партнёрство!

И таких штришков можно приводить немало. Например, меморандумы о сдерживании цен. Да, они обязывают владельцев торговых точек устанавливать торговую надбавку не более 10%. Но почему в цепочке формирования цен на те же продукты взято только последнее звено? Почему не разобраться со всеми звеньями? Ведь все, например, знают, в чьей собственности были и чьими сейчас стали те же сахарные заводы. Так почему не начать анализ роста цен на сахар с них? Э, так мы далеко зайдем, уважаемый автор, – скажет проницательный читатель. И будет прав. Далеко заходить никто не хочет – себе дороже. Лучше «потрамбовать» торговцев. Они-то рядом, и безответные.

Или создать «образ врага» в лице автобусников. В областном центре цены на проезд сдерживают силовым способом. Уже несколько месяцев союз автоперевозчиков пытается доказать, что самая минимальная цена, при которой есть какой-то экономический смысл работать – это 50 тенге. Но власть к их доводам не прислушивается и жестко стоит на своем – никакого повышения. Горожане довольны. А страдают-то не владельцы автопарков, а водители и кондукторы. Ведь автобусы они берут в аренду. И чтобы выйти в рейс, им приходится сокращать свою зарплату, затягивать пояс туже. А ведь затраты на проезд, конечно, значительная, но не самая большая часть затрат личного бюджета среднего горожанина. А в это время тарифы на коммунальные услуги, тепло, электричество – выросли. Зайдите на рынок – и сравните цены на первоочередные продукты до нового года и сейчас. Получается, что кому-то можно повышать цены. Они – не враги. А вот водители и кондукторы – главные «враги». Странные дела творятся на белом свете, господа.



Сергей МИХЕЕВ