НАМ ВСЕМ НУЖНО В ЗОНУ!

Газета "Flash!"

Усть-Каменогорск, по мнению НПО-шников, нужно объявить зоной чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС). Специалисты просят не путать этот статус с другим – территории экологического бедствия, при котором придется закрыть или сократить ряд важных производств.

— Положение зоны ЧЭС дает жителям возможность получать от государства компенсацию за плохое состояние окружающей среды, средства на лечение и восстановление здоровья, – объяснила на заседании комиссии по экологии Совета общественности при акиме ВКО экс-мажилисмен Алимпиада Черкашина. – Скоро такой статус придадут Аралу. Но для его получения Усть-Каменогорску нам нужно пройти все прописанные законодательством процедуры, свести воедино исследования, проведенные специалистами по экологии.

Кто в ответе за отравленный воздух?

Пока НПО-шники разбираются, кто возьмет на себя ответственность по сбору необходимых бумаг и оформлению «петиций» в правительство Кахахстана, экологическая ситуация в Усть-Каменогорске только ухудшается. С начала года в атмосферном воздухе областного центра ВКО содержание в атмосферном воздухе только сернистого ангидрида превышает предельно допустимую концентрацию больше, чем в два раза, а диоксида азота втрое выше нормы! Это – токсичные вещества высокого класса опасности. Но никто из чиновников, которые отвечают за охрану окружающей среды, не могут даже найти источник загрязнения!

По словам председателя экспертной комиссии по экологии Совета общественности при акиме ВКО Геннадия Корешкова, ответственные за охрану окружающей среды государственные структуры ограничиваются сбором информации и констатацией фактов. Многомиллионные вложения крупных промышленных предприятий – Казцинка, Титано-магниевого комбината, AES Усть-Каменогорской ТЭЦ не внесли ощутимого изменения в улучшение атмосферы города.

— Казцинк – основной загрязнитель по сернистому ангидриду, постоянно рапортует о снижениях вредных выбросов. Почему тогда его содержание в воздухе так высоко?- удивлен Корешков. – Либо промышленный гигант занижает свои данные, либо появился еще какой-то неизвестный источник выбросов. Может, это небольшие котельные или подпольно открытые производства так портят воздух? Никто не знает. Превышение по ПДК сернистого ангидрида и диоксида азота обнаружено даже в районе КШТ. Как туда могли попасть эти токсичные вещества? Кстати, среди специалистов до сих пор ведутся споры, какой объем вредных выбросов дает автотранспорт! Одни говорят – 20 процентов, другие – 50? Кто из них прав, неизвестно.

По мнению НПО-шников, сегодня в Восточном Казахстане никто не отвечает за то, как тратят выделяемые на природоохранные мероприятия деньги, каким будет эффект для экологии. Помимо этого, Министерство охраны окружающей среды (МООС) РК взяло под свою «опеку» главные загрязнители атмосферы – промышленные предприятия Усть-Каменогорска, и само дает им разрешение на выбросы, утверждая программы по экологии областного центра ВКО без учета мнений местных специалистов и общественности.



Страшно далеки они от экологии

Председатель Совета общественности при акиме ВКО Владимир Лопаткин убежден, что Иртышский департамент экологии не выполняет своих функций, которыми он наделен согласно «Положению о ВК филиале Иртышского департамента экологии». По своему статусу, изложенному в документе, филиал должен быть инициатором проведения госполитики в сфере охраны окружающей среды, оценивать состояние экологии, выявлять факторы и источники загрязнения.

— Департамент и его филиал даже не знают, почему увеличилось содержание вредных веществ в атмосферном воздухе! – считает Владимир Федорович. – Нам абсолютно непонятно решение МООС РК, объединившее управления по экологии двух областей -Восточно-Казахстанской и Павлодарской в единый Иртышский департамент. Теперь в таком огромном регионе, как Восточный Казахстан с его сложными экологическими проблемами, находится только филиал этого департамента. Но самое страшное, что в филиале часто меняются руководители, и последние три года на эту должность назначаются совершенно случайные люди. В устькаменогорских вузах – три кафедры экологии, есть хороший преподавательский и профессорский состав, прекрасные специалисты. Почему же МООС на должность директора филиала Иртышского департамента назначает тех, кто очень далек от экологии?

— Вы сидите только для выдачи разрешений предприятиям- загрязнителям на выбросы и сбора штрафов, за что можете мзду получить, что ли? А кто будет заниматься анализом, разрабатывать предложения? – поинтересовалась у сотрудников ВК филиала Иртышского департамента экологии на совещании экспертной комиссии Алимпиада Черкашина.

Директор Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента Эдуард Ким с критикой не согласен. Он считает, что Совет общественности при акиме ВКО не торопится идти с ним на контакт.

— Да мне самому интересно, почему в атмосферном воздухе Усть-Каменогорска повышается объем вредных выбросов! – заявил глава филиала экологического ведомства. – Я же приглашал к себе Корешкова, чтобы вместе разобраться. А он не пришел, – обратился он к общественникам. – 40 моих инспекторов приносят в бюджет области от 3 до 5 млрд. тенге в виде штрафов. Поэтому напрасно обвинять нас, что мы не работаем. Но я согласно Экологическому кодексу не имею права разглашать информацию о природопользователях, которая носит коммерческий характер.

— Объем выбросов – это коммерческая информация? Да вы что! – возмутился Геннадий Корешков. – Люди задыхаются, а вы говорите, что вам нельзя называть источник выбросов.

По процедурному вопросу — в Павлодар

Кстати говоря, ликвидацией территориального подразделения МООС в ВКО недовольны и местные предприниматели, которые недавно обратились с жалобой по этому вопросу к Президенту страны.

— Теперь все предприятия-природо­пользователи, учреждения и организации, граждане ВКО обязаны как минимум ежеквартально ездить в Павлодар по месту нахождения Иртышского департамента экологии по вопросам разрешительных процедур в области охраны окружающей среды, а также за заверениями расчетов платежей на эмиссию загрязняющих веществ, – сказано в письме, адресованном главе государства.- Проектные фирмы, которые разрабатывают десятки проектов в месяц, посещают Павлодар несколько раз за этот отрезок времени. Такие действия МООС значительно усложняют деятельность малого бизнеса. По сути, для него создан непреодолимый административный барьер. А ведь министерство давало письменное заверение, что в Усть-Каменогорске и Семее будут созданы территориальные органы, которые сохранят полномочия территориального подразделения и в полном объеме будут проводить свою работу.

Подписанты попросили у Президента вмешательства в сложившуюся ситуацию, чтобы вернуть функции ВК областному управлению охраны окружающей среды в полном объеме, предусмотрев в его структуре подразделения экологического регулирования.



Вместо постскриптума

Между тем, если верить официальной статистике, Усть-Каменогорск находится на третьем месте по загрязнению атмосферного воздуха после Алматы и Шымкента. Но в областном центре ВКО вызывает тревогу состояние подземных и питьевых вод. Нужны огромные средства на ремонт Пионерского водозабора, из-за состояния которого в питьевой воде близится к критической отметке содержание кадмия, марганца, тяжелых металлов. Очистные сооружения Государственного коммунального предприятия «Оскемен-Водоканал» работают с перезагрузкой на 60 процентов. Также на территории Усть-Каменогорска специалисты выявили около 400 радиоактивных аномалий. Основные причины смертности – болезни системы кровообращения и новообразования (48,8 и 13,7 процентов от всех летальных исходов соответственно), несчастные случаи и травмы -12,4 процента, патологии органов дыхания – 4,4 процента. Специалисты начинают большую работу, чтобы определить взаимосвязь плохой экологии с этими заболеваниями. Об этом читайте в следующих номерах газеты «Flash!».

Ольга УШАКОВА