МАЛОСТЬ ПЕРЕПУТАЛИ

Газета "Flash!"

Борьба с коррупцией в стране, несмотря на избитость понятия, по-прежнему остается общенациональным брендом, способом рассчитаться с неугодными и конкурентами, да и продвинуться по служебной лестнице. Чем круче рангом чиновник, которого пытаются изловить на общественно опасном злодеянии, тем больше шансов возвыситься тому, кто ловит. Впрочем, разве я открываю Америку?

Газета «Flash!» неоднократно рассказывала о ситуации, которая сложилась вокруг земельных участков на побережье Бухтарминского водохранилища. Напомним, несколько месяцев назад суд постановил вернуть ГУ «Усть-Каменогорское государственное учреждение лесного хозяйства» около 600 гектаров территории, которые сейчас находятся в частной собственности и застроены дачными домиками и базами отдыха. А бывший глава Зыряновского района Александр Барбашов попал в орбиту уголовного преследования за то, что он, «превысив свои должностные полномочия, незаконно вынес постановление № 1848 о переводе земель, принадлежащих государственному лесному фонду общей площадью 811 га на земли рекреационного назначения. Однако, согласно Земельного и Лесного кодексов, перевод земель гослесфонда в земли другой категории, осуществляются только Правительством РК». В ноябре против экс-акима Зыряновского района были возбуждены сразу четыре уголовных дела. Одно из них напрямую касается злополучного постановления № 1848, а в трех других следователи областного ДБЭКП (финансовой полиции) утверждают, что-де на основе постановления № 1848 Барбашов предоставил своими последующими постановлениями – за №№ 375, 107,3258, участки разной площадью гражданкам Арпабаевой, Проходовой и АО «УМЗ». По мнению правоохранительных органов, Барбашов этими четырьмя постановлениями нанес государству ущерб в полтора миллиарда тенге, а его деяния подпадают под статью 308 УК РК (превышение должностных полномочий, совершенных лицом, занимающим ответственную государственную должность). Но если вникнуть в суть уголовных дел против акима, то станет понятно: они шиты белыми нитками. Неужели в финполиции так спешили с возбуждением «уголовки», что не потрудились прочесть Закон «О местном государственном управлении в РК», где черным по белому написано, за что отвечает аким, а за что – акимат?



Ошибочка вышла

Начнем с того, что издавать постановления – прерогатива не акима, а акимата – коллегиального исполнительного органа госвласти. Аким создает и отвечает за распоряжения и решения. То есть, пресловутое постановление № 1848 издал не конкретно Барбашов, а акимат. Давайте рассмотрим порядок принятия любого такого постановления. Выше названный документ был подготовлен начальником отдела по управлению земельными ресурсами Зыряновского района г-ном Охременко. Потом в зале заседания собрались все представители акимата, силовых структур и т. д. На этом заседании зачитали проект постановления, и каждый из присутствующих смог высказать свои замечания и предложения. На окончательном варианте документа свои подписи поставили, помимо Барбашова, замакима Игнашин, руководитель аппарата акима Дедова, советник акима Тулакин и начальник канцелярии Шмелева. Потом этот документ зарегистрировали в органах юстиции и внесли в реестр государственной регистрации нормативно-правовых актов, официально опубликовали в СМИ. Но, если ответственность за постановление коллегиальная, то почему следователи финполиции решили возбудить уголовное дело только против Барбашова? Конечно, мы не кровожадные и не требуем немедленно призвать к ответу других подписантов, мы лишь хотим акцентировать внимание наших читателей на странностях этого дела и избирательности следователей финпола.



Четыре минус три

Наши доводы, очевидно, подтвердит и такой любопытный факт. Остальные постановления: №№ 375, 107,3258, которые в ДБЭКП по ВКО посчитали делом рук Александра Барбашова, вообще не имеют к нему никакого отношения. Даже его подписи в них нет, а одно из вышеназванных постановлений принималось в то время, когда он уже не занимал должность акима Зыряновского района! Разобравшись, что вышли конфуз и форменная ошибка, финансовые полицейские быстренько отменили эти три своих документа о возбуждении уголовных дел против Барбашова, но почему-то не стали открывать их в отношении тех лиц, кто действительно оставил на них свои подписи. Остается только гадать, почему. Одно уголовное дело против Барбашова – за акиматовское постановление №1848, финполиция пока закрывать не стала. Может, ожидает решения Верховного суда, в котором будет рассматриваться жалоба акимата и управления юстиции Зыряновского района на решения предыдущих инстанций, которые посчитали спорные земли на Бухтарме собственностью ГУ «Усть-Каменогорского государственного учреждения лесного хозяйства»?



Запасной вариант

Что касается утверждений сотрудников ДБЭКП по ВКО, будто аким Зыряновского района явно взял на себя полномочия правительства и самостоятельно перевел земли гослесфонда в рекреационную зону, то они тоже вряд ли обоснованы. В постановлении акимата речь идет о землях запаса. А они на тот момент и являлись таковыми, поскольку в то время они не были предоставлены в землепользование или частную собственность, какие-либо данные о владельцах земли отсутствовали в ГосНПЦземе. Согласно п. 4, статьи 22 Лесного кодекса РК, право лесовладения удостоверяется актом на право постоянного землепользования, который выдается центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами. Такую же норму содержат статья 12 Земельного кодекса РК и другие нормы законодательства, которые регламентируют предоставление права постоянного землепользования на участки для нужд лесного хозяйства. Добавим, что перевод земель запаса в иную категорию как раз лежит в пределах компетенции местного исполнительного органа, то есть, акимата.



Где умысел?

Немаловажно, что для квалификации действий Александра Барбашова по статье 308 УК РК, необходимо обязательное наличие умысла. Закон указывает на явный характер выхода должностного лица за пределы своих полномочий, который понимается, как очевидность, бесспорность как для самого должностного лица, так и для других лиц. Но мы уже немало времени посвятили тому, чтобы объяснить, как принимались постановления о переводе земель запаса в рекреацию и что в действиях экс-акима Зыряновского района не было ни прямого, ни косвенного умысла. А раз нет его – нет и состава преступления. В таком случае уголовное дело подлежит прекращению. Хочется надеяться, что на этот раз сотрудники финансовой полиции обстоятельно и без ненужной суеты разберутся в нормах законодательства.



Георгий САНДИНОВ



От редакции. Вообще вся эта ситуация с земельными участками на берегу Бухтарминского водохранилища уже получила довольно широкий общественный резонанс. С одной стороны, немалая часть народа думает так – пораздавали земли в райском уголке области всяким богатеньким, а теперь отнимают – и правильно делают. И Барбашова, дескать, правильно «трамбуют». Но есть и те, кто задумывается над истинным смыслом происходящего. А смысл в том, что нарушается Конституция, где записан принцип неприкосновенности частной собственности. А если Конституция сегодня нарушается в чем-то одном, то завтра ее вообще можно выкинуть в мусорный ящик. Беспредел, он имеет свойство размножаться с поразительной скоростью, и в итоге бьет по всем без исключения.

Видимо, для того, чтобы придать этим делам с землей какой-то ореол борьбы за законность, нашли «козла отпущения» в лице бывшего акима Зыряновского района. Почему именно его – непонятно. Ведь Зыряновский акимат своим коллегиальным решением подтвердил то, что было на самом деле. Уже десятилетиями на берегу Бухтарминского водохранилища существуют базы отдыха. Так вот, решением акимата земли запаса, на которых они расположены (т.е земли, не находящиеся ни в чьей собственности) были переведены в земли рекреационного фонда. Фактически они ими и являлись. Ведь слово «рекреационный» означает – предназначенный для отдыха, восстановления сил. Именно для этой цели и используются эти земли начиная с 60-х годов XX века. После этого решения свое законное право землевладения получили базы отдыха, а под дачи давали участки только между этими базами. И ни к какому лесному фонду эти земли не относились, лесники до сих пор не представили ни одного документа, подтверждающего их право на лесовладение.

Так зачем же тогда весь сыр-бор? Мы уже высказывали версию, что начинается элементарный передел земли и собственности. Отнять у одних и передать или выгодно продать другим. Или снова продать нынешним владельцам за хорошую мзду. Только так можно объяснить всю эту возню с землей. А уголовное дело против Барбашова – это так, прикрытие, дымовая завеса. Дескать, нужно наказать виновного в «разбазаривании» земли, да еще и заручиться при этом «гневом народным». Способ уже проверенный и не раз опробованный. Конечно это только наша версия, но журналистский и политический опыт подсказывает, что так оно и есть. Если мы ошибаемся – то будем только рады.