КАК ПО МИННОМУ ПОЛЮ

Газета "Flash!"

Хотя этот номер выходит накануне 65-летия Великой Победы, данная статья совсем не о военной тематике. Разговор пойдёт о городских дорогах. 1 мая, после долгой и изнурительной зимы, автор этих строк начал автомобильный сезон. Явно застоявшаяся в гараже машина резво взяла скорость. Но удовольствие от размеренного звука мотора и мягкой езды продолжалось недолго.

А дальше…



Дальше наступил шок от состояния дорог. Ямы, колдобины подстерегали везде. Встречались и выдолбленные отбойным молотком куски, приготовленные для заплаточного ремонта, но почему-то брошенные рабочими. В тот день довелось поездить не по самым худшим улицам – по Набережной Иртыша и проспекту Текстильщиков (ныне Сатпаева). Ездить невозможно – напряжение постоянное, приходится отслеживать не только пешеходов, знаки, светофоры, движение впереди и по соседним полосам, но и ямы. Риск угодить в колдобину и разбить машину – огромный. Нет, это не дороги областного центра. В столице области таких дорог быть не должно. И даже в райцентре таких дорог быть не должно. Вообще таких дорог быть не должно. Пока передвигаешься по дорогам в качестве пассажира общественного транспорта, конечно, этот ужас ощущаешь не так. Но когда за рулём…

Честно говоря, что-то не припомню, чтобы наши дороги были столь в ужасном состоянии. Особенно учитывая, что в прошлом году город получил на реализацию «Дорожной карты» 5,5 млрд. тенге. Из них немалая часть пошла на ремонт дорог. И где эти миллиарды? Почему после этих миллиардов дороги у нас хуже, чем в ужасные 90-е годы?

Власти говорят, что весь брак подрядчики будут переделывать за свой счёт. Кто и где начал ликвидировать брак? Участвуют ли эти подрядчики в конкурсах на ремонт дорог в этом году? Ведь только на подготовку к казахстанско-российскому форуму город получает более 2 млрд. тенге. Почему на Иртышском мосту раздолбали отбойными молотками ямы вплоть до металлической сетки и бросили (во вторник, 4 мая, все же перекрыли полмоста и начали спешные работы)? Вопросы, вопросы…

Когда же мы решим пресловутую дорожную проблему? Я уже не говорю о примере европейских стран. Не грех поучиться и у азиатов, у пресловутых стран «третьего мира» (а сами-то мы сейчас в каком мире?) Возьмём Таиланд – не самую передовую страну. Конечно, погодные условия по сравнению с Казахстаном несопоставимы. Но важен сам подход к дорогам. Из столицы Бангкока в город Паттайя ведёт шестиполосная бетонка. Плюс отдельная полоса для мотоциклистов (в Таиланде этот вид транспорта очень распространён). Почти 200 км пролетаешь чуть больше, чем за час, с комфортом, в автобусе с кондиционером. Видел и как ремонтируют. На ремонт закрывают только одну полосу, но это ремонт капитальный, снимают всё, вплоть до сетки. Никаких ямочных ремонтов. Поскольку на дороге по три полосы в каждую сторону – никаких заторов ремонт не создаёт. В Паттайе на центральной улице практически нет светофоров, они начинаются только в оживлённой деловой части. А так, едешь «сотню», все пешеходные переходы оборудованы виадуками. Естественно, никому из тайцев не придёт в голову перебегать дорогу, все переходят по виадуку. При этом ни за пределами города, ни в городе не видно тамошних «жолполоцев». Это Азия, которую мы считали забитой и отсталой.

Не только в европейских странах, но уже и в России принят порядок, по которому ремонт делают по ночам. За ночь делают всю работу на небольшом участке, например, сто метров, и наутро по нему открывают движение. Никому и в голову не придёт раздолбить за день яму, а в 17-00 бросить её на ночь, а то и на неделю, при этом, даже не поставив предупреждающего знака и освещения. Разобьёте вы в темноте машину – это ваши проблемы. Судитесь потом годами. Руки оторвать бы за такую работу! И в первую очередь не рабочим, они выполняют распоряжения, а руководителям.

Наверное, здорово влияет на решение дорожной проблемы и коррупция. Не могу утверждать, что именно так все происходит в Усть-Каменогорске, но в целом по стране примеров коррупции как в дорожной отрасли, так и в других, предостаточно. Если подрядчики, по слухам, отдают до 20% «отката», они должны как-то компенсировать эту сумму. Сделать это можно за счёт рабочих, если не оформлять их официально, то экономия на социальном налоге и социальных отчислениях. И ещё – на качестве работ. Вместо ремонта – видимость ремонта. Кто знает, что там – под асфальтом?

За год работы в должности акима Усть-Каменогорска Ислам Абишев сумел создать имидж крепкого хозяйственника. Во многом – заслуженно. Решены многие застарелые городские проблемы. Но весна начинает разрушать этот имидж. Город не смог достойно подготовиться к паводку, хотя на это было два месяца – март и апрель. И Согру, всё-таки, подтопило. Обнажились от снега ужасные городские дороги… А ведь и состояние дорог, и подготовка к паводку – это прямые обязанности исполнительной власти города. Но мы продолжаем ездить как по минному полю. Правда, аким города может сказать – ведь я езжу по этим же дорогам. Да, но разница в том, что если аким разобьёт свой служебный автомобиль, большой беды не будет. За счет бюджета можно купить новый.



Денис Данилевский