Почему Азиатский банк озабочен системой орошения? Нужен ли Казахстану очередной кредит?

Газета "Flash!"

В сельском хозяйстве ВКО и нескольких областей Казахстана может начаться реализация масштабного проекта, который затронет десятки тысяч гектаров земли и даже привести к переселению сельских жителей. Что это за проект?





В земледелии судьба растений сильно зависит от сочетания благоприятных факторов, таких, как вовремя прошедший дождь и не слишком засушливое лето. Естественно, люди быстро уловили связь между плохим урожаем и недостатком воды и, потому, старались доставить воду для полива самым простым способом — принести на руках в нужное место. Это тяжелейшая работа. Человечество старательно решало эту проблему, внедрив так называемую ирригационную систему, или иными словами механизм искусственного орошения, который дал возможность существенно увеличить урожай. Ранее у нас была мощная система искусственного полива, но после развала СССР она стала приходить в упадок. Ведь содержать и эксплуатировать такие системы могут лишь крупные хозяйства, а колхозы и совхозы преобразовались в тысячи мелких крестьянских хозяйств. Либо мелким КХ нужно объединяться в кооперативы.

Помочь с развитием такой системы в Казахстане предложил Азиатский Банк Развития (далее АБР). АБР – это финансовая организация регионального уровня, предоставляющая долгосрочные кредиты для реализации крупных проектов. АБР начал оказывать поддержку Казахстану в 1994 году. Деятельность АБР, головной офис которого находится в Маниле, направлена на снижение уровня бедности в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством экономического и экологически устойчивого роста, а также региональной интеграции. Банк создан в 1966 году. Членами АБР являются 67 стран.





Информация о проекте

Проект предусматривает строительство ирригационных систем, которые обслуживают около 174 100 гектаров земель с самотечным и насосным орошением в ВКО, Карагандинской, Кызылординской и Жамбылской областях. Исполнительное агентство – Министерство сельского хозяйства, Республиканское государственное предприятие «Казводхоз» (далее КВХ) – будет непосредственно реализовать проект.

На данный момент проект находится на стадии подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО). Реализация проекта и восстановительные работы запланированы ориентировочно на 2019 – 2020 гг.

На текущей стадии подготовки ТЭО проводится инспекция социального воздействия для определения потенциальных социальных и экологических воздействий, которые могут быть вызваны проектом. Потребность в отводе земель и переселении пока не известна, она может быть минимальной, поскольку проект предусматривает восстановление существующих ирригационных систем. Если потребуется отвод земель и переселение, будет предоставлена компенсация.

По итогам исследования разработают план отвода земель и переселения, согласованный Правительством Казахстана и Азиатским Банком Развития. План будет включать процессы отвода земель и переселения, оплату компенсации потерь, и любую другую помощь. Его опубликуют на казахском и русском языках на сайтах Комитета водного хозяйства и АБР.

В первую очередь поддержат сельхозкооперативы, власти будут стимулировать создание сельхозкооперативов, занимающихся поливом. Желающих будут обучать, как правильно создать кооператив, помощь окажут агрономы, специалисты по вопросам налогового учета, сбыта готовой продукции, объяснят, как получить льготы и субсидии.

Планируется строительство 101 канала в 6 районах области: Курчумском, Тарбагатайском, Урджарском, Жарминском, Зайсанском, Кокпектинском. Проектирование хотят завершить до осени 2019 года. Само же строительство запланировано на 4 года, с 2020 по 2023 гг.



Кто имеет право на переселение и компенсацию

Естественно, все, кто имеет документы на землю и сооружения, в первую очередь будут получать компенсацию на основе независимой оценки стоимости. Но даже если нет документально подтвержденных претензий на землю или постройки, компенсация все равно будет выплачиваться, в зависимости от каждого конкретного случая.

Людей уведомят о переселении заранее, и будет объявлена дата завершения. Все, кто поселится на этом участке или построят сооружения в районе проекта после даты завершения, не получат компенсацию.

Общественные консультации

АБР считает, что общественные консультации необходимы для выяснения мнения общественности. В ходе консультаций будет предоставлена информация о характере проекта, любых социальных и экологических проблемах, которые могут возникнуть, ответственных государственных учреждениях и прочих заинтересованных сторонах, ходе проекта, а также другие вопросы и информация. Особое внимание уделяется разрешению неизбежных жалоб населения.



Понятно, что пока ничего непонятно

Итак, работы предстоят крупномасштабные. Возможно, самые крупномасштабные в сельском хозяйстве ВКО за годы независимости. Но вопросов после презентации проекта осталось много. Мониторинг, консалтинговые услуги, консультанты, маркетологи, сколько их предусматривается, и как долго они будут работать? День, два, год, или постоянно, и за чей счет?

На слушаниях по данному проекту, прозвучало, что именно они будут помогать в продвижении продукции. Значит ли это, что привлечение всех этих специалистов и консультантов обязательное условие? А если их не будет, и вся помощь рассчитана лишь на один день, то возникает вопрос эффективности данного проекта? Ведь нужно учитывать, что за счет оплаты стоимости воды, полива, подорожает и продукция крестьян. Откуда будут привлекаться специалисты и консультанты, или они члены команды АБР, которые живут на Филиппинах, в Швеции или Норвегии? Если так, то и зарплата им будет выплачиваться по 1000 долларов и выше? За чей счет? Сумма будет включена в стоимость воды? Может ли крестьянин сам решать — звать консультантов или обойтись без их помощи?

Разработчики проекта дали очень сжатую информацию, утверждая, что ТЭО всё еще не прошло государственную экспертизу, иными словами, всё может кардинально измениться. На какой срок будут привлекать консультантов – неизвестно. Конкретика станет известна позднее. Скорее всего, специалисты будут консультировать все 4 года реализации проекта.

Получается, что мы построим ирригационные системы, понесем такие затраты, а гарантия будет только в том случае, если нам окажут маркетинговые и консалтинговые услуги. Выходит, что будут поставлены такие условия, мы потратим колоссальные деньги, а гарантия будет минимальной.

В ходе слушаний было задано немало вопросов и высказаны разные мнения. Вот лишь некоторые сомнения, озвученные на слушаниях.

— По какой стоимости крестьяне будут продавать свою продукцию после реализации проекта? Кто им поможет продать её? Продукция потом будет золотая, кто будет её продвигать? Время от времени вот такие банки засылают сюда своих консультантов, те выясняют, какая здесь самая насущная проблема, и когда они находят эту самую больную мозоль, то начинают придумывать методы её решения, но вот решения эти не очень эффективные. Решение делят на этапы, за каждый этап отдельные деньги, и по каждому этапу консультанты отчитываются. Претензий нет – этап закрывается. Этап консалтинга закончился? Да. Этап мониторинга закончился? Да. Этап обучения закончился? Да. Этап строительства закончился? Да. А то, что результата в итоге не будет, никто за это не отвечает. Эти современные методы орошения придуманы для другого климата. Сейчас они скажут, что эта вода дорогая, и крестьяне будут использовать экономный метод орошения, капельный и так далее. Что такое капельный метод орошения? Пластиковая труба поверху ложится, с дырочками, и, если в нашем климате эту трубу оставить, она за зиму замерзнет, разгерметизируется, потом всё надо будет делать заново. Кто будет нести такие затраты? Какие крестьяне? Откуда у нас миллионеры? Были бы у них деньги, они бы уже давно сами всё сделали. А АБР нас поманил, и в конце пути бросит. Особенно учитывая опыт города Усть-Каменогорска по проекту восстановления окружающей среды, который и показал, что все эти займы выглядят как долговая яма, не приносящая результата. Да, они выполнят именно те пункты, которые прописаны в договоре, но результата не будет, и предъявлять будет нечего.

Участники слушаний остановились и на сложившемся положении в системе орошения земель ВКО.

— По проекту вода будет стоить 12 тг/куб.м., но пройдет время, и она будет еще дороже стоить. Система орошения была создана, начиная с 60-х годов прошлого века. Самые крупные каналы остались у «Казводхоза», которые продолжали использоваться, и никогда не были брошенными. Когда встал вопрос о том, на чьем они балансе, и кто должен их ремонтировать, в итоге получилось так, что мелкие каналы крестьяне используют до сих пор, в то время как крупные полностью принадлежат «Казводхозу». Сейчас в проекте говорится об изъятии частной собственности, но ведь это должно быть на добровольной основе. Некоторые каналы были заброшенные. В 2010 году случилась трагедия в Кызылагаше, когда плотина, которая находилась в частной собственности, разрушилась. После этого случая, было принято решение о создании коммунальных предприятий, которые бесхозяйные сооружения взяли бы на баланс. Тогда в нашей области было создано предприятие «Шыгыс Су Коймалары», оно находилось в подчинении Управления природных ресурсов, и тогда по области было выявлено и взято на баланс 120 бесхозяйных сооружений. Постепенно восстановили им документы, паспорта сооружений, отремонтировали, и после ремонта те каналы, которые востребованы для сельского хозяйства, были переданы «Казводхозу».

На 1 января 2018 года у «Шыгыс Су Коймалары» не осталось ни одного канала. Кроме этого, у частных сельхозпредприятий остались другие каналы, которые они не заявляли бесхозными, и просто пользовались ими, подводили воду к участку. Поскольку у них не было водомерных устройств, то пользовались они водой бесплатно. С одной стороны, получается как-то не хорошо, но с другой стороны, они развивают, как могут, крестьянское хозяйство, и их продукция именно такой цены, какая сейчас сложилась.

Имеется немало и других проблемных вопросов в намечаемом проекте.

— У нас в области около 90 тыс. гектаров потенциально орошаемых земель, в данное время только 10 тыс. га используется, 80 тыс. по проекту АБР хотят восстановить. Где взять эти земли? Это значит забрать у тех крестьян, у которых сейчас в пользовании эти неучтенные каналы. Юридически они забрать их не могут. Поэтому АБР поступает по — другому — они сделают проектирование по старому плану и проведут там свой канал. И скажут, что они у крестьянина изымают землю. В то же время они сделают на том же месте тот же самый канал, который был, потому что советское проектирование обеспечило его правильное расположение. И у крестьянина, который бесплатно пользовался водой, изымут этот канал, заставят за него платить, закинут в долговую кабалу, еще и маркетолога приставят, и воду будут продавать за 12 тенге/ куб. м., а то и дороже. И это политика банков. Банки высокого международного уровня работают именно так.

Помимо прочего, крестьяне на принудительной основе будут обязаны пользоваться водой, ведь система каналов будет прокладываться на территории 82 тыс. гектаров, это земли, где живут люди и работают крестьянские хозяйства. А значит, по окончании строительства оплата ляжет на плечи каждого, кто живет и работает на этой территории.

Наша справка. Среди самых крупных кредиторов Казахстана – Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк), Европейский банк реконструкции и развития, а также Азиатский банк реконструкции и развития.

По состоянию на 1 июля 2018 года внешний долг Республики Казахстан составил 164,4 миллиарда долларов, или 96,3 процента к ВВП (улучшение с начала года на 6,3 процента).

У государства миллиардные долги за счет займов у Международных Финансовых Организаций на реализацию тех или иных проектов, которые не всегда приносят результаты. Нужен ли нам еще один кредит для систем орошения?

Впереди заключение государственной экспертизы и общественные слушания по проекту. Крестьянам нужно активно принять в них участие и взвесить все «за» и «против». А то ведь такая трогательная забота банка об орошении наших земель может обернуться для сельчан еще одной кабалой.

Кристина Капрелян