Найдут ли поддержку государства садовые товарищества?

Газета "Flash!"

Очередная история конфликта в садовом товариществе. Подобным конфликтам уже нет конца, каждое такое товарищество ищет правды через суд. Садоводческие товарищества считаются «антикризисной мерой», помогают людям самостоятельно прокормиться, но вот помощи им в действительности нет ниоткуда.





Государство в лице местных чиновников привычно разводит руками: мы вмешиваться в дела общественных объединений не имеем права, простое садоводческое товарищество вообще не является юридическим лицом, это частники, подпитывать их за государственный счет тоже не имеем права. Хотя, если вспомнить, ранее все дачные общества создавались по инициативе государства и при его активной поддержке. А потом стали почему-то не нужны.

Как поссорились «дачники» и «постоянные жители»

Простое садоводческое товарищество «Восход» (далее ПСТ «Восход») было образовано 19 августа 1994 года на основании постановления главы Усть-Каменогорской городской администрации №458. После утверждения списков, садоводы оформили акты на 206 земельных участков с правом пожизненного владения и самостоятельно организовались в ПСТ «Восход» путем оформления индивидуальных договоров.

За счет самих членов ПСТ «Восход» территория дачного массива была огорожена, закуплены опоры ВЛ 0,4 кВт с железобетонными приставками с проводами, линейной подвесной арматурой, приобрели КТП мощностью 1,6 кВт и разъединитель РТ 10 кВт.

В 2011 году 67 владельцев земельных участков ул. Огуречная вышли из состава ПСТ «Восход», и, установив отдельный трансформатор, сами стали платить за потребляемую электроэнергию. После разрешения регистрации граждан по месту жительства в садоводческих обществах в ПСТ «Восход» кроме дачников, стали приобретать земельные участки и заселяться граждане на постоянное проживание. Так как на трансформаторе был установлен общий электрический счетчик потребляемой электроэнергии, руководство ПСТ «Восход», стало требовать от постоянно проживающих граждан централизованной оплаты за используемую электроэнергию, поскольку договор с АО «ВК РЭК» был оформлен с ПСТ «Восход», а также оплаты членских взносов на содержание простого товарищества. На почве этого между постоянно проживающими гражданами, которые не желали платить за электроэнергию и членские взносы, и дачниками возникли разногласия. Товарищество разделилось на «дачников» и «постоянно проживающих».

Позже им стало известно о решении общего собрания членов ПСТ «Восход» в количестве 65 человек из 83, по которому был создан новый ПКСЛ (потребительский кооператив садоводов – любителей) «Рауан-Восход», тогда же был избран и его председатель. К протоколу №1 общего собрания от 26 мая 2018 года был приобщен список 65 членов ПКСЛ «Рауан-Восход», которые присутствовали на собрании 26 мая 2018 г., а также общий список членов в количестве 83. Члены ПСТ «Восход» считают, что протокол общего собрания членов ПКСЛ «Рауан-Восход» сфальсифицирован и является недействительным. Поскольку к протоколу приложены недействительные подписи 65-ти присутствующих на собрании человек. С требованием признания протоколов общего собрания членов кооператива недействительными, члены ПСТ «Восход» обратились в суд. Они утверждают, что один из истцов на собрании не участвовал, да и подпись свою в протокол не ставил. Также выяснилось, что подписи в протоколе у большинства членов подделаны, в частности, в списке членов ПКСЛ «Рауан-Восход» среди присутствующих числится умерший человек, и стоит его подпись. Кроме того, председатель ПКСЛ «Рауан-Восход» обратился с заявлением к акиму г. Усть-Каменогорска, в котором просил принять сеть электроснабжения ВЛ-10 кВт, общей протяженностью 100 м., и трансформаторную подстанцию мощностью 160 кВт в коммунальную собственность города. 19 июня 2018 года воздушная линия электроснабжения ВЛ – 10 кВт, принадлежащая членам ПСТ «Восход», принята в коммунальную собственность города и передана на баланс Отдела ЖКХ. Суд принял решение в пользу ПКСЛ «Рауан-Восток», пояснив, что у представителей ПСТ «Восток» недостаточно доказательств того, что в протоколе стоят чужие подписи, то есть, нужна каллиграфическая экспертиза, которая является дорогостоящей.

Кроме того, в июне прошлого года нынешний председатель ПКСЛ «Рауан-Восход» обратился в УВД, с просьбой принять меры и отношении председателя ПСТ «Восход» которая, якобы незаконно выбрав себя председателем, собирает с жителей денежные средства.

Допрошенный по данному факту председатель ПКСЛ «Рауан-Восход», сказал, что в ПСТ «Восход» есть председатель, которая ежемесячно брала с владельцев дачных участков, в том числе с него, денежные средства для оплаты электроэнергии их дачных домов, однако, несмотря на то, что они ежемесячно оплачивали за электроэнергию, им отключали электричество. После чего они узнали, что им отключают электричество, т.к. председатель ПСТ «Восход» не оплачивала за электроэнергию. После чего на сборе дачников ПСТ «Восход» согласно протоколу общего собрания его избрали председателем. Так же пояснил, что председатель ПСТ «Восход», по его мнению, работала председателем незаконно, а также то, что никто из дачников не участвовал в выборах ее председателем с/о, она не проводила собрания и не отчитывалась — куда уходят деньги.

В свою очередь, председатель ПСТ «Восход» пояснила, что в обязанности председателя входит вся ревизорская документация, связанная с жителями данного ПСТ. В данном ПСТ «Восход» имеется устав простого садоводческого товарищества, его цели и задачи, земли выданы решением акимата г. Усть-Каменогорска от 19 августа 1994 года под № 458 общей площадью 28 га., в п. Меновное. По данному уставу члены товарищества должны платить вступительные взносы в размере 5 000 тенге, а также ежегодно один раз в год, членский взнос составляет 650 тенге с одной сотки. Данные денежные средства уходят на зарплату кассира, на нанятого электрика, а также покупку канцелярии. В мае 2017 года, на собрании дачников ПСТ «Восход» и части, проживающих в данном ПСТ постоянных жителей было решено, что она временно будет исполнять обязанности председателя ПСТ «Восход». Часть жителей оплачивает электричество самостоятельно через почту, а некоторые платят кассиру ПСТ, и они вместе с членами комиссии ПСТ считают денежные средства, а на следующий день председатель оплачивала счета на почте по ул. Крылова. На сегодняшний день долг ПСТ «Восход» составляет 222 067 тенге, так как не все жители платят на почту за электроэнергию. Также жители не оплачивают потери, с учетом и того, что ПКСЛ «Рауан-Восход» оплачивает электроэнергию на лицевой счет ПСТ «Восход».

Как пояснила редакции заместитель акима города Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова, линии электропередач с/т «Рауан-Восход» приняты в коммунальную собственность города Усть-Каменогорска на основании письменного согласия членов с/т. Данные линии приняты с целью дальнейшей передачи на баланс АО «ВК РЭК» посредством их реконструкции или нового строительства с установкой приборов учета электрической энергии с возможностью автоматической передачи данных (АСКУЭ) через GSM-модемы.

Теперь вообще ничего не понятно. Сети и оборудование строились силами членов ПСТ «Восход». А приняли их на баланс города по решению ПК «Рауан-Восход», созданного лишь в прошлом году! А на каком основании? Чем этот только возникший кооператив подтвердил свои права на владение ЛЭП? И почему тогда до сих пор оплата идет через ПСТ «Восход»? Ребус какой-то!

Из всей этой переписки, решений судов, допросов следователей понятно лишь одно – как была напряжённость в отношениях теперь уже двух организаций дачников, возникших на месте одной, так она и осталась. Как была напряженность в отношениях между сезонными дачниками и постоянными жителями – так и осталась. Как была проблема оплаты за электричество, и огромных долгов – так и осталась. А ведь задействованы были несколько государственных органов. И ничего они не решили, оставив всё на самотёк!

Власть не при делах

Множество раз садовые товарищества просили помощи у государства, которое, увы, не имеет права вмешиваться. Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях» не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства.

Но ведь так продолжаться вечно не может. Всему есть предел, и этим конфликтным ситуациям тоже должен быть. Пока власть закрывает глаза и не вмешивается в дела общественных объединений, всё больше растет накал в них. Хотя, если разобраться, причём здесь общественные объединения? Ведь садоводы объединены договором о совместной деятельности в простые товарищества, никакого общественного объединения они не создавали. Здесь явно государственные органы лукавят. Не хотят помогать. Итак, помочь садоводам у государства нет законных оснований. Допустим. Но что мешает посодействовать хотя бы организации вывоза мусора с ПСТ, которое расположено на территории города? Или, например, когда последний раз ремонтировались дороги – подъезды к дачным обществам, то есть территория, не принадлежащая товариществам? И далее, далее, далее…

При четком подходе и желании, чиновники могут помочь тем, кто создает зеленый пояс вокруг городов. И «продовольственный пояс» тоже.

Допустим, что мешает перидать таким ПСТ статус поселков города с частными домами? Таких же, как, к примеру, Мирный, Аблакетка, или Меновное. Обеспечить их электричеством, водой, канализацией, и уж если в ПСТ никак не могут прийти к согласию, пусть каждый оплачивает свет и прочие услуги на свой лицевой счёт, и каждый отвечает за себя, а пока все «шишки» падают лишь на председателя. Если этому мешает отсутствие закона, то нужно выходить с предложением такой закон принять, ведь на местах лучше известно, что беспокоит людей. Такой закон просто необходим.

Наверное, немало тех, кто еще помнит случай, произошедший в мае 2013 года, когда в поселке «Шыгыс» под Усть-Каменогорском оралманы устроили акцию протеста, перекрыв трассу республиканского значения. Около 20 человек, возмущенных жителей, пошли на крайние меры после того, как сразу в 170 поселковых домах отключили электричество. Общий долг за электричество по всему поселку составил 46 млн. тенге, средний долг по дому – 133 тыс. Максимальные долги доходили до 300 тысяч тенге. Однако платить оралманы отказались, сетуя на нереально завышенные тарифы. При этом, дома для оралманов построены таким образом, что отапливаются электричеством, там установлены теплофоны. Именно в зимний период и набегал долг, который жители оплатить не в состоянии. Не имея постоянно стабильной и хорошо оплачиваемой работы, разве могли жители оплачивать по 60 тыс. тенге в месяц за свет? Конечно, нет. И пока жители поселка не начали бить тревогу, пока не пошли на город, да так что был поднят весь личный состав ДВД, включая сотрудников дорожной полиции, стражи правопорядка облачились в бронежилеты, каски, вооружились дубинками, чтобы остановить нашествие взбунтовавшихся жителей, на их проблемы и не обращали внимания.

Создаётся впечатление, что эти события не стали уроком. Наверное, пока не произойдет нечто экстраординарное в садовых товариществах, вплоть до акций протеста, никто не станет слушать их проблемы, никто не станет вмешиваться в их конфликты и текущее положение дел. Не стоит забывать, что армия дачников, действительно очень многочисленная. Поток сельчан, переселяющихся в город, но не имеющих средств на полноценное жилье, превратил дачные массивы в обычные пригородные поселки, и это тысячи участков, тысячи домов, и не одна тысяча жителей. Но эти поселения власть, словно не хочет замечать, они далеко от центра города с поющими фонтанами. А ведь там идёт жизнь, и копятся серьёзные проблемы и противоречия. И если их не решать, социальный взрыв просто неизбежен.

Во многих садовых товариществах даже электричество стало своеобразным орудием давления со стороны членов правления. Чуть что-то пошло не по их сценарию – они угрожают отключить свет, требуя после за подключение до 5 тыс. тенге. Порой члены правления и вовсе отрезают кабель. Что делать после? В итоге обрастают дачники томами жалоб и судебных исков, а толку нет. Без четких правил, четкого алгоритма действий не получается в садовых товариществах самоуправления. Что делать? Для садовых товариществ давно следовало бы разработать методическое пособие, образцы основных документов, протоколов общего собрания, опросных листов, например. Ведь многие председатели понятия не имеют, какой перечень документов должен быть в обязательном порядке в садовом товариществе.

Придать садовым товариществам городской статус является актуальным решением. Кроме того, на таких вот дачах, сейчас очень часто проживают на постоянной основе так называемые «зимники». Чаще всего складывается так, что эти люди приехали в город из сел в поисках лучшей жизни. Продав всё, они смогли купить в городе только дачные домики, и те не в лучшем состоянии. И вот она реальность — в садовых товариществах появились тысячи новых людей, которые худо-бедно обустроили домики, утеплили их по возможности, и мало-мальски наладили свою жизнь, но, по сути, стали бесправными, поскольку не зарегистрированы по месту жительства. Но в настоящий момент разрешена регистрация на дачных участках и люди получили законный статус для проживания в городе. Стоит учесть, что тысячи новоявленных жителей в итоге лишены всякой социальной инфраструктуры. Все важнейшие организации находятся в отдалении от дач: больницы, детские сады, школы, почта, участковый пункт полиции, госучреждения. Путь до школы, больницы, или для получения пенсии не такой простой, как хотелось бы. У таких садовых товариществ отсутствуют адреса в базе данных, нет названий улиц для того чтобы вызвать пожарных или скорую помощь.

Тем не менее, люди как-то живут в таких условиях, и живут уже годами. Что же дальше? А дальше сохранять такое положение уже нельзя. Нужно, несомненно, думать, как придать этим садовым товариществам городской статус, несмотря на то, что это огромная подготовительная и организационная работа. Необходимо предусмотреть средства на содержание таких товариществ, на ту же очистку в зимний период, если территория входит в городскую структуру, нужно создавать, хотя бы минимальную социальную инфраструктуру, расширять узкие дачные проезды, в которых с трудом передвигается одна машина. Садовым товариществам необходима усиленная государственная поддержка. А решать эту проблему необходимо правительству, и, конечно, не без участия самих дачников. Кстати, в 2011-2014 годах в Казахстане осуществлялась государственная программа по поддержке дачных садоводческих и подсобных хозяйств. Данная программа предполагала обеспечение дачников электроэнергией, поливной водой, автобусным сообщением и охраной общественного порядка. Также планировалось выделить из местных бюджетов по 50 миллионов тенге на организацию кооперативов, на финансирование дачников, чтобы они закупили оборудование, мини — тракторы, семена и т.д, помимо прочего для поддержки дачников — по 20 миллионов тенге через СПК на микрокредитование для приобретения первичного инвентаря, для постройки дачных домиков и т.д. Видимо выполнение данных пунктов так и осталось прекрасной сказкой, мечтой. Потому и растёт вокруг города число заброшенных дач. Люди устают от бесконечных разборок, судов, конфликтов, непосильного бремени содержания дач, выращивания урожая, его перевозки на хранение. И бросают свои обжитые домики, пусть даже и сердце при этом у них обливается кровью.



Кристина Капрелян