Диагноз - давление на малый и средний бизнес?

Газета "Flash!"

В продолжение статьи «Безналичная оплата – благо для покупателей и головная боль для предпринимателей?»...

Начало текущего года складывается весьма неблагоприятно для самозанятого населения Казахстана. Принуждение субъектов малого и среднего бизнеса к убыточной̆ установке банковских терминалов оказалось настоящей̆ проблемой. Однако это не единственный̆ ужас, который̆ страшит казахстанских предпринимателей̆.





Прежде каждый ИП имел возможность предоставлять счета-фактуры в бумажном виде. Ситуация кардинально переменилась. Очень неправдоподобной кажется следующая картина: женщина предпенсионного возраста, стоящая за прилавком, которая в завершение рабочего дня возьмёт учетную тетрадь и оформит счета-фактуры в электронном виде на специальном сайте, при том, что с компьютером она совершенно не знакома.

«Относительно поставленной проблемы о применении электронных счетов-фактур. Действительно, с 2019 года вступила в действие норма (ст. 412 НК РК), которая предусматривает обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме, за исключением случаев, когда по месту нахождения отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования или при подтверждении технической ошибки в ИС ЭСФ.

Описанный Вами случай относительно самозанятых, работающих в местах розничной торговли, и затрудняющихся с выпиской электронного счёта-фактуры (далее ЭСФ) возможен, но единичен, т.к. в торговых рядах работают люди, как правило, применяющие специальный налоговый режим на основе патента» — так ответил на наш запрос директор ВК филиала Национальной палаты предпринимателей Игорь Шацкий.

Сразу же напрашиваются вопросы:

1. Какие имеются послабления, отсрочка или изъятие по обязательному предоставлению электронных счетов-фактур в зависимости от реальных обстоятельств ведения торговли и предоставления услуг: места нахождения (сельская местность), объема товарооборота и т.п.

2. Просчитывался ли возможный рост цен и инфляции в связи с дополнительными расходами предпринимателей для выполнения новых требований налогового законодательства, в том числе предоставлением счетов-фактур в электронном виде?

3. Какая выгода и целесообразность для государства и народа от усиления фискальных функций для МСБ с помощью новых технических средств и последующего за этим роста цен и ухудшения условий для ведения МСБ?

Управление государственных доходов по г. Усть-Каменогорску в своем ответе на редакционный запрос пояснило, когда налогоплательщик имеет право выписать счет-фактуру не в электронной форме, а на бумажном носителе:

1) отсутствия по месту нахождения налогоплательщика в границах административно-территориальных единиц РК сети телекоммуникаций общего пользования. Информация об административно-территориальных единицах РК, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа;

2) возникновения в информационной системе электронных счетов-фактур технических ошибок, подтвержденных уполномоченным органом. После устранения технических ошибок счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит регистрации в информационной системе электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты устранения технических ошибок. Счет-фактура в электронной форме выписывается в информационной системе электронных счетов-фактур в порядке и по форме, которые определены уполномоченным органом».

Приведен и перечень случаев, когда выписка счета-фактуры вообще не требуется:

1) реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются:

2) наличными деньгами с представлением покупателю чека контрольно-кассовой машины и (или) через терминалы оплаты услуг;

3) с применением оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

4) реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа;

5) осуществления расчетов через банки второго уровня, оператора почты за предоставленные физическому лицу коммунальные услуги, услуги связи;

6) оформления перевозки пассажира на железнодорожном или воздушном транспорте проездным билетом на бумажном носителе, электронным билетом или электронным проездным документом;

7) безвозмездной передачи товара физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой;

8) оказания услуг, предусмотренных статьей 397 настоящего Кодекса (которые освобождены от уплаты НДС).

(Иначе говоря, выписка счетов-фактур необходима только тогда, когда продажа какого-либо товара или оказание какой-либо платной услуги не контролируются налоговой службой путем прочтения данных с кассового аппарата и банковского терминала или привлечением к контролю других сторонних служб).

По имеющимся трудностям, связанным с применением ЭСФ Палата предпринимателей, по их словам, готова оказать содействие любому субъекту предпринимательства. Но руководитель филиала Палаты предпринимателей полагает «что гораздо более серьезной и пагубной проблемой была проблема лжепредпринимательства (2008-2017 гг.), когда предпринимателям налоговые органы делали миллионные доначисления по счетам-фактурам, которые по мнению последних были фиктивные, т.е. выписанные без фактически совершенной сделки. Тогда каждый 5-й предприниматель области столкнулся с доначислением налогов и пени. В результате, реабилитация или банкротство предприятия и как следствие вынужденные сокращения или увольнения». Теперь эта проблема решена.

Давайте опустимся с уровня официальных бумаг в реальную жизнь. Мы беседуем с представителем малого бизнеса, который попросил не называть его фамилию.

— Во многих продуктовых магазинах нашего города работают женщины предпенсионного возраста. Взрослые женщины с консервативными взглядами на мир. Даже облик своих постоянных клиентов они запоминают не сразу. Все субъекты предпринимательства, которые заведуют этими магазинами, имеют при себе несколько вариантов. Они могут однажды потратить свое время, силы и рискнуть здоровьем нервной системы, попробовав научить этих магазинных хозяюшек базовому пользованию компьютером (его включению, выключению, открытию браузера) и, следовательно, выписке ЭСФ.

Еще вариант — они могут заменить своих возрастных сотрудников молодыми, лишив чью-то бабушку и маму постоянного заработка. И лишив работницу в возрасте возможности заработать хотя бы какую-то пенсию, а не минимальную.

Они могут прибегнуть к дополнительной наемной силе, например, нанять бухгалтера и начать отдавать ему свои лишние деньги в качестве зарплаты.

Либо же они могут выписывать счета-фактуры в электронной форме сами, регулярно, так как других обязанностей и ответственных дел у них предположительно нет. Целое обилие гуманных и оптимальных вариантов для разрешения этой проблемы, которая на самом деле касается не только сферы торговли продуктами питания и великовозрастных женщин.

Несмотря на оптимистические убеждения Палаты предпринимателей и Управления государственных доходов, давление на малый и средний бизнес со стороны государства, в особенности со стороны налоговой службы – неоспоримое! Один из предпринимателей, пожелавший остаться анонимным, поделился с нашей редакцией подробностями одного характерного случая. Он оплатил подоходный налог. После успешного проведения оплаты, там же, он спросил у сотрудника сведения о задолженности, которую тот опроверг. ИПшник допустил одно огромнейшее упущение – он не запросил справку, подтверждающую отсутствие какой-либо задолженности. Оказывается, у него имелась задолженность еще с момента оплаты ИПД, за что он позже получил штраф по вине сотрудника государственного органа. Доказать не получилось ни-че-го, сотрудник отказался даже вспомнить своего клиента. Это я к тому, что еще многие и многие мелкие ИП не работают с электронной базой, ведь те же сведения о задолженности можно смотреть хоть каждый день в личном кабинете, оплату налогов производить через систему «банк-клиент» и уведомления о нарушениях также получать через личный кабинет. Но реальность такова, что тысячи мелких ИП работают без вхождения в электронную базу, приходят платить налоги в банк, и в самом налоговом комитете узнают о задолженности. Так было и так есть, и должны пройти ещё годы, чтобы настала всеобщая «цифровизация».

Тем не менее, другой идеальной системы не будет, и нужно жить в том мире, который есть. Было бы хорошо, если бы государство все-таки пыталось находить баланс интересов между задачами сбора налогов и реальными условиями ведения бизнеса, чтобы чиновники хотя бы на минуту представили себя в «шкуре» самого мелкого предпринимателя, которому «не до жиру, быть бы живу». Вот тогда и может получиться, хотя бы подобие гармонии.



Илья Шушеньков