Амбразура для учителя

Газета "Flash!"

«Учитель — человек с юмором.

Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет,

а если и протянет, то, к сожалению, ноги».

(Александр Рыжиков — учитель математики,

лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)





Президент РК в своём ежегодном Послании народу Казахстана дал поручение разработать закон, повышающий статус учителя в обществе. Что предполагает новый закон о статусе педагога? Новаций немало. Это пенсионное обеспечение с предоставлением права выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста, на основании непрерывного 30-летнего стажа преподавательской работы. При этом стаж педагогической деятельности у студента, обучающегося в педагогическом вузе, будет засчитываться с первого курса обучения. Кстати, радость от этих предполагаемых поправок оказалась преждевременной, в новой редакции законопректа их уже нет. Хотят решать и проблему с размером учебной нагрузки. Учителя тратят все свободное время на проверку тетрадей, подготовку конспектов и презентаций к урокам, экскурсии с детьми в музеи и театры, субботники, организацию и проведение выборов, на заполнение отчётов, на сбор сведений для вышестоящих органов. Учителю не оплачивается время подготовки к урокам, внеклассная работа. Согласно новой Концепции, педагогам к должностному окладу предлагают установить надбавку за каждого ученика сверх предельной наполняемости класса в размере 4 % от оклада. Также планируется доплата за проверку тетрадей, для 1-4 классов 10 600 тенге, для 5 – 11 классов 12 200 тенге. Собираются повысить доплату за классное руководство в 1- 4 классах 13 000 тенге, в 5 – 11 классах 15 900 тенге. Однако, ни слова о том, как будет решаться проблема с размером учебной нагрузки в законопроекте, увы, не указано. Реальные часы преподавания значительно выше ставки. И, казалось бы, при такой учебной нагрузке надбавка в виде 30 – 50 %, которую с 2019 года должны получать учителя, существенно увеличит зарплату, но, увы, и здесь есть подвох. К примеру, по этой логике, специалист, который зарабатывал 65 тыс. тенге, теперь должен получить 97 500 тенге. Однако, главный винтик в этом механизме в том, что надбавка педагогам осуществляется не от минимальной заработной платы, которая ежегодно индексируется с учётом инфляции, а от базового должностного оклада, который составляет фиксированную сумму в 17 697 тенге (неизменный с 2011 года).

Согласно разработанному проекту педагогам планируют предоставлять творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением стажа и зарплаты, продолжительностью не менее 6 месяцев один раз в 5 лет. И эта поправка приказала долго жить! Её уже нет! Также предоставляется отсрочка от призыва на воинскую службу для молодых преподавателей-мужчин. Отмечается, что местные представительные органы вправе устанавливать размер зарплаты педагога не ниже уровня, соответствующего средней зарплате по региону, а также устанавливать различные виды доплаты и надбавок к зарплате, в том числе обладателю звания «Лучший педагог» — вознаграждение в размере не менее 300-кратного МРП.

Отмечена недопустимость привлечения педагогов к видам работ, не связанным с их профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Запрещено также требовать от педагога предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, а также проводить проверки, не предусмотренные законом. Нарушение этих норм влечет за собой административную ответственность.

В законопроекте прописаны штрафы: унижение чести и достоинства педагога – 5 МРП (12 625 тенге, в 2019-м году МРП составляет 2 525 тенге); привлечение педагога к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями – 10 МРП (25 250 тенге); необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности педагога – предупреждение или штраф в размере 3 МРП (7 575 тенге); требование от педагога предоставления каких-либо форм отчётности либо информации, не предусмотренных законодательством РК – предупреждение или штраф в размере 3 МРП (7 575 тенге); возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебного и воспитательного процесса за счёт собственных средств – 3 МРП (7 575 тенге). Рассматривать дела об этих административных правонарушениях будет уполномоченный орган в области образования.

Итак, в том варианте законопроекта, который будет обсуждаться в Парламенте, уже нет важнейших предложений, которые бы могли существенно улучшить положение педагога и его статус. Видимо, в правительстве посчитали, что реализация закона вызовет существенные затраты, а денег, наверное, как всегда, нет.

Право педагога на занятие профессиональной деятельностью будет возникать при условии получения им документа по результатам прохождения Национального квалификационного тестирования. Лицам, не имеющим педагогического образования, но имеющим высшее и (или) послевузовское, техническое и профессиональное, послесреднее образование и квалификацию по соответствующей специальности, предоставляется право заниматься профессиональной деятельностью в качестве педагога после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и получения сертификата по результатам прохождения Национального квалификационного теста.



С глаз долой, из школы ВОН!

А теперь вернемся с высот розовых картинок хороших проектов (хотя, уже и не очень хороших!) к нашей суровой действительности. И расскажем, как мечты девушки о том, чтобы сеять в умы и души детей разумное, прекрасное и вечное, жестоко разбились в первые же два месяца работы.

Амина (имя вымышленное по просьбе девушки) — молодой преподаватель с огромной любовью к своей работе. Конечно, её волновала зарплата в 20 тысяч тенге, ведь надо платить за съемное жильё в общежитии, и как-то ухитряться существовать. Прожиточный минимум в Казахстане установлен в размере 29 698 тенге, а тут какие-то 20 тысяч… И вдруг ей предложили работу педагога-организатора, да ещё часы учителя музыки, с общей зарплатой в 60 тысяч тенге. О такой зарплате она могла только мечтать, и, незамедлительно согласилась. Амина приступила к работе с испытательным сроком в 3 месяца. Дьявол кроется в деталях, поэтому раскрою вам основные из них.

Вскоре Амине предъявили претензии в том, что с её стороны применяется метод воспитания, связанный с психическим давлением над личностью воспитанников на этапе формирования личности. Амине было вынесено дисциплинарное взыскание. Также, к проведению 30-летнего юбилея учебного заведения директор школы № 24 Ерхат Кумарулы, куда и была принята Амина, поручил ей изготовить видеоролик о школе. Но, по словам директора, видеоролик не был выполнен к сроку. Однако, видео было снято и показано на юбилее школы. Но вопреки всему, её уволили. Мир рухнул в один момент.

Через некоторое время она начала действовать и доказывать несправедливость увольнения. Амина написала жалобу в отдел образования города Усть-Каменогорска, обратилась в управление государственной инспекции труда ВКО.

Отдел образования создал комиссию, которая выехала в школу № 24. Исходя из объяснительных и беседы с педагогами школы, выяснилось, что занятия Амина проводила систематически, пропусков или отмены уроков не было. Основанием для вынесения дисциплинарного наказания за психическое давление над детьми, является докладная записка заместителя директора. Однако, при беседе с членами комиссии заместитель директора охарактеризовала Амину как перспективного молодого специалиста, который методически грамотно проводит уроки музыки, и как педагогу-организатору дала положительную характеристику. К тому же, заместитель отметила, что докладную она не писала. Докладная заместителя директора по хозяйственной части также послужила основанием для вынесения дисциплинарного наказания, однако в компетенции заместителя директора по хозяйственной части не входит анализ работы педагогов школы. Также было отмечено, что претензий от классного руководителя к учителю музыки не было. Наставник Амины объяснила, что уроки ей не удалось посетить, но перед занятиями она замечала тщательную подготовку и подтверждает, что дисциплина на уроках соблюдалась. По результатам работы комиссии следует, что дисциплинарное взыскание вынесено Амине безосновательно.

По второму факту, за которым следовало увольнение Амины — создание видеоролика, отдел образования отметил, что в школе не числятся ни видеокамера, ни фотоаппарат. То есть, требуя от Амины подготовку видеоролика, директор не создал условия и не обеспечил необходимым оборудованием, а также не закрепил за этим поручением опытных учителей, которые работают в школе много лет и знают её историю, и специалиста, владеющего навыками создания подобных роликов. Также, создание видеоролика не является основной обязанностью педагога-организатора, влияющей на воспитательный процесс.

— 10-го сентября я устроилась на работу. Коллектив мне понравился, люди хорошие. Директор меня принял тепло. Конечно, после, я увидела все уже в другом свете. Начались странные поручения — принести, унести. Я должна была детей увозить во Дворец творчества школьников, хотя это обязанность старшей вожатой. Это было не сложно физически, но тяжело морально, психологически, потому что на меня пошло давление. Я старалась выполнять порученное, просто срок исполнения ограничивался, допустим, 5 минутами. Если за это время я не сделала задание, не успела доделать, значит, я и вовсе не выполнила. Я учитель музыки, предупреждаю, что в среду и четверг я веду уроки до 12 часов. Мне во время урока звонят с поручениями. Я не выдержала и сказала, чтобы во время урока мне не звонили и не беспокоили, ведь я работаю с детьми. В общем, были и еще конфликты. 5-го ноября я прихожу на работу, мне говорят, что с 6-го числа я уже здесь не работаю, меня увольняют. Когда я пришла за своими документами, вахтер не пропускала меня.

При приеме на работу меня предупредили, что в классе необходимо держать дисциплину, что я и делала. В конце это всё обернулось против меня, якобы я оказываю психологическое давление на детей. Мне в вину поставили срыв подготовки видеоролика. Я не учитель информатики, у меня нет программы, в которой делается видео, её надо покупать. Потом, когда это все директору объяснили, он попросил сделать ролик по фотографиям, минут на 20. Фотографировала я все на свой телефон. Директор дал время до начала следующей учебной недели. Прихожу на работу в понедельник, включаю ролик, и меня вызывает руководитель. Я ему говорю, что видеоролик подключила, все готово, а он мне вручает уведомление об увольнении. 6-го числа я всё равно пришла на работу, мне надо было сдать книги, собрать все материалы. Я стала упрашивать директора, ведь у меня нет работы, а надо платить за квартиру. Сначала нужно найти другую работу, а уже потом уходить из школы. Даже собаку зимой из дома не выгоняют! В итоге директор оставил меня на неделю учителем музыки, с условием, что я за это время найду работу, и напишу заявление по собственному желанию. Я согласилась. Был жуткий стресс. У меня упало давление, мне стало плохо. Утром я пошла в больницу, мне поставили капельницу, выписали больничный. Только меня прокапали, звонят с почты, чтобы я забрала письмо. В письме приказ об увольнении, медицинская книжка и трудовая. Меня уволили в связи с отрицательными результатами работы в период испытательного срока. Я сразу пошла в отдел образования. Комиссия отдела образования подтвердила, что меня уволили неправомерно. Я написала в согласительную комиссию школы, но комиссия оказалась не на моей стороне! Профсоюз работников образования тоже не нашел ничего противозаконного в моем увольнении. Проверяющие из трудовой инспекции также посчитали, что увольнение обоснованное, т.к. я не прошла испытательный срок, а в период испытательного срока можно увольнять в любое время. Все против меня. Осталось только обратиться за защитой своих прав в суд, что я и сделала. В середине марта начнутся судебные слушания, и я надеюсь на справедливость, — комментирует ситуацию Амина.

Каково же мнение руководителя учебного заведения? Мы беседуем с директором СШ №24 Ерхатом Кумарулы:

— Согласно Трудовому кодексу Амина была принята с испытательным сроком на три месяца. Основной работой была должность педагога-организатора с нагрузкой учителя музыки. Соответственно, как работодатель, я смотрю не на личность, а на исполнение трудовых обязанностей сотрудником. Есть испытательный срок от 3 до 6 месяцев. В этот период я наблюдаю за работой. По данному делу был проведен ряд проверок, никаких фактов нарушений с моей стороны не обнаружено. Согласно Трудовому кодексу, пункт 6 статьи 23 работодатель имеет право поощрять работника, налагать дисциплинарное взыскание, привлекать работников, изменять, расторгать, дополнять трудовые договора. Как работодатель я имею право выбора работника.





В ходе разговора директор школы № 24 сообщил, что за 27 часов работы в неделю (27 уроков), к примеру, учитель биологии может получать 65 тысяч тенге в месяц.

Исходя из этих данных, можно сделать несложные расчёты. 27 уроков *4 недели, всего 108 уроков в месяц, 65 000:108, выходит, что провести один урок стоит 602 тенге. И это, не считая подготовки к уроку, заполнения различных отчетов, бумажек, проверки тетрадей, не считая расходов учителей на распечатку и раздаточный материал. Что такое в наше время 602 тенге? Это литр молока, булка хлеба и пачка дешевого маргарина. Это половина мужской стрижки по цене 1200 тенге менее чем за полчаса работы. 6 поездок на общественном транспорте. 602 тенге это 180 граммов сливочного масла. В то время как репетиторы получают за час занятий с одним ребенком от 1500 тенге, учителя в школе получают за работу с 30 детьми одновременно 602 тенге. Вот что такое работа учителем. Вот почему молодые специалисты не спешат в школу. Многие возразят, чтобы работать учителем, надо думать не о деньгах, эта профессия — состояния души. Но задумайтесь, ведь врачи дают клятву Гиппократа, но при этом руководствуются ли они действительно лишь заботой о здоровье людей? Я была свидетелем того, как врачи ночью не помогли человеку, поступившему в больницу, только потому, что у него не было документов. За пять минут врачи в частных клиниках берут 3500 тенге с человека. Просто для того, чтобы задать вопрос врачу, необходимо записаться на приём и оплатить эти самые 3500. Тем временем, бывает так, что дипломированные эскулапы ищут в поисковике Гугл названия лекарств, которые необходимо выписать, и годами не могут поставить правильный диагноз. А в государственных больницах вообще не всегда помогают, зарплата все равно идет. И это не 602 тенге за урок. На здоровье людей зарабатываются миллиарды, достаточно лишь посмотреть на цены в аптеках.



— Функциональные обязанности учителя, как и директора, берутся из Квалификационных требований. Прежде чем назначить человека на определенную должность, ему должны предоставить полностью пакет документов и обязательно указать функциональные обязанности. Работник ставит подпись о том, что ознакомлен с документами, и с этого дня он исполняет свои функциональные обязанности. Если документ о функциональных обязанностях во время подписания договора не был предоставлен работнику, то это уже считается нарушением, то есть не исполнением уже директором своих функциональных обязанностей, — поясняет и. о. руководителя отдела образования Жанат Айтпаева.

Коснулись в беседе с руководителем педагогического ведомства и вопроса о текучести кадров. Так, в той же СШ №24 за последние два учебных года уволилось немало педагогов. И это при дефиците педагогических кадров. Уволились педагоги со стажем, опытные учителя и организаторы, отдавшие всю трудовую жизнь воспитанию и обучению детей. На их место пришли молодые специалисты. Но и не все из числа молодых задержались в школе, как показывает история с Аминой.

— Говоря о текучести кадров, нужно упомянуть, что текучесть бывает по разным причинам: отсутствие жилья и низкая заработная плата, а также смена места жительства, переезд. На сайте отдела образования мы размещаем информацию о вакантных местах. На сайте указывается и школа, и адрес, и телефон, электронный адрес, имя директора, вплоть до сотовых телефонов, и любой человек, имеющий диплом, может обратиться по любому интересующему вакантному месту. Данные мы обновляем ежемесячно. На сегодняшний день 69 вакантных мест, в основном это учителя английского, математики и учителя начальных классов.

— Закон о статусе педагога нам очень нужен, — продолжает Жанат Женисбековна. — Работы много, зарплата оставляет желать лучшего, условия нужно улучшать, бумажной работы много, несмотря на то, что её пытаются сократить посредством электронного документооборота. Оплачиваются только рабочие часы в школе, хотя учитель, несомненно, работает и дома, проверяя тетради, составляя поурочные планы. Учитель должен искать информацию, даже просто в интернете, чтобы заинтересовать ребенка. Привить ему интерес и любовь к предмету. Раньше педагог был человеком, которого боготворили. Это человек, который приносил знания, воспитывал детей, и родители всегда сотрудничали с учителями. Сейчас всё иначе – если что-то вдруг не так, родители винят учителя. Летом учитель уходит в трудовой отпуск, привлечь его к какой-то деятельности можно лишь с согласия педагога. На этот счет к нам не поступало жалоб. В настоящее время идет общее обсуждение, преподаватели вносят свои предложения, свои наболевшие вопросы. Обсуждение идет, проект будет утверждать Парламент. Все мы с нетерпением ждем итога.



Статус учителя: миф или реальность?



Говоря о законопроекте «О статусе педагога» и сталкиваясь с подобными случаями в жизни учителей, невольно создаётся впечатление, что ничего этот закон не изменит. Допустим, за привлечение педагогов к видам работ, не связанным с их профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК, руководству грозит штраф. Но для того, чтобы руководству назначили штраф, педагог должен будет написать жалобу. Станет ли учитель писать жалобу, отстаивать свои права? Да, возможно и будут такие же личности, как Амина, которые пойдут до конца за свою правду. Но так ли их много? А если пойдут, то не факт, что смогут доказать свою правоту. Ведь, несмотря на то, что отдел образования г. Усть-Каменогорска установил, что действия директора в отношении Амины были неправомерны, у государственной инспекции труда по ВКО совсем иное мнение: фактов нарушения не было. И получается, что учитель должен уметь всё, в том числе и быть готовым по любому требованию руководства изготовить видеофильм. Сам себе режиссёр, оператор, монтажёр. А ведь такую работу делают специализированные рекламные фирмы или информационные агентства. Даже не всякий журналист сможет сделать качественный видеофильм, это ведь не в Ютубе выложить видео, снятое на смартфон.

Еще один вопрос заключается в том, будут ли написаны единые государственные должностные инструкции для педагогов в зависимости от специализации. В школе № 24 Амину с инструкцией, по её словам, ознакомили позже, когда она, как педагог-организатор, попросила конкретный список своих обязанностей.

Кто будет бороться с травлей молодых учителей? Зачастую взваливают на плечи молодого специалиста чужую работу. Как остаться своим в коллективе, если ты пойдешь жаловаться? Как влиться в коллектив, если станешь грозить жалобой в государственные органы? Может, стоит в школе иметь человека, ведущего контроль за деятельностью каждого работника? Ах да, в каждой школе уже есть такой человек, и это директор! Над головой у учителя много начальников – это и завуч начальной школы, завуч по учебно-воспитательной работе, завуч по воспитательной работе, завуч по социальной работе, завуч по опытно-экспериментальной работе, директор школы, методисты ГорОО, Департамент образования. Может, пора бы проанализировать качественный состав этих контролирующих начальников и оставить учителю хоть какое-то время, чтобы спокойно вздохнуть?

А вот еще такой вопрос: сколько необходимо работать молодому учителю, чтобы быть способным оплатить свою жизнь? Именно оплатить. Взять в ипотеку квартиру или снимать жильё, купить необходимую еду, посидеть с подругой, да и просто купить себе одежду. А может даже оплатить электричество, чтобы вечером под светом лампы проверить контрольные работы? Сколько необходимо работать молодому учителю, чтобы оплатить родителям хотя бы покупку лекарств и самому не остаться с пустыми карманами? Около 5 тысяч в месяц необходимо только на дорогу до работы и с работы. Так сколько необходимо работать молодому учителю? Заместитель председателя отраслевого профсоюза работников образования и науки РК Айгуль Мукашева отметила, что на сегодняшний день заработные платы учителей на 40% ниже среднемесячной заработной платы по республике. Также, Айгуль Мукашева, предложила установить минимальную заработную плату педагогам в 300 тысяч тенге. Кроме того, она предложила привлекать к административной ответственности за привлечение учителя к субботникам, то есть, если учителя будут привлекать к несвойственной его работе функциям, то должностное лицо сначала получает предупреждение, затем его могут оштрафовать — наложить на него административный штраф в размере 10 МРП, это 25 250 тенге. Найдут ли данные предложения поддержку — еще неизвестно.

Амина получала оклад за педагога-организатора в размере 36 тысяч и работала по факту 40 часов в неделю, за учителя музыки 22 тысячи тенге за 10 часов работы в неделю. Вдобавок, кроме налогов из зарплаты высчитывали 1 % профсоюзных взносов, хотя членом профсоюза Амина не являлась! В итоге профсоюз её не защитил. 225 тенге в час за педагога-организатора, 550 тенге за учителя музыки — вот сколько получала Амина, молодой специалист, который стремиться быть учителем всей душой! Молодой специалист, которых так хочет привлекать на работу в школу государство!

Да, всё красиво в законе. Всё для учителя. Ведь учитель – это звучит гордо. А вот как выглядит ситуация на самом деле – картинка совсем другая.

Ни слова в законопроекте нет о летних каникулах, которые педагоги вновь проводят в школах на заседаниях, совещаниях, сдаче отчетов. Им некогда съездить за город, почитать книжку или побыть с семьей! Да и в субботу учителя участвуют на различных мероприятиях, типа субботника.

Кто заступится за учителя? Современные дети очень тяжело поддаются хоть какому-то малейшему контролю. С детьми, которые с легкостью позволяют себе даже в начальных классах, не спрашивая разрешения выйти с урока или ходить по классу, действительно, сложно работать. Да и кто захочет, за такую зарплату? Учитель тоже человек, он тоже переживает, тоже чувствует, тоже страдает. Учителю в школе также необходим психолог, как и детям. Повысила голос – психологическое давление, поддержала дисциплину класса – психологическое давление. А где психологическое давление, там и физическое несложно приписать. И почему заключение о психологическом давлении даётся чисто субъективно, всего лишь по докладной? Почему такое заключение не дает специальная комиссия из дипломированных и сертифицированных психологов? Кто поверит учителю? Везде ставить камеры? Работать ежесекундно под камерами – тоже не очень весело.

На днях у Амины должна была состояться предварительная беседа в суде с директором школы, из которой она была уволена. Кто прав в данной ситуации, в которой оказался молодой специалист, будет решать уже суд.

Вот он, образ Учителя — затравленного, униженного, оболганного и обессиленного. Какие изменения принесет закон «О статусе педагога», будут ли они положительными, или отрицательными, принесет ли закон свои плоды по привлечению молодых специалистов, позволит ли повысить статус учителя, повысить зарплату за столь нелегкий труд? Вопросов много. Ответы не заставят себя долго ждать. Новый законопроект о статусе педагога обещают принять в июне текущего года.

Кристина Капрелян