«Зелёная» практика школьников

Газета "Flash!"

Трудовая практика учащихся – дело нужное и полезное. Но при этом желательно учесть все возможные спорные вопросы и избежать вероятных конфликтов, как с законом, так и с родителями.





В советское время трудовому воспитанию уделялось важнейшее значение. При этом никто не обращал внимания на юридические вопросы, об этом не думали ни педагоги, ни родители, ни, тем более, дети. Дежурство по классу, мытьё полов, генеральная уборка в классном кабинете – это было само собой разумеющееся. Также как помощь в ремонте школы учениками старших классов, работа на пришкольном участке, в теплице, изготовление кормушек для птиц или элементарной мебели, вроде табуреток, на уроках труда мальчиков, или пошив занавесок на уроках домоводства у девочек. Ну, а летом, начиная с 7 –го класса – лагерь труда и отдыха. Помню, как мои безмятежные каникулы были прерваны приходом завуча – завтра утром выезд в трудовой лагерь. И никаких рассуждений и отговорок – надо, значит надо. И мы уехали в совхоз «Ушановский» на прополку огурцов. Работали 4 часа, с 8 до 12. Потом обед, сон, а вечером различные мероприятия, спортивные соревнования, конкурсы. Жили в корпусе прямо недалеко от совхозного поля. Никто не роптал, что тяжело, не ныл, и, тем более, не говорил о том, что эту работу должны оплачивать. Даже мы, дети, понимали, что государство заботится о нас, и мы должны помочь стране. Когда мы с мамой заходили в овощной магазин и покупали огурцы ценой по 12 копеек за килограмм, я с гордостью думал, что, может быть, среди них есть и урожай, которому я помог своим трудом. Система трудового воспитания продолжала действовать и в техникумах, ВУЗах, студенты ездили на уборку картошки, работали в стройотрядах. Кстати, учителя трудились рядом с детьми.

Сейчас от этой системы остались разве что осколки. Время другое. Общественно-экономическая система другая. Прежде всего, крестьянские хозяйства, впрочем, как и большинство организаций и предприятий в других сферах экономики, находятся в частной собственности. Естественно, теперь уже никто не будет работать на прибыль частного собственника просто так. Усилилось внимание и к юридическим вопросам. Появилось понятие «права ребёнка». Принижена и ценность самого труда, дети воспитываются современным обществом так, что хотят всего и сразу, и, желательно без приложения особых усилий. Сегодня уже нет желающих «пахать» на солнцепёке, пропалывая огурцы. Разве что на даче с родителями, или у бабушки с дедушкой.

Хотя, труд детей используется. Подростки из бедных семей рассказывали мне, что летом подзарабатывали на прополке. Без всяких договоров, официального трудоустройства, просто так. Заработок у них был мизерный, но и этому ребята были рады, как говорят, нужда заставит.

Есть и школьная практика. Вот по поводу этой практики и обратилась в редакцию одна из бывших работниц ТОО «Озеленитель» в Усть-Каменогорске. Она рассказала, что учащиеся ряда школ отрабатывают в весеннее и летнее время на этом предприятии. При этом, сама отработка сводится к перетаскиванию ящиков с рассадой. Ящики довольно тяжелые, их нелегко поднимать даже взрослым. Больше ничему на этой отработке школьники не обучаются. Оплату за труд учащиеся не получают, ТОО рассчитывается со школами саженцами.

— Мне жалко ребят, они таскают эти ящики, надрываются, — рассказывает женщина. – При этом «шишкари», которые верховодят в классе, заставляют делать работу «слабаков», а сами посмеиваются. Работают они 2 часа, и ничему хорошему за это время не учатся. Лучше бы их учили высаживать рассаду и ухаживать за цветами, больше бы пользы было. Я пыталась разобраться в этом вопросе. Ходила в поликлинику, спрашивала, какие есть нормы труда несовершеннолетних, была и в профсоюзах, пыталась попасть и в отдел образования, но всё безуспешно, от меня просто отмахивались. Спрашивали – там Ваш ребёнок работает? Нет? А тогда что Вам нужно?

За разъяснениями мы обратились в отдел образования г. Усть-Каменогорска. Недавно назначенная и.о. руководителя отдела Жанат Айтпаева сразу после получения нашего письма позвонила в редакцию и попросила побольше времени, чтобы разобраться в этом вопросе. Вот что сообщила нам Жанат Женисбековна.

— Действительно ли организована отработка учащихся ряда школ в ТОО «Озеленитель»? Если такая отработка есть, то, по какому принципу отбираются школы?

— В соответствии с п. 67 Типовых правил деятельности организаций образования, утвержденных приказом министра образования и науки РК от 30.10. 2018 г. в рамках типового учебного плана осуществляется организация общественно-полезного труда, проведение трудовой практики в объёме учебной нагрузки. Проведение практики согласовывается с участием попечительского совета или совета родителей школы.

Руководители СШ №9 и СШ №24 на основании письменного согласия родителей учащихся определили проведение трудовой практики вне школ, на основании меморандумов, заключённых с ТОО «Озеленитель». Данное предприятие предоставляет специальный автобус для подвоза учащихся, достигших 14-летнего возраста, с сопровождающим, также за детьми закреплялся ответственный учитель от школы. С учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.

На сегодняшний день школы направили в ТОО «Озеленитель» уведомления о расторжении данных меморандумов.

— Согласовывается ли перечень работ, которые будут выполнять учащиеся, с руководством школ и с родителями?

— В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РК «О правах ребёнка» — дети с 14-летнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учёбы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребёнка, а также имеют право на получение профессии. Поведение трудовой практики допускается только с письменного согласия родителей и с учётом мнения ребёнка, а также по согласованию с советом родителей.

— Какие задачи стоят перед такими отработками: обучение навыкам работы по озеленению, или школы просто помогают с рабочими руками для неквалифицированного труда?

— Организация практики проводится на основании государственных общеобязательных стандартов образования, в объёме учебной нагрузки типового учебного плана. Задачи летней практики – биологическое образование, опытническая работа и общественно-полезный труд, воспитание любви к природе, приобретение элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений, цветочной рассады: полив, прополка, составление правильной пропорции почвогрунта, озеленение пришкольного участка.

— Согласована ли данная отработка с департаментом по труду? Как документально оформляется данная работа? Кто будет нести ответственность, и компенсировать ущерб в случае травмы ребёнка или более серьёзных последствиях?

— Общественно-полезный труд и проведение трудовой практики не относится к трудовым отношениям, следовательно, согласие департамента по труду не требуется. Согласно Закону «Об образовании» руководитель организации образования несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников организаций образования во время учебно-воспитательного процесса, а также за создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания, труда и отдыха.

— Почему не оплачивается труд школьников? Действительно ли школы в качестве оплаты получают саженцы?

— Общественно-полезный труд, трудовая практика в рамках типового учебного плана в объёме учебной нагрузки не предусматривает оформление трудовых отношений и выплаты вознаграждения. В рамках меморандума о сотрудничестве школам были переданы саженцы для озеленения школьных участков.

— Будут ли организованы подобные работы в конце нынешнего учебного года?

— Планируется проведение общественно-полезного труда и трудовой практики на территории школ.

— Раньше практически в каждой школе была теплица, где учащиеся получали реальные навыки выращивания овощей, сейчас такой практики нет. Это связано с высокими затратами на содержание теплицы, или, с какими-то другими причинами? Планируется ли возродить школьные теплицы, пришкольные садовые участки, производственные мастерские, «живые уголки» и прочие, хорошо зарекомендовавшие себя формы трудового воспитания?

— В рамках реализации основных задач государственной программы «Жасыл ел», для обеспечения занятости молодёжи, участия в создании зелёных зон и благоустройства территории школ предусмотрена трудовая практика учащихся 5-10 классов по уходу за растениями, разбивка и посадка клумб летом.

Учащиеся проходят трудовую практику в школьных учебных слесарных и деревообрабатывающих мастерских, кабинетах технологии. Организованы работы трудовых бригад, школьных волонтёрских отрядов в микрорайонах школ, также проводятся трудовые акции – субботники, генеральные уборки.

В «Учебно-исследовательском экобиоцентре» городского акимата имеется теплица и «живой уголок». Экобиоцентр совместно со школами города проводит мероприятия в целях повышения биологического образования учащихся.



Итак, работа по рудовому воспитанию проводится. Может быть, не в той степени, как хотелось бы, но такова реальность. Очень важно, чтобы трудовая практика не превратилась в формальность и пустое времяпровождение, не оставила у ребят негативное отношение, прошла интересно, а ещё лучше — даже весело, воспитала уважение к труду и коллективистские качества. И ещё хорошо бы не забывать о трудовом воспитании в семье, например, возложив на ребёнка посильную работу по дому или по приусадебному участку. Сейчас немало родителей вообще не уделяют этому внимания. Ребёнок уткнулся в телефон или планшет, не мешает, и хорошо. Или вообще действуют по принципу – пусть делает, что хочет, вырастет, тогда и будут трудности. Только вот при таком «воспитании» великовозрастный детина спасует перед первыми же трудностями. А ведь всю жизнь за спиной родителей или бабушек не просидишь. Труд сделал из обезьяны человека, а вот безделье может проделать обратный процесс.



Денис Данилевский