Безналичная оплата – удобство для покупателей и головная боль для предпринимателей?

POS — терминал, он же банковский терминал, — это электронное устройство, необходимое для осуществления безналичной оплаты. Оплата производится не наличностью, а картой или же любым устройством со встроенным NFC — модулем. Сейчас такой способ оплаты очень популярен и удобен. Любая проведенная вами денежная операция, при необходимости может быть доказана соответствующими банковскими документами. Проблемы фальшивых купюр в таком случае вообще нет. Стоит взять во внимание и отсутствие доступа наёмной рабочей силы к электронным деньгам, что в одно мгновение устраняет переживания директоров и управляющих. К тому же безнал заметно ускоряет и упрощает оборот денежных средств.
И.о начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК К.Калиева в ответ на наш запрос сообщила следующую информацию об использовании банковских терминалов:
«На сегодняшний день рынок безналичных платежей растет быстрыми темпами. Безналичные транзакции с использованием платежных карточек в 2018 году увеличились более чем в 2 раза по количеству и объему по сравнению с тем же периодом 2017 года. Объем проведенных операций составил 6,4 трлн. тенге (3,0 трлн. тенге в 2017 году). По состоянию на 01.01.2019 г. у торговых организаций установлено 129 979 POS — терминалов. За последние пять лет количество оборудования для проведения безналичных платежей выросло более чем в 2 раза».

Вроде бы всё прекрасно! Но, как оказывается не всегда. Можно ли оправдать принуждение всех субъектов бизнеса к обязательной установке терминалов? Ссылаюсь на поправку от 1/01/15 г., внесенную в налоговый кодекс РК. Она обязывает все предприятия торговли иметь банковские терминалы, т.е. в обязательном порядке обеспечивать розничных клиентов возможностью безналичной оплаты. Важно, что в пункте 4 статьи 39 кодекса есть небольшое исключение: «… за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования…». Но, очевидно, что, значимую роль оно, к сожалению, не играет.
Проблема в том, что немалая часть небольших торговых точек имеют от наличия банковских терминалов только убытки. Любой банк соглашается бесплатно предоставить POS-терминалы лишь крупным компаниям и предприятиям, которые имеют высокий ежемесячный оборот. Остальные же предприниматели вынуждены брать терминал в аренду, что очень не выгодно для них, или же покупать, а минимальная стоимость составляет более 110 000 тенге. Помимо этого, пользование терминала облагается комиссией, которая в среднем по Казахстану составляет три процента от суммы платежа. Расходы не ограничиваются вышеперечисленным, потому что, помимо трёх процентов, которые удерживаются банком, еще нужно уплатить налоги. Очевидно, что предприниматель, в случае небольшого объёма покупателей и ещё меньшего спроса на безналичную оплату начинает работать себе в убыток. С другой стороны, лицо, которое вопреки налоговому кодексу не устанавливает терминал, рискует получить штраф, который составляет от 20 до 40 МРП. Между тем, процент клиентов, которые желают оплатить покупку картой, например в сельской местности, очень невысокий.
И в случае соблюдения закона, и в случае уклонения от его исполнения малый бизнес неизбежно терпит немалые убытки.
ВК филиал Палаты предпринимателей «ATAMEKEH» в лице директора Игоря Шацкого в ответе на наш запрос упомянули о борьбе с теневой экономикой. Пользование POS – терминалами – в некотором смысле невозможность торгового субъекта укрыть свой доход от налоговых органов и от государства. Иными словами, принятие данного закона – некий способ борьбы с неплательщиками налогов. Безусловно, эта монетка одна из самых ценных в копилке преимуществ банковских терминалов.
«Обязательная установка POS – терминалов была запланирована Нацбанком еще в январе 2013 года. В свою очередь НПП на протяжении нескольких лет «отодвигала» обязанность использования POS – терминалов. Однако, с 2016 года такая обязанность все же наступила в том числе для малого и микро-бизнеса».
Ответы НПП «Атамекен» и Управления государственных доходов г. Усть-Каменогорска на наши вопросы кажутся невнятными. И одинаковыми. Невостребованность безналичной оплаты в отдельных местах не освобождает предпринимателей и самозанятое население от убыточного пользования POS – терминалом.
Вопрос: «Имеются ли какие-либо послабления или отсрочка по обязательной установке POS-терминалов для предприятий торговли в зависимости от товарооборота, места нахождения торговой точки (малая проходимость, сельская местность, небольшое число покупателей, оплачивающих покупку с помощью банковской карты и т.п.), или это требование касается всех без исключения?»
Ответ: «Согласно статьи 39 Закона РК «О платежах и платежных системах» утверждена норма, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а так же принимать платежи с использованием платежных карточек».
НПП «Атамекен» также обратила внимание на то, что «вышеуказанное требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства, деятельности, осуществляемой через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков». К сожалению, и эту, на первый взгляд полезную информацию, тяжело связать с нашим вопросом.
Очень подробно о преимуществах безналичной оплаты нам рассказали в ответе Национального банка РК.
Во-первых, стало известно, что тарифы и размеры комиссий устанавливаются банками самостоятельно с учетом требований Международных платежных систем (VISA, MasterCard). При этом на процесс ценообразования на рынке платежных карточек влияют фактор конкуренции, объем оборотов и уровень взаимоотношений банков с торговыми предприятиями.
«На сегодня размер взимаемой банками комиссии с торговой организации за прием платежей с использованием платежных карточек составляет от 0,5% до 3% от суммы операций (в среднем 2,2%.). Тарифы различаются в зависимости от категории/сферы деятельности (рестораны, транспорт, продуктовые магазины и т.д.), обслуживания платежных карточек в рамках сети одного банка или при возникновении межбанковской операции. В случае если платежная карточка и POS-терминал одного банка, то размер комиссии может составить от 0,5% до 1%. В сети другого банка — от 1,7% до 3% от суммы операций».
Самостоятельное расследование корреспондента показало такую картину: в преимущественном большинстве в продуктовых магазинах нашего города, в частности периферийных, установлены POS – терминалы, выданные одним из банков. Предположительно из-за сравнительно невысокой комиссии. В случае, если ежемесячный оборот карточных операций составит менее 300 000 тенге, удерживается комиссия согласно тарифам банка, банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор и изъять предоставленное оборудование. Предприятие торговли/сервиса вправе предоставить собственное оборудование и подключить его к сети банка. При этом комиссия банка составляет от 1% до 2,5% с каждой проведенной транзакции. В случае если ежемесячный оборот карточных операций составит менее 200 000 тенге, удерживается комиссия согласно тарифам банка – таковы условия. А вот множество опрошенных журналистом покупателей предпочли открыть свои счета в других банках. С этих торговых организаций, очевидно, зачастую взимается комиссия в размере от 1,7% до 3%, поскольку в данном случае происходит межбанковская операция.
Также Нацбанк довел до нашего сведения то, «что операции по безналичной оплате товаров и услуг с использованием платежных карточек являются бесплатными для их держателей — физических лиц (нулевая комиссия), и, кроме того, многие банки начисляют им бонусы или кэшбэк (Cashback) в процентном соотношении от суммы каждой карточной транзакции. Поощрения банками физических лиц позволяет торговым организациям дополнительно привлечь новых клиентов».
Для владельцев платёжных карт такие условия, конечно, очень привлекательные, но не стоит забывать о существовании обязательной платы за обслуживание карты. А бонусная программа Cashback для привлечения клиентов и повышения их лояльности существует у нас в Республике совсем недавно. К тому же поддерживается лишь десятью банками из двадцати восьми существующих.
Продолжаем знакомить читателей с ответами Нацбанка.
— Можно ли предоставлять POS-терминалы на бесплатной основе представителям малого и среднего бизнеса, ведь именно для них приобретение терминала несет серьезную дополнительную финансовую нагрузку».
«Как выше было указано, в основном POS-терминалы устанавливаются банками на безвозмездной основе. При этом банками могут быть установлены требования по минимальному объему оборотов. Это обусловлено тем, что банки, являясь коммерческой организацией, рассчитывают на возврат денег (инвестиций), вложенных в покупку терминалов и их сервисное обслуживание. Наблюдаются случаи, когда терминалы просто бездействуют (простаивают) в торговых точках, и торговые организации не принимают платежи с использованием платежных карточек. Это конкурентная среда, и Национальный Банк не вправе вмешиваться в операционную деятельность банков».
Возможно, это объясняет причины проблем для субъектов малого и среднего бизнеса, но никак не разрешает их.
«Вместе с тем, в качестве альтернативного решения торговые организации могут организовать прием безналичных платежей с использованием платежных карточек через мобильные POS-терминалы, стоимость которых в 10 раз дешевле, чем традиционных POS-терминалов, и с использованием QR — кодов (аналог штрих-кода), в которых содержится информация о банковских реквизитах получателя — торговой организации. При этом использование QR — кодов не требует установки POS-терминалов и способствует снижению расходов, как со стороны банков, так и торговцев».
Для того, чтобы понять, почему этот способ невыгоден многим предпринимателям, сначала я предлагаю читателю ознакомиться с определением этого термина. Мобильный POS-терминал (mPOS) — это карт-ридер, подключаемый к мобильному телефону/планшету через разъем для наушников для приема карт Visa / MasterCard к оплате за товары и услуги. Например, в одном из банков комиссия с предприятия составляет, ВНИМАНИЕ, 2,6% по всем картам!
А напоследок несколько строк о неудачном опыте одного ИП в работе с мобильным терминалом. Приобрел предприниматель вышеупомянутое устройство марки «Pay-Me», после чего отправился в банк для того, чтобы зарегистрировать его. Не смог. На протяжении полугода продолжал отчаянные попытки. Тщетно. Накануне уже наступившего года вновь вернулся к незаконченному делу. Выяснил, что «с 31.10.2018 сервис Pay-Me останавливает приём платежей в Казахстане». Решил вернуть деньги, продав терминал на территории России, поэтому обратился в российскую службу поддержки данного сервиса для получения консультации и уточнения деталей. Узнал, что в устройстве имеется какой-то казахстанский код, следовательно, терминал более не подлежит ни к использованию, ни к продаже. «Двадцать тысяч тенге» продолжают благополучно пылиться на полке в шкафу.
Декабрь прошлого года запомнился нам приходом бесконтактной оплаты. Стоит ли ждать новое принуждение АБСОЛЮТНО ВСЕХ торговых субъектов к замене старых POS – терминалов на новые (специальные недавно обновленные бесконтактные терминалы, которые принимают информацию о платеже по радиоканалу), и какие финансовые затраты может повлечь за собой подобное требование – на данный момент неизвестно. Остается надеяться на лучшее.

Илья Шушеньков

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.