Что даёт Казахстану членство в ВТО – это благо, зло, или ограничение суверенитета?

Газета "Flash!"

С 30 ноября 2015 года Казахстан официально является членом Всемирной торговой организации. Долго и упорно наша страна в лице представителей власти пробивалась в эту международную структуру. И вот, наконец, свершилось. Прошло более трёх лет. Пока не так много экспертных мнений о последствиях членства Казахстана в ВТО. Почему-то экономисты, политологи не уделяют внимание этой важнейшей теме, или не хотят уделять. Не слышно и голоса представителей промышленности, сельского хозяйства, крупного, среднего, малого бизнеса, палаты предпринимателей. А ведь обязательства Казахстана по членству в ВТО оказывают самое прямое и огромное влияние на экономику страны. Молчат и политики, даже представители оппозиции. Для простого народа это вообще далёкая тема. Многие, наверное, вообще не представляют, что такое ВТО, не знают о существовании такой глобальной структуры. Людей волнуют заботы элементарного выживания, им не до тонкостей мировой геополитики и скромной роли в этом процессе Казахстана. Между тем, наше участие в ВТО влияет и на жизнь обычных казахстанских семей.

Так, всё-таки, что мы выиграли от своего уже более чем трёхлетнего членства в ВТО, что проиграли? Что ждёт нас впереди, ведь условия нашего пребывания в этой организации далее будут только ужесточаться, а в конце 2020 года завершится переходный период, дававший некоторые временные льготы. Когда мы только вступали в ВТО, нам говорили, что импортные товары значительно подешевеют, поскольку будут отменены ввозные таможенные пошлины. Значит, казахстанцы смогут покупать импортные продукты, товары, бытовую технику, лекарства значительно дешевле. В первую очередь, именно в этом и заключалась приманка в информационной кампании в пользу вступления в ВТО. В ещё одну приманку – что продукция казахстанских предприятий и фирм получит такую же возможность свободно выходить на рынки стран – участниц ВТО – вряд ли кто-то верил. С чем нам выходить на эти рынки? Только с сырьём, металлами.

Прошло три года, но что-то не видно снижения цен на импортные товары. Наоборот, они как дорожали, так и дорожают. И существенно дорожают. Где подешевевшая бытовая техника, лекарства, продукты?

Наша газета ежегодно анализирует проблемы членства Казахстана в ВТО. В 2017 году мы напечатали статью по ВТО – «Не желаете осла? Недорого. Петля ВТО начинает затягиваться» («Flash!», №14 (355), 20 июля 2017 г.).

В прошлом году на эту тему была статья «В ВТО вступили, а цены на импорт растут… Что даёт нам членство во Всемирной торговой организации?» («Flash!», №11 (376), 7 июня 2018 г.). В той статье мы задали этот главный вопрос: почему ввозные пошлины на импорт снижаются, а цены на импортные товары и продукты всё равно растут? Вице-министр национальной экономики РК Дана Жунусова ответила так:

«Учитывая снижение курса национальной валюты в 2015-2016 гг. более чем на 50%, снижение размера импортных таможенных пошлин не получило положительного отражения в конечных ценах импортных товаров».

Приведём ещё один небольшой отрывок из прошлогодней статьи. «Вот она – причина роста цен на импорт! … А всё дело в курсе доллара. В августе 2015 года, кстати, как раз после вступления в ВТО, курс тенге к доллару отпустили в свободное плавание. И тенге обесценилась почти в 2 раза, а не на 50%, как скромно сообщают в министерстве. Какой был курс тенге до 20 августа 2015 года? 185 тг за доллар. А сейчас какой? 330 тенге за доллар, а ведь доходило и до 370-380! Выходит, что предприниматели, торгующие импортом, покупают теперь товары почти в 2 раза дороже, чем летом 2015 года. И снижение пошлин им мало помогает. А возвращают свои затраты они через повышение цен. Вот и вся разгадка этой нехитрой задачки. Повышение курса доллара выгодно только тем, кто экспортирует товары из Казахстана. А таких немного. Это владельцы нефти, газа, цветных металлов, металлургических предприятий. Тогда возникает другой вопрос: зачем мы вступали в ВТО? Свой рынок мы открыли, а выгоды от этого никакой».

Мы продолжаем подготовку материалов по экономическим последствиям нашего участия в ВТО. На вопросы редакции отвечает министерство национальной экономики РК.

В связи с обязательствами Республики Казахстан, принятыми после вступления в ВТО, на какие группы импортных товаров в 2019 году будут снижены или обнулены таможенные пошлины? На какое количество импортных товаров в целом были снижены или обнулены таможенные пошлины после вступления Казахстана в ВТО?

С момента вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию были снижены импортные таможенные пошлины в отношении порядка 4,5 тыс. тарифных линий, что составляет приблизительно 35-40% всей товарной номенклатуры.

Следует отметить, что в соответствии с обязательствами в ВТО Республике Казахстан предстоит дальнейшее последовательное снижение импортных таможенных пошлин в течение переходного периода до декабря 2020 года.

Несмотря на значительное число снижаемых таможенных пошлин, в среднем снижение составляет 1,5-2 процентных пункта.

В целом, до вступления Казахстана в ВТО, размер средневзвешенной импортной таможенной пошлины составлял 6,7%, тогда как по результатам 2018 года прогнозируется снижение данного показателя до 5%. После окончания переходного периода по снижению импортных пошлин Казахстана в 2020 году, предполагается закрепление данной цифры на уровне 4,8-4,5%.

Таким образом, снижение реального размера применяемых импортных пошлин предполагается на 1,9-2,2 процентных пункта за период имплементации тарифных обязательств РК в ВТО, что не может значительно отразиться на конечных ценах импортируемых товаров.

Так, в 2019 году планируется снижение импортных таможенных пошлин в отношении порядка 2,4 тыс. тарифных линий, что соответствует 20% всей товарной номенклатуры.

Снижение пошлин затрагивает практически все виды товарных групп, но наибольшее количество линий, которых коснется данное снижение, относятся к таким группам как механизмы и оборудование (12,6% из снижаемых линий), рыба и морепродукты (11,7%), мясо (5,5%), инструменты и аппараты оптические (4,7%), напитки (4,6%), моторные транспортные средства (4,4%), бумага и картон (4,2%).



Одним из преимуществ членства РК в ВТО называлось снижение цен на импортные товары в связи со снижением или полной отменой таможенных пошлин. Однако, как показывает реальная ситуация, снижения цен не происходит. Более того, цены на импорт повышаются. В чем причина? Выходит, что экономика страны и её население ничего не выиграли от вступления в ВТО. Бюджет несет потери после снижения и отмены таможенных пошлин, а цены на импорт все равно растут.

Назовите группы импортных товаров, по которым произошло снижение цен, благодаря вступлению страны в ВТО.

Как уже отмечалось, снижение составляет всего 1,5-2 процентных пункта от уровня действующей таможенной пошлины. Таким образом, это не могло значительно отразиться на стоимости импортируемого товара. Следует отметить, что изменения курса национальной валюты в период 2016-2017 гг. гораздо более существенно отразилось на цене импортного товара.

Следует отметить, что внутренние цены практически никогда не являются эластичными к размеру применяемой импортной таможенной пошлины, размер которой не превышает 10-15%.



Каковы примерные потери республиканского бюджета от снижения и отмены таможенных пошлин за годы членства РК в ВТО?

Говорить о том, что снижение импортных таможенных пошлин должно привести к обязательным потерям бюджета не совсем уместно, так как снижение импортной пошлины может стимулировать объем импорта, таким образом увеличивая поступления в бюджет, в том числе и за счет других обязательных платежей.

Говоря о поступлениях в бюджет в период членства Республики Казахстан в ВТО 2016 — 2018 гг., необходимо отметить, что объем поступлений в бюджет РК от импортных таможенных пошлин возрос со 170 млрд. тг. в 2015 году до 298 млрд. тг. в 2018 году. При этом поступления ежегодно показывали прирост в среднем на 21%.



Как сказывается на казахстанских товаропроизводителях полное открытие казахстанского рынка для продукции стран – членов ВТО? Какие отрасли испытывают особые трудности и не выдерживают конкуренции в условиях свободного ввоза импортной продукции?

В 2020 году заканчивается переходный период для Казахстана, когда сохранялись некоторые виды поддержки бизнеса и ряд таможенных пошлин и сборов. Что прогнозируется после завершения этого переходного периода? Готова ли казахстанская экономика к открытой конкуренции с ведущими экономиками стран – членов ВТО?

Условия вступления Республики Казахстан в ВТО в части тарифной защиты были предметов долгих и тщательно подготовленных детальных переговоров, в результате которых удалось добиться права применения сбалансированной, одновременно отражающей интересы Казахстана в части защиты отечественных производителей, в тот же момент, либеральной таможенно-тарифной политики.

Таким образом, на сегодняшний день, значительных негативных последствий для отраслей отечественного производства не наблюдается.

Как сказывается членство в ВТО на сельском хозяйстве страны? Какие субсидии и меры государственной поддержки будут отменены в этом году по обязательствам перед ВТО?

Согласно правилам ВТО, все меры господдержки подразделяются на меры «Зелёной» и «Жёлтой» корзин.

«Зелёная корзина» – это поддержка, направленная на институциональное развитие. Меры данной корзины предоставляются без ограничения, поскольку они не направлены на искажение торговли.

«Жёлтая корзина» – это прямая и косвенная поддержка предприятий, которая влияет на себестоимость продукции, размер которой закрепляется обязательствами при вступлении в ВТО.

По результатам переговоров согласовано обязательство, что Казахстан сможет предоставлять своим сельхозтоваропроизводителям:

— субсидии без привязки к продукту на сумму равную 8,5% от стоимости валового продукта сельского хозяйства;

— а также субсидии в привязке к продукту на сумму равную 8,5% от валовой стоимости каждого конкретного продукта.

Таким образом, обращаем внимание на то, что Казахстан имеет право применения 8,5%-го порога дважды – от валового продукта сельского хозяйства, и от валовой стоимости конкретного продукта.

При этом объем субсидий прямо пропорционально зависит от стоимости валового продукта сельского хозяйства, и по мере роста валового продукта, растёт и допустимая сумма господдержки сельского хозяйства (de minimis).

Для сравнения, к примеру, объем государственной поддержки, предусмотренный в программе «Агробизнес – 2020» составляет 121,1 млрд. тенге или 4,8% de minimis.

Дополнительно сообщаем, что право на применение 8,5% de minimis среди членов ВТО имеет только Китай.

Таким образом, обязательства Республики Казахстан по сельскому хозяйству позволяют, в случае необходимости, значительно увеличить уровень государственной поддержки данной отрасли.

Какие отрасли нашей экономики смогли воспользоваться возможностями ВТО, и вышли на рынки других стран, благодаря открытой торговле?

На сегодня, преимуществами членства в ВТО пользуются практически все экспортеры при поставках своей продукции на рынки государств-членов ВТО, о чём говорит положительная динамика экспорта.

Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в отношении казахстанских товаров стали применять требования, применяемые для членов ВТО, которые являются более либеральными.

Кроме того, Министерством национальной экономики РК проводится работа по защите интересов казахстанских предприятий в случае инициирования или введения третьими странами торговых мер (в том числе специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных), ограничивающих доступ казахстанских товаров на рынки других третьих стран. Основным применимым правом при данных разбирательствах являются соглашения ВТО.

Так, к примеру, 7 июня 2018 года завершено без применения меры антидемпинговое расследование в отношении казахстанского дихромата натрия, инициированного Индией в июле 2017 года, за отсутствием материального ущерба для индийского рынка, а также причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом, согласно правилам международной торговли.

Также 23 марта 2018 года без применения меры завершено компенсационное расследование в отношении казахстанского металлического кремния, инициированное США в 2017 году. Субъектами расследования являлись казахстанские поставщики – ТОО «ТауКен

Темир» и ТОО «Казсиликон».

Аналогичным образом, проводится работа и по другим направлениям, позволяющая в среднесрочной перспективе увеличить опыт Казахстана, расширить сферы рассматриваемых в рамках ВТО вопросов, углубиться в изучении актуальных материалов, нарастить количество компетентных специалистов в Казахстане.



Обратите внимание на такой момент в ответах министерства: «Следует отметить, что изменения курса национальной валюты в период 2016-2017 гг. гораздо более существенно отразилось на цене импортного товара.

Следует отметить, что внутренние цены практически никогда не являются эластичными к размеру применяемой импортной таможенной пошлины, размер которой не превышает 10-15%». Итак, чиновники министерства национальной экономики вновь, как и год назад, констатируют тот факт, что на внутренние цены влияние оказывает курс тенге к доллару. Значит, и вся экономика зависит от этого курса.

И еще один момент. «На сегодня, преимуществами членства в ВТО пользуются практически все экспортеры при поставках своей продукции на рынки государств-членов ВТО, о чём говорит положительная динамика экспорта». Говоря об экспортерах, которые пользуются преимуществами членства в ВТО, министерство, видимо, имело в виду, прежде всего, сырьевых экспортёров. Экономика по большей части у нас сырьевая.

Министерство пока не видит особых негативных последствий для отечественной экономики от вступления в ВТО. Но и никаких особых выгод, судя по ответу, также пока нет. Кроме выгод для экспортеров. Так экспортеры и от высокого курса доллара по отношению к тенге имеют огромную выгоду.

Ну, и в завершение специально для тех лиц, которые причисляют себя к т.н. национал – патриотам. Помнится, сколько критики было с их стороны, когда Казахстан стал членом Евразийского экономического союза. Они кричали, что такие вопросы нужно решать только на референдуме. А вот когда Казахстан стал членом ВТО, почему-то национал-патриоты промолчали, и молчат до сих пор. Советую им внимательно прочитать на сайте министерства национальной экономики документы в разделе «Об обязательствах, принятых Республикой Казахстан, в рамках вступления во Всемирную торговую организацию». Почему-то для них название парка 28 гвардейцев-панфиловцев является угрозой национальному суверенитету, а вот об обязательствах Казахстана перед ВТО они или не знают, или знают, но молчат. Ничего не говорят они и о том, что национальное законодательство, касающееся экономики, мер поощрения или ограничения внешней торговли, теперь нужно согласовывать с Секретариатом ВТО и другими странами – участницами этой организации. Простой вопрос – является ли согласование национального законодательства с глобальной структурой ограничением суверенитета?

Ну, а само дальнейшее существование ВТО сегодня под большим вопросом. Торговая война между двумя крупнейшими странами этой организации – США и Китаем, которые с каждым днем вводят все больше санкций и ограничений в отношении взаимной торговли, санкции для России – ставят вопрос: а зачем нужна такая организация, если ее члены готовы чуть ли не воевать друг с другом? И зачем там пребывать такой небольшой стране, как Казахстан?



Денис Данилевский