«Повысить доходы населения» - реальная цель или имитация бурной деятельности?

Газета "Flash!"

«По поручению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по итогам расширенного заседания при Правительстве РК создана рабочая группа по повышению доходов и улучшению качества жизни граждан страны, в том числе по усилению мер поддержки многодетных семей, сообщается на официальном сайте главы правительства.

Рабочую группу возглавил заместитель премьер-министра РК Ерболат Досаев. В ее состав включены представители партии «Нур Отан», министерств социально-экономического блока, инфраструктурного развития, внутренних дел и местных исполнительных органов. Рабочей группе в двухмесячный срок необходимо принять комплексные меры по исполнению поручений главы государства. К работе комиссии будут привлечены профильные НПО, эксперты и представители общественности».

Такое официальное сообщение было обнародовано в начале февраля. Может быть, это совпадение, но создана такая рабочая группа после страшной трагедии в Астане, где 4 февраля в огне пожара погибли пятеро детей. Ребятишкам было от 12 лет до одного года, они остались ночью одни в арендуемой родителями времянке, когда мать и отец находились на работе.

После гибели детей и прошедших через несколько дней акций многодетных матерей в Астане, Алматы и Караганде, власти стали показывать бурную работу. На всех уровнях, включая самый высший, говорят о том, что обратят особое внимание на поддержку многодетных семей. Аким Астаны Бахыт Султанов заявил, что власти столицы всерьёз займутся трущобами. Специальная комиссия уже исследует состояние частного сектора и пригородных посёлков, где и ютится беднота из числа переселенцев. «В центре внимания, разумеется, многодетные семьи. Правда, конкретных предложений у властей нет. По всей видимости, ждут решения правительства. Накануне министр индустрии заявил, что эту категорию граждан, возможно, выведут из общей очереди на жилье для социально уязвимых слоев населения. И дома для них будут строить отдельно. Проблема лишь в том, что финансирование на эти цели не предусмотрено. Сейчас многодетные могут рассчитывать только на арендное жилье, а его в стране катастрофически не хватает» — сообщил телеканал КТК.

В ВКО объявлен месячник «Здоровое материнство и детство», с 12 февраля по 12 марта многодетные семьи, а их в области свыше 22 000, смогут пройти полное обследование в поликлиниках.

Заговорили и об обеспечении подобных семей жильём. Депутат Сената Бырганым Айтимова предложила строительным компаниям в возводимых домах сразу определять по несколько квартир многодетным, и в рамках социальной ответственности бизнеса за свой счёт предоставлять жильё нуждающимся семьям. Правда, при обсуждении в социальных сетях это предложение не нашло поддержки. Комментаторы сделали встречное и весьма дельное предложение: снизить зарплату депутатам раз в 10, и на сэкономленные средства обеспечить нуждающихся многодетных квартирами. В самом деле, в бюджет выплачиваются немалые налоги. С зарплаты в 100 000 тенге работодатель должен перечислить 11% социальный налог, 3,5% — социальные отчисления, 2% — взносы на медицинское страхование, которого ещё даже нет. Итого со 100 000 начисленной зарплаты на работодателя приходится 16 500 тенге социальной нагрузки. С 2020 года к этому добавятся ещё 5% дополнительных пенсионных отчислений, будет уже 21 500, да еще и расходы на медицинское страхование увеличатся. И это только социальные налоги. А есть ещё НДС (12% по облагаемому обороту) и налог на прибыль (20% от суммы прибыли, оставшейся после всех расходов). После такой налоговой нагрузки как-то неловко представителю законодательного органа (получающему солидную зарплату за счёт этих самых налогов), предлагать строителям обеспечивать нуждающихся квартирами за свой счёт. И почему только к строителям обращение? Тогда уж, по логике, нужно предложить владельцам кафе и ресторанов кормить нуждающихся, а крестьянам и пищевой промышленности поставлять бесплатно в эти кафе продукты, торговцам бесплатно их одевать, транспортникам бесплатно перевозить и т.д. Депутат хоть думает, о чём говорит? Вот уж точно – иногда лучше молчать, чем говорить.

Как же правительство рассчитывает поднять доходы населения и улучшить качество жизни? Кстати, впервые за 28 лет капитализма поставлена такая задача. До этого как-то больше говорили, что каждый сам за себя, а теперь вроде бы власти должны продумать, как народу лучше жить. Пока никакой информации о деятельности рабочей группы нет. А задача поставлена непростая, если её действительно реально выполнять, уж слишком всё запущено. Итак, как в учебнике математики: что «дано»?

Два миллиона казахстанцев трудоспособного возраста имеют доходы (если эту сумму можно назвать доходом) ниже 63 тысяч тенге. Об этом стало известно, когда власти сообщили о снижении для таких работников с низкой зарплатой подоходного налога. Сообщили об этом с гордостью, что, дескать, таким образом будет оказана помощь двум миллионам человек. А на самом деле открылась страшная правда о реальной зарплате в стране (а не пресловутой средней!). Из этих двух миллионов немалое количество имело заработок ниже 42 500 тенге, такова сейчас минимальная зарплата.

По разным данным, число т.н. самозанятых в Казахстане также достигает 2 миллиона человек. Эти люди зарабатывают на жизнь случайными заработками, услугами, ремонтом, частным извозом, грузчиками, землекопами, другой «шабашкой», или своим огородом. Таких самозанятых даже невозможно подсчитать! Вместо благодарности за то, что они сами себя каким-то образом кормят, и помощи, государство больше озабочено тем, как повесить на них налоги. Ввели единый социальный платёж, и трубят об этом, как о величайшем достижении. Дескать, мы заботимся о самозанятых, чтобы и пенсионные отчисления у них были, и медицинская страховка.

Непонятно, и сколько в больших городах переселенцев из умирающих или уже умерших сёл и аулов. Их сотни тысяч. Только в дачных посёлках вокруг Усть-Каменогорска таких, видимо, несколько тысяч, во всяком случае, в дачном товариществе «Титан» в Новой Согре, где мне довелось побывать, проживает 500 таких семей, переселившихся из разных районов области. Власти показывали это товарищество как образец обустройства переселенцев. С гордостью говорили, что вот, мол, люди сами приобрели дачные домики, переделали их под постоянное жильё, нашли себе работу, и живут, ни на что не жалуются. И тогда, и сейчас мне было непонятно – в чём тут роль власти, и чем в данном случае гордиться. Разве не позор, что на исходе второго десятилетия XXI века власть превозносит как достижение неказистый домик в дачном посёлке, с самодельной печкой, с уборной на улице?! Разве не позор, что люди вместо развития занимаются элементарным выживанием, суетой, оказавшись оторванными от привычного образа жизни, от родного села, забросив хорошие капитальные дома, и променяв их на дачный домишко в городе? Неужели это и есть «качество жизни»? Какие перспективы у их детей? Куда они приведут невесту, жениха? В этот же домишко? Или будут лепить мазанку рядом? Похоже, что об этих людях забыли. Живут как-то, да и ладно. Вспоминают только вот после таких резонансных трагедий. Заместитель министра внутренних дел РК Юрий Ильин предложил запретить проживание во времянках. Дескать, не соответствуют они ни санитарным, ни противопожарным нормам. Запретить – то можно. Только сам вице-министр, наверное, понимает, что этот запрет станет лишь имитацией деятельности. Дескать, дело сделали, меры приняли, запретили. А что предложили взамен? Неужели решили бесплатно дать благоустроенное жильё? Нет, такой сказки не будет. А значит, как селились в такие времянки, как жили в них, так и будут жить, невзирая на запреты. Потому что на другое жильё у таких семей просто нет денег.

Мы сейчас не говорим о пенсионерах, получающих минимальную пенсию (52 145 тенге), не говорим о нищенских пособиях. Не говорим о том, что для получения адресного социального пособия нужно действительно жить за гранью нищеты, получая меньше 14 000 на душу населения. А если больше – это уже считается обеспеченная семья. Не говорим о порядке обследования таких семей, когда в доход заносится каждая лунка посаженной картошки, и каждая грядка лука.

Так что же предложит рабочая группа по повышению доходов и улучшению качества жизни? Какой чудодейственный рецепт выпишет? Обеспечить всех высокооплачиваемой работой? При капитализме так не бывает. Если есть гарантия трудоустройства, гарантия рабочего места – это уже не капитализм, а другой общественный строй. Создать новые производства? Кто их будет строить, и что они станут производить? Куда будут сбывать продукцию? В Усть-Каменогорске за всё время с 1991 года был построено лишь два крупных завода – это медный завод УК металлургического комплекса «Казцинка» и автосборочный завод «Азия Авто». Но это частная инициатива владельцев этих предприятий. Негусто для периода в 28 лет.

Может быть, предложат снова директивным путём увеличить минимальную зарплату? Так это уже прямое давление на бизнес. Часть малых и средних фирм и так влачат жалкое существование, особенно после отпуска курса тенге в свободное плавание. Для них и эти 42 500 – весомая дополнительная нагрузка.

На самом деле выбор у рабочей группы невелик. Либо оставить всё, как есть, ограничившись какой-то небольшой символической поддержкой лиц, имеющих малые доходы, вроде нынешнего снижения подоходного налога. Звучит вроде бы громко – снизили налог в 10 раз. А реально зарплата от этого стала больше на 3-5 тысяч тенге. Это будет решение задачи сегодняшнего дня – снизить градус социального напряжения, выпустить пар, а затем всё пойдёт по-прежнему.

Либо действительно начать строить социальное государство по типу скандинавских стран, Швейцарии, Канады или Арабских Эмиратов. Вкладывать сверхдоходы от экспорта нефти, металлов, урана и прочего национального богатства, которое сейчас работает на частный карман олигархов, в развитие страны, промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, образования, медицины, инфраструктурные проекты и усиление социальной поддержки граждан. И это будет справедливо. Ведь что получается: от роста курса доллара страдают все, кроме экспортёров сырья, которые за счёт курсовой разницы получают сверхдоходы. При курсе доллара в 150 тенге и стоимости нефти в 100 долларов за баррель экспортёр получал 15 000 тенге за бочку. При курсе на момент работы над статьёй в 375 тенге за доллар и стоимости нефти в 62,03 доллара, за баррель экспортёр нынче получает 23 261 тенге. Курс доллара вырос, и доходы нефтяных олигархов также растут. Вот и вся нехитрая экономическая политика. Перенаправить эти доходы на развитие страны и социальную сферу – разве это не благородная цель, и разве такой шаг не решит множество социальных проблем, в том числе снижение уровня нищеты?

Но это опять же из области сказок. Не пойдут на это наши власти. Ведь такие меры уже будут смахивать на социальную революцию.

А в это время, под разговоры о помощи бедным, произошло чудодейственное спасение «Цеснабанка». Ещё осенью этому банку был выделен государственный займ в 200 млрд. тенге. А чуть позже Национальный банк, через Фонд проблемных кредитов выкупил у «Цеснабанка» все подобные кредиты, по которым возникли проблемы с возвратом, за 604 млрд. тенге. Для сравнения: бюджет ВКО составляет в 2019 году 293, 2 млрд. тенге. Помощь банку в общей сложности составила 804 млрд. тенге, или 2,7 годовых бюджета нашей области! Несколько лет назад таким же образом спасли «Казкоммерцбанк», когда государство через Фонд проблемных кредитов вложило в банк 2,4 триллиона тенге. Вот так решают проблемы доходности банков и их владельцев. В том числе и за счёт пенсионных накоплений граждан! Это ведь не какие-то малоимущие и многодетные.



Денис Данилевский