«Белая ворона», или есть ли в Казахстане честные чиновники?

Газета "Flash!"

Честный чиновник в условиях реального времени – понятие абсурдное и парадоксальное, вызывающее в лучшем случае ухмылку. А сколько пословиц придумано про честных чиновников: «Честный чиновник — это чиновник, который еще не пришел к власти», «Сейчас честный чиновник — не тот, кто не берет взятки, а тот, кто берет — и честно выполняет все обещанное». В существование «белых ворон» уже никто не верит, а если такие и остались, то их быстро уничтожат «коршуны».

Но, надо признать, из всякого правила бывают исключения. Безусловно, есть чиновники, которые говорят, что думают, и делают то, что приносит пользу государству и населению. Которые не прячутся за тень своих родственников, на которых оформлен очередной бизнес или недвижимость. Такие «белые вороны» существуют в системе власти продолжительное время и их впору заносить в «Красную книгу» казахстанского чиновничества.

Правда, служба таких людей зачастую сопровождается нападками вышестоящих чиновников. И поэтому нашим честным чиновникам приходится либо доказывать свою правоту, либо просто поступать, как приказали с высших ступеней. А решиться пойти против всей коррупционной системы, дело, я вам скажу, рисковое и нелёгкое.



Один против системы

Серик Жумадилов решился. К слову, уже не в первый раз. В 2011 году этот человек смог дойти до Верховного суда, доказать свою правоту, и, восстановиться в должности.

Именно в 2011 году в Глубоковский район собирались приехать и акимы районов, и сам аким области. По такой важной причине, Владимир Кошелев, будучи в то время акимом Глубоковского района, проводил совещание по подготовке районного центра к выездному заседанию областного акимата. Владимир Кошелев приказал: в экстренном порядке на центральных улицах поселка нужно навести марафет, подкрасить, заасфальтировать, засыпать ямы, а также потребовал срочно заасфальтировать пешеходную дорожку вдоль стадиона.

Подрядчик отказался, эта работа не была предусмотрена проектно-сметной документацией. Серик Жумадилов, как ответственный за ЖКХ, его поддержал, и заметил, что на такой экстренный ремонт средств в бюджете нет. На что Кошелев отдал новый приказ — подтянуть спонсоров. Итак, Кошелев сильно обозлился на своего подчиненного. Так обозлился, что запретил ему присутствовать на совещаниях. Интересный метод работы. Заместитель, отвечающий за ЖКХ, в разгар подготовки к отопительному сезону отлучается от совещаний! Ну а за то, что подчинённый посмел возразить – влепил строгий выговор. А после и вовсе, уволил. Серик Жумадилов дошел до Верховного суда и восстановился в должности.

Однако, тот случай был не последний, ведь еще совсем недавно Серик Жумадилов занимал должность руководителя районного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. И вот именно о том, почему же государственному служащему вновь пришлось оставить свой пост и как расходуются бюджетные деньги области мы и поговорим.

В марте 2018 года в связи с интенсивными паводками, по Глубоковскому району Восточно-Казахстанской области был объявлен режим чрезвычайной ситуации (далее ЧС).

После объявления режима ЧС, 23 марта 2018 года, распоряжением акима Глубоковского района Каликана Байгонусова, Серик Жумадилов был назначен руководителем ликвидации ЧС по поселку Белоусовка. С этого момента, как отмечает Серик Жумадилов, в своей работе он руководствовался строго статьей 49 Закона РК «О гражданской защите». На момент вышеуказанного назначения он уже имел опыт работы в таких ситуациях. Кроме этого ежегодно, в течение шести лет подряд, Серик Cапарович проходил обучение в Республиканском центре гражданской защиты в г. Алматы, из них последние три года проводил условные Командно-штабные учения (КШУ) в областном масштабе, на базе указанного центра.

Все мероприятия по ликвидации ЧС в марте 2018 года были проведены вовремя, и ситуация была полностью под контролем. Однако затем почему-то по всему району, и, в частности, в пос. Белоусовка, начали проводиться работы, которые на тот момент времени, как убежден Серик Жумадилов, были уже неактуальны, и которые не только повлекли за собой значительные материальные затраты, но и местами усугубили обстановку.

— Самая плохая ситуация в связи с интенсивными паводками была в посёлке Белоусовка. Я, как положено, создал штаб, все службы направил в одно русло, — отмечает Серик Жумадилов. — Ситуация уже находилась под контролем, и ажиотаж развивать не было никакой необходимости. 31 марта аким Глубоковского района Каликан Байгонусов‚ и секретарь областного маслихата Владимир Головатюк, потребовали от меня выполнения работ, которые, при неудачном стечении обстоятельств, могли повлечь за собой непредсказуемые последствия, — рассказывает Серик Cапарович. — Они потребовали дать распоряжение от моего имени о разрушении моста по центральной дороге и сооружении дамбы вдоль этой дороги, потому, что, якобы идет вторая волна паводков. При этом они не учитывали тот факт, что в 10-ти метрах от русла ручейка Гребенюшка находится центральная электрическая подстанция 110 кВ.

— Безуспешно я пытался убедить их отказаться от этого плана. Тем более, что после обследования всех прилегающих сопок, они убедились, что угрозы паводков уже нет на 100 %. Я даже сделал заявление акиму Каликану Байгонусову о том, что готов понести наказание вплоть до увольнения, если по этому руслу пойдет, как они утверждали, вторая волна паводков. Однако была дана команда акиму пос. Белоусовка провести эти работы, тем самым, грубо нарушено требование п.6 ст. 50 ЗРК «О гражданской защите»: «Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации иначе как отстранив его в порядке, установленном законодательством РК от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо».

— В итоге, даже эту работу не смогли провести успешно, просто разломали мост сечением почти 3 кв. метра, полностью уничтожив его водопропускную способность, затем положили рядом трубу, сечением 0.39 кв. метра, элементарно зарыли ее. При таких обстоятельствах, чтобы не стать соучастником действий должностных лиц, некомпетентных в данной ситуации, и не имеющих необходимых знаний по руководству работами при ЧС, я был вынужден подать заявление об увольнении, с указанием причины, — рассказывает Серик Жумадилов.

Вместо того, чтобы провести служебное расследование, аким Глубоковского района Каликан Байгонусов заставил Серика Жумадилова дописать слова «по собственному желанию». Даже не переписать заявление, а просто дописать эту фразу сверху. Как отмечает сам Серик Жумадилов, он пошел на этот шаг, потому что в 2011 году уже имел печальный опыт в поисках правды в нашей системе.

После вышеописанных событий Серик Жумадилов написал служебное обращение на имя акима ВКО, направил в виртуальную приемную, но оно не было рассмотрено.

5 декабря 2018 года Серик Жумадилов отправил обращение руководителю Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее АДГСПК РК) Алику Шпекбаеву с подробным описанием всего происходящего. Как утверждает сам Серик Жумадилов, если бы вышеуказанные должностные лица исправили положение в пос. Белоусовка, он не стал бы обращаться к руководителю АДГСПК РК. Но эти руководители благополучно забыли про данный населенный пункт, оставив серьёзную потенциальную угрозу на весну 2019 года, а именно: при первых паводках электрическая подстанция 110 кВ примет на себя удар стихии. При этом неизвестно каким образом и в каких целях были израсходованы выделенные под ЧС материальные средства. В качестве доказательства он приложил фотографии состояния объекта на начало декабря, спустя 8 месяцев после разрушения моста.

— Я специально дождался начала зимы, чтобы доказать, что ничего не сделано, — говорит Серик Сапарович. – Если бы обращение было направлено раньше, то в ответ могли бы сказать, что мы проведем корректировку бюджета, выделим средства, и проведем эти работы. Но сейчас уже конец года, и до весны осталось всего два месяца.

7 декабря Серик Жумадилов опубликовал на своей странице в Facebook это обращение и ссылку на статью нашей газеты о его борьбе за правду в 2011 году: «Уважаемые друзья!!! Как и обещал, выставляю свое обращение к Шпекбаеву Алику Жаткембаевичу. Сразу прошу, не делать выводов, что это самопиар, просто, когда-то в 2011 году, я тоже выступил против беспредела вышестоящих чиновников, целый год прошел по судам, доказал в Верховном Суде свою правоту, но меры, к тем, кто занимался гонениями, приняты не были. Тогдашний руководитель агентства по делам государственной службы Байменов А., лично обещал: если выиграете дело в ВС, все участники, фигурировавшие в деле, будут наказаны. В итоге, все спустили на тормозах, а главного виновника Кошелева В., аким области Сапарбаев Б. М., сделал своим заместителем, хотя прекрасно был в курсе всего (/sites/default/files/blog/flash/1295.html). Сегодня, руководствуясь свои печальным опытом, решил опубликовать все материалы на этой платформе, дабы показать всем, что каждый гражданин, на своем уровне, не должен мириться с тем, что происходит вокруг».

Вот такой поступок, не характерный для нынешних представителей власти. Иметь собственное мнение, правильное и полезное для народа, нынче не в приоритете. За сказанное собственное слово в режиме реального времени грозит, как следствие, потеря должности. Зачем тебе собственное мнение, когда есть мнение чиновников на ступень выше? Они сами знают, как сделать лучше! А для кого лучше, это не твоего ума дело. Самое главное довериться, и выполнить чужое распоряжение своими руками, то бишь, чтобы начальство не запачкалось.



Принцип Питера

Помнятся еще слова Президента страны Нурсултана Назарбаева, который в 2009 году на съезде «Нур Отана» заявил, что доля коррупционеров среди представителей государственных структур составляет всего один процент, а все остальные чиновники – честные служащие. А в 2010 году уже 537 чиновников были арестованы в Казахстане за коррупционные преступления. В 2012 году за взяточничество, дачу взяток и посредничество задержано 279 чиновников, а осуждено 239; в 2013 году за те же преступления задержано 428, а осуждено 369; в 2014 году задержано 403, а осуждено 332 чиновника; в 2015 году задержано 532 чиновника, а осуждено 434; в 2016 году задержано 667, а осужден 551 чиновник. Всего уголовных дел по коррупционным составам преступлений в 2012 году составило 2151, в 2013 году — 2482, в 2014 году — 2022; в 2015 году — 2733; в 2016 году — 2807 дел. Всего за 2016, 2017, 2018 год осудили 2,5 тысячи чиновников, включая топ-чиновников страны.

Самые коррумпированные госорганы в Казахстане: акиматы и их структурные подразделения, органы внутренних дел (ОВД), органы государственных доходов РК (ОГД РК).

По материалам Национального доклада по противодействию коррупции за 2016 год, в большинстве случаев коррупционные преступления в акиматах связаны со взяточничеством, злоупотреблением при распределении земельных участков, выделением субсидий, хищением бюджетных средств при проведении госзакупок.

Коррупция в ОВД выражается в получении взяток от нарушителей ПДД, в вымогательстве за не привлечение к уголовной ответственности, в покровительстве.

Сотрудники ОГД РК чаще всего попадаются на преступлениях, связанных с содействием в уклонении от уплаты налогов и таможенных платежей, организации преднамеренного банкротства и покровительстве субъектам теневой экономики.

Есть положение, идеально подходящее сложившейся ситуации – это принцип Питера. Согласно принципу Питера, человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Этот уровень и называется уровнем некомпетентности данного сотрудника. Согласно принципу Питера, некомпетентные не понижаются, а многие продвигаются даже вопреки некомпетентности, а также человек, понимая, что не справится с должностью, никогда от неё не откажется. Всё это ведет к деградации системы, к понижению успешности работы, за достаточно большое время в любой иерархической системе все должности будут заняты некомпетентными сотрудниками, после чего система естественным образом прекратит своё существование, так как в ней никто не будет работать. На практике такого обычно не происходит. В системе постоянно пребывает достаточно сотрудников, которые ещё не достигли своего уровня некомпетентности; они-то и выполняют всю реальную работу. И как мы видим, за выполнение своей работы честно, такие работники получают либо строгий выговор, либо увольнение, от стоящих выше по должности некомпетентных работников. Также, согласно данному принципу, для сотрудника, достигшего уровня некомпетентности, характерен специфический набор особенностей поведения, названный «Синдромом конечной остановки». Одним из признаков синдрома конечной остановки является склонность к формализации работы, постоянное изобретение бюрократических правил, требование от подчинённых точнейшего их соблюдения, даже вопреки объективной целесообразности.

Но это общие рассуждения, хотя, действительно, принцип Питера хорошо объясняет систему нашей нынешней власти. Что касается развития событий вокруг ликвидации паводков в Глубоковском районе и поступка Серика Жумадилова, то мы будем ждать ответа от Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции. Наша редакция открыта для разных мнений, и потому, мы оставляем право высказать свою точку зрения Каликану Байгонусову и Владимиру Головатюку.



Кристина Капрелян