Госорганы ВКО бессильны? Дорожные организации области на грани разорения.

В сжатые рамки вновь загнали дорожно-строительные организации ВКО, когда с 15 ноября текущего года проектная организация «KAZGOR» выпустил новую версию программного обеспечения «SANA-2015» для расчёта и выпуска сметной документации ресурсным методом, якобы в актуальных ценах, действующих по состоянию на 01.10.2018 года. Эта программа предназначена для расчёта и выпуска сметной документации при строительстве различных объектов, как при основном строительстве, так и при реконструкции, ремонте и т.п.
На самом же деле, как утверждают дорожные организации, цены в данном сборнике на дорожно-строительные материалы такие же, как в предыдущей версии, то есть, занижены на 50%. В статье «Такие цены уничтожат строителей и дорожников! Почему в ВКО стоимость строительных работ резко «подешевела»?», опубликованной на сайте www.flashpress.kz и в социальных сетях, была полностью раскрыта тема несоответствия сметной и рыночной стоимости на стройматериалы. Именно по причине выхода новой версии «SANA-2015» страдает как качество дорог, так и дорожно-строительные организации, которые, мало того, что перестали получать прибыль, так еще и уходят в минус с финансовой стороны.

По инициативе строительно-дорожных организаций 26 декабря был организован брифинг с представителями дорожных организаций и госструктур, таких как управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, АО «НК Казавтожол», управление строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска, а также представителя Палаты предпринимателей ВКО.
В ходе брифинга выяснилось, что госорганы вынуждены следовать тем цифрам, которые им присылают сверху.
И.о. директора АО «НК Казавтожол» Муслим Нурлыбекулы отметил, что в феврале АО «КазНИИСА» (Казахстанский НИИ строительства и архитектуры) отправило письма в их филиал о рассмотрении разработанного ими проекта по строительно-монтажным работам. Эти письма разослали во все дорожные организации для рассмотрения, согласования, и внесения поправок, в течение ограниченного времени. Как отмечает Муслим Нурлыбекулы, ответов от дорожников так и не поступило, что и стало причиной снижения цен, так как никаких замечаний и предложений со стороны строительно-дорожных организаций не было.
Игорь Шацкий, директор Палаты предпринимателей ВКО так прокомментировал ситуацию:
— Цены не должны быть снижены лишь из-за того, что дорожники не ответили на письмо. Цены должны быть адекватными. На самом деле проблема ценообразования в строительстве постоянная, системная, цены постоянно меняются. Проблема в том, что разработчики у нас сидят в Астане, какими ценами и правилами они руководствуются — абсолютно не понятно. Центральный мониторинг рыночных цен настолько некачественный, что по факту таких цен нет, а в сборнике они каким-то образом появляются. Какого уровня образования специалисты этим занимаются, абсолютно непонятно! Говорят, что у нас ресурсный метод, но на деле у нас нет фактического ресурсного метода в стране, и в этом вся проблема. Мы создали с комитетом строительства рабочую группу по этому вопросу, но сам механизм внесения в сборники фактических цен буквально неповоротливый, пока мы вносим цены сегодняшнего дня, они уже становятся ценой вчерашнего дня. Цена опять не соответствует рынку и опять строители несут убытки.
Зарина Гайсина, руководитель проектно-сметного отдела управления строительства ВКО объяснила, как утверждаются цены:
— Справочники цен нам присылают для согласования из «КазНИИСА», а после они отправляются нами в подрядные проектные организации для получения предложений и замечаний. Если у подрядных организаций не имеется никаких замечаний, то мы отправляем ответ обратно в «КазНИИСА», и на основании этого и формируются сборники, проходят утверждение, и эти сборники заложены в программу. В дальнейшем мы руководствуемся именно этим сборником. На основании методических рекомендаций на сегодняшний день комитет строительства формирует сборники, которые будут утверждены в январе-феврале 2019 года. Сама проблема сейчас именно в формировании этих сборников. Чтобы, когда сборники приходили на согласование, цены были максимально приближены к реальной стоимости. Такие сборники мы уже будем рассматривать, и отправлять в подрядные проектные организации для получения замечаний и предложений, которые будут отправлены в «КазНИИСА». Возможно, на основании этих замечаний будут внесены изменения в проект этих сборов.
Однако, несмотря на то, что Зарина Гайсина отметила, что все сборники отправляются на согласование в подрядные организации, она так и не смогла ответить — отправлялся ли сборник от 15 ноября 2018 года на согласование. К слову, строительно-дорожные организации утверждают, что их просто поставили перед фактом, не согласовывая с ними ни одного пункта цены.
Бауыржан Сулейменов, заведующий сектором благоустройства автодорог отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска дал свой комментарий:
-Когда мы составляем смету и корректируем проекты, то руководствуемся последней утвержденной версией программы. Мы не имеем права поступать иначе. У нас даже не запрашивают анализ, и не просят согласования.
-Никакого согласования с нами не проводилось! Каждый раз собираются эти бестолковые совещания, которые занимают массу времени. Почему нельзя собрать всех нас, дорожников, на согласование цен? Мы бы пришли и растолковали каждую позицию, а также дали бы обоснованный ответ. Зато осенью 2019 года, народ скажет, что работа не выполняется, дороги не ремонтируются, а мы расхищаем бюджетные средства и отдыхаем на Канарах! Но к этому результату нас приводит государство, утверждая эту программу «SANA-2015», — возмущенно отмечает директор ЮА «Трансстрой» Айдос Байгунусов.
Дорожно-строительные организации ВКО требуют от Министерства по инвестициям и развитию пересмотреть утвержденные расценки, в противном случае бюджет останется без налогов, регион без подрядчиков, а тысячи людей без работы.
Александр Федосов, руководитель дорожно-строительной компании:
— Бюджет трещит, проблемы в государстве, так давайте их по-другому решать. Давайте в АО «КазНИИСА» уменьшим зарплату? Наше предприятие платит почти 200 млн. налогов, на что они будут без нас всех существовать? Я не вижу другого выхода, кроме как готовить обращение к Президенту, может быть, он нас поймет! Это безобразие! Мы требуем сегодня, чтобы эти расценки были пересмотрены в нормальную сторону. Речь сегодня идет о существовании отрасли или ее гибели. Это же банкротство, отсутствие развития со всеми вытекающими последствиями! Я же закладываю в цены рентабельность, мы же должны развиваться. А так мы разоримся все. Нам не нужны подачки в виде повышения цены на 6 %, нам нужно чтобы немедленно поставили рыночные цены, и всё пересчитать! Весь утверждённый сборник необходимо изменить!
Госорганы в очередной раз оказались бессильны и не в состоянии разъяснить строительно-дорожным организациям правильный порядок действия, ввиду отсутствия предложений. Сами же дорожники намерены отправить в профильный комитет предложения с рыночными ценами на строительные материалы до конца недели, а также собираются писать письмо Нурсултану Назарбаеву с просьбой защитить малый и средний бизнес области. Если же чиновники не учтут их пожеланий, регион может остаться без дорожных предприятий.
Кристина Капрелян
  • 0
  • 29 декабря 2018, 03:23
  • Flash

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.