«Презумпция доверия»: полицейский никогда не лжет? Или трагикомичная история о «выдающихся сыщиках» Усть-Каменогорска

Газета "Flash!"

Представьте себе, что вас приглашают в суд по делу о компенсации ущерба за хулиганский поступок – разбитую витрину в торговом центре. А вы, как говорится, ни сном, ни духом ничего об этой истории не знаете. И лишь в концовке судебного разбирательства выясняется, что «ошибочка вышла», вы действительно ни при чём! В суде должен предстать совсем другой человек! «Ошибочка» произошла по вине полицейского!



Безнаказанная виновница и неповинная женщина

Такая история действительно случилась в нашем городе. Обратимся к официальным документам.

«22.06.2018 года около 12.15 неизвестная женщина из хулиганских побуждений разбила витрину и бытовую технику, принадлежащую Индивидуальному предпринимателю, имеющему точку в торговом доме.

В ходе досудебного расследования было установлено, что 22.06.2018 года виновная‚ вместе со своей подругой‚ пришла в торговый отдел «хозтоваров», расположенный в помещении ТД, чтобы поменять плиту марки «Мечта», которую она купила 09.06.2018 года. После чего виновница показала продавцу вышеуказанного отдела плиту, и сказала, что она хочет поменять купленную плиту, так как она перегорела. Продавец достала новую плиту, и начала сравнивать с тем, что принесла виновница, после чего сказала виновнице‚ что она не будет ее менять, так как товар не из этого отдела. Затем виновница пыталась вырвать из рук продавца новую плиту, но, побоявшись, что она сломает витрину, отпустила. После чего виновница вновь спросила у продавца, будет ли она менять плиту. На что продавец ответила отказом. Затем виновница толкнула кастрюли, которые были расположены на витрине, и ушла из данного ТД, разбив стекло витрины. Продавцы других отделов её задержали. Была вызвана полиция, были допрошены участники инцидента, составлены протоколы допросов, вынесено постановление. Получив постановление полиции, потерпевшая подала иск в суд к женщине, чья фамилия была указана в постановлении.

Предполагаемая виновница была вызвана в суд. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что личность женщины, разбившей витрины, устанавливалась лейтенантом полиции Абдыкеровым А. Г. без предоставления ею соответствующего удостоверения. На судебном заседании он пояснил, что в его дежурство две женщины в торговом доме разбили витрину. Женщины были задержаны. Задержанная пояснила, что является (имя вымышленное) Кудрявцевой Ниной Яновной, и она разбила витрину. ИИН задержанной им не устанавливался. А в итоге, ответчик — это не та женщина, которая была им задержана. Тем самым виновная была отпущена, а на её место в суд вызвали ни в чем не причастную женщину, которая об этой истории ничего не знала. В протоколе допроса свидетеля, в графе «Паспорт и другие документы» указано: личность удостоверена. Никакого номера документа не указано. При этом, данные потерпевшей записаны все досконально».

— Она была поймана с поличным, потому потерпевшая не стала обращаться в другие инстанции, а полностью понадеялась на работу полиции. В итоге, когда в суд вызвали совершенно другую женщину, у которой совпадали фамилия, имя, отчество, но абсолютно непричастную к этому делу, она обратилась ко мне, — отмечает представитель истца, юрист Ольга Космынина. — Объяснительную моя потерпевшая дала сразу на месте, виновницу увезли в Ульбинский отдел полиции по ул. Стахановская. Потерпевшей сказали, что уголовного преступления нет, и необходимо какое-то время подождать постановление. Примерно в августе она написала жалобу в прокуратуру о том, что до сих пор нет постановления. После, следователь сразу вынес постановление, также мы получили копию материалов дела. Указанные данные: ФИО, семейное положение, гражданство, дата рождения, паспортные данные, контактные данные и др. Я прошлась по протоколам допросов и заметила странность: у потерпевшей были указаны все данные, будь то паспортные данные, адрес и т.д., а вот у виновной отсутствовали данные удостоверения личности. Указанный номер телефона был отключен. Но в графе документов указано: «личность удостоверена». Подаю иск в суд на возмещение ущерба. Отправляю повестку заказным письмом по указанному адресу в протоколе, так как телефон виновницы не доступен. На следующий день приходит ответчица, видно, что она вся пребывает в возбуждении: «Это не я!». Человек говорил настолько уверенно, будто это действительно не она. Всего было 4 заседания. И даже в суде ответчица заявляла, что это была не она. Мы вызвали свидетелей со своей стороны, и полицейского, который произвёл задержание. И тут полицейский заявляет, что это не она, что это не та женщина. Дескать, её паспортные данные он не указал по неопытности. Наши свидетели её тоже не опознали. Но в суде решили, что не было никаких процессуальных нарушений, кроме того, что не установлена личность. Вот я и спрашиваю: кто должен устанавливать личность? Какие у меня есть основания не доверять нашей полиции? То есть, на сегодняшний день, человек причинил ущерб, совершил хулиганские действия и спокойно живёт, не возместив ущерб. Мало того, были написаны данные другого человека, который совершенно не виновный, который потратил своё личное время для присутствия на заседаниях в суде, потратил свои нервы, силы, да и настроение, а откуда взяли её данные, я даже не представляю. На данный момент наше дело оставлено без рассмотрения. На сегодняшний день подана жалоба в прокуратуру г. Усть-Каменогорска.

Ущерб составляет 36 тысяч тенге. Вроде бы небольшая сумма, но это не значит, что можно прийти, разбить витрину, совершить насильственные действия, и спокойно уйти, безнаказанно. Даже 36 тысяч тенге зарабатываются людьми с огромным трудом, через нервы и вечную усталость. Какое может быть доверие после такого к нашей полиции? Как говорил когда-то мой преподаватель: «Самое страшное – это безнаказанность», — подвела итог Ольга Космынина.

Мы отправили официальный запрос в ДВД ВКО. Как так получилось, что данные виновницы были записаны лишь с её слов без предоставления соответствующих документов, удостоверяющих личность? И понесёт ли наказание лейтенант полиции Абдыкеров А.Г., который допустил со своей стороны такую оплошность? А также, каковы дальнейшие действия полиции? ДВД РК рекомендовало потерпевшей обратиться в отношении виновницы в частном порядке в суд. Вот только личность данной гражданки установлена не верно, а сама виновница была отпущена. Её данные отсутствуют, что полностью является «заслугой» лейтенанта, который вёл допрос.

Ответ поступил от заместителя начальника ДВД ВКО, полковника полиции Жанболата Калетаева:

«На сегодняшний день по жалобе заявительницы решение о прекращении уголовного дела по ст. 293 ч. 1 Уголовного кодекса РК отменено. Проводятся дополнительные следственные мероприятия…

Наряду с изложенным, назначена служебная проверка, по итогам которой будет рассмотрен вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц Ульбинского отдела полиции УП г. Усть-Каменогорска».

В то же время, представитель стороны пострадавшей Ольга Космынина отправила прокурору города Усть-Каменогорска жалобу на действия сотрудников полиции. Ольга Константиновна просит рассмотреть неправомерность действий сотрудников полиции, установить наличие их вины и назначить ответственность, а также принять меры к виновным.

В ответ прокурор отдела прокуратуры М. Орынбасова жалобу полностью удовлетворила, а также отменила постановление о прекращении досудебного расследования по уголовному делу.

Хочется верить, что действия сотрудников отдела полиции действительно не останутся безнаказанными, а дело найдет свой дальнейший ход. А пока зададимся вопросом – кто же служит в нашей полиции? Какова компетентность полицейских, если доблестные «сыщики» отпускают с миром хулиганку, даже не установив ее личность, а потом в зале суда оказывается совершенно неповинный человек? Кстати, бюджет ДВД ВКО в 2018 году составляет более 10,7 млрд. тенге. И зарплату полицейским регулярно повышают, и техническое оснащение улучшается. А какой от этого толк? Разве заслуживают такие полицейские, чтобы на них расходовались народные деньги?

Доверяете ли Вы нашей полиции?

Люди не доверяют полицейским из-за того, что они славятся своей коррумпированностью. Как в данном случае виновную могли отпустить, остаётся загадкой? Откупилась ли она, либо эта оплошность действительно случилась по неопытности? Могут ли доверять люди полиции? И каков уровень доверия народа к нашей доблестной полиции сейчас?

Для того чтобы узнать этот уровень доверия, мы провели опрос граждан. Каждому задавалось два вопроса: Доверяете ли Вы нашей полиции? И что необходимо сделать, чтобы повысить уровень доверия к стражам правопорядка?

«Доверяю, но не в полной мере, так как бывают такие ситуации, когда действия полиции, в том числе дорожной, не вполне правомерны. Человеку приписывают те дорожные нарушения, которые он не совершал. Доказать он ничего не может, и в таких случаях, несомненно, прослеживаются коррупционные действия со стороны полиции, так как в последующем вопрос наказания виновного, допустившего, по мнению наших полицейских нарушение, аннулируется. Аннулируются и штрафы, и наказания потому, что в настоящее время всё решается другим путём, через третьих лиц. Таких ситуаций превеликое множество. Очень много нарушений ПДД со стороны самих полицейских, когда они и по встречной полосе едут, и когда включают проблесковые маячки, то есть сирену, чтобы проехать, обогнать.

Зачастую останавливают в вечернее время людей, которые возвращаются со смены, или просто идут из магазина. Начинают к ним придираться. Часто бывают случаи, когда, заподозрив человека в каких-то правонарушениях, например, в том, что человек употребляет наркотики, или находится в алкогольном опьянении, его забирают. Привозят на обследование. Предъявляют ему обвинение. А после это не подтверждается и, затем, человек среди ночи вынужден добираться сам домой с ул. Стахановской, с Бурова, зачастую пешком. Для того чтобы повысить уровень доверия населения к полиции, нужно чтобы отбор в правоохранительные органы проводился самым строжайшим образом. Чтобы туда отбирали проверенных, честных, добросовестных и порядочных людей. А наша молодёжь сейчас стремится попасть в полицию почему? Потому что это тёплое место, потому что они знают, что смогут заниматься поборами, смогут где-то что-то с кого-то поиметь. Поэтому они стремятся пойти сейчас в армию и потом в обязательном порядке пойти служить в полицию. Зачастую сами не зная законов, нарушая эти законы и думая, что у них так будет самая лучшая жизнь. К тому же, полиция в большей мере сегодня занимается взысканиями за правонарушения, а не их профилактикой. Как часто инспекторы посещают учебные заведения, проводят разъяснительную и воспитательную работу среди подростков? Уважение к сотрудникам полиции на низком уровне со стороны населения, и доверия нет».

«У меня нет совершенно никакого доверия к нашим правоохранительным органам. Чтобы повысить уровень доверия, им надо опуститься до уровня граждан. Надо жить наравне с людьми, а не ставить себя в некую иерархию выше простого народа».

«Мне никогда не приходилось сталкиваться с полицией, но доверия всё равно нет. Ведь родственники мои сталкиваются, и всё это вызывает глубокое разочарование. Зато могу сказать, что у нас участковый приходил знакомиться, теперь я, хотя бы знаю, кто наш участковый. Мелочь, а как приятно».

«Я не могу сказать, что доверяю полиции. Какое доверие? Его нет! Кругом одни коррупционеры. Для того, чтобы повысить уровень доверия, они должны сами проявлять какую-то правильную инициативу. Тут очень важно именно слово «ПРАВИЛЬНУЮ». Хотя бы начать прислушиваться к людям. Тогда и доверие будет. Люди не дураки. Все уже давно понимают отношение полиции к простому народу».

«Частично полиции я доверяю. Сейчас у них идет реформа, посмотрим, что изменится. Надеюсь, что действительно что-то изменится».

Увы, пока не приходится говорить о доверии народа, к которому так стремятся чиновники МВД. На фоне разговоров о реформе полиции это смотрится весьма любопытно. А ведь доверие общества – главная оценка успешности работы полиции. А исходя из опроса, доверия к сотрудникам полиции нет. Не нашлось ни одного человека, который ответил бы: «Да, я в полной мере доверяю».

Напомним, по поручению Главы государства совместно с администрацией Президента МВД разрабатывает дорожную карту по модернизации казахстанской полиции. В ходе реформирования планируется оптимизировать штатную численность МВД в целях избавления полиции от несвойственных функций и кардинального изменения критериев оценки полиции. Высвобождающиеся средства будут направлены на повышение зарплаты полицейских, решение их жилищных и других социальных вопросов. Также в ходе реформы сменили название территориальные органы МВД. Департаменты внутренних дел теперь называются департаментами полиции. Кто же знал, что от названия зависит, как полиция будет работать и выполнять свой прямой долг. Как говорится в пословице: сколько баян гармонью не называй, все равно остается баяном. Всех полицейских одевают в новенькую форму и сажают на новые патрульные автомобили, в то время как в Екибастузе полицейские патрулируют улицы на велосипедах. Дало ли это эффект доверия от казахстанского народа, улучшило ли обновление работу полицейских? Нет. По-прежнему при виде полицейского людям хочется перейти на другую сторону улицы. Полиция все свои силы тратит на бесполезные дела, при этом игнорируя действительно важные проблемы. В итоге мы имеем население, которое не доверяет никому, кроме себя самого и своих близких. Население, которое не доверяет ни полиции, ни акимату, ни государству. Население, которому в большинстве случаев приходится полагаться на себя. Население, среди которого спокойно живут виновные, которые причинили материальный и моральный ущерб. К этому шла наша независимая страна? Сомневаюсь.

Кристина Капрелян