Страна, в которой убивают в очереди за углём

Газета "Flash!"

Несмотря на многочисленные утверждения о том, что ситуация с углём стабильная, поставки увеличились, а жители частного сектора в угле нуждаться не будут, прогресса с жизненно важным топливом как не было, так и нет. Печальная новость поразила всю Восточно-Казахстанскую область и страну: в очереди за углем 12 ноября в Семее убили дзюдоиста Жасулана Абиева, неоднократного чемпиона и призера республиканских чемпионатов и международных турниров. Спортсмен был в профессиональном спорте до 2010 года, а затем приостановил тренировки и занялся бизнесом. Как отмечают очевидцы, в очереди на угольном разрезе Каражыра между двумя мужчинами произошла ссора, в результате чего Жасулан Абиев получил травму головы. А между тем, управление энергетики и ЖКХ утверждает, что дефицита не будет, но как мы убеждаемся, за уголь люди уже готовы пойти на убийство. Изменится ли ситуация в области, или дефицит вновь будет еще более усложнять жизнь обычных граждан?

Мы отправили во многие государственные органы обращение о помощи семье, которая потратила более 100 тысяч тенге, взятых в долг, и приобрела некачественный уголь. Отовсюду пришли отписки. Обратились и на горячую линию контакт-центра акимата ВКО 22 октября. Горячая линия оказалась совсем не горячей, и даже не еле тлеющей. Видимо, тоже топливо некачественное, не разгорается. Лишь в середине ноября мы наконец-то получили ответ от заместителя акима г. Усть-Каменогорска Елены Литвиновой: «Для организации работ по созданию необходимого запаса топлива социально — уязвимым слоям населения г. Усть-Каменогорска в конце июня 2018 года заключен трехсторонний меморандум, согласно которому будет оказана помощь социально — уязвимым и малообеспеченным гражданам в приобретении угля по льготной цене в объёме 35 тыс. т. угля на отопительный сезон 2018-2019 годы. Обеспечением населения социальным углём занимается Общественное Объединение «Усть-Каменогорская организация ветеранов войны в Афганистане» и филиалы КГУ «Центр по развитию массового спорта» акимата города Усть-Каменогорска.

Согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса РК «Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное».

Наше обращение на горячую линию акимата ВКО проделало путь до акимата города Усть-Каменогорска, и в итоге результат банален – отписка. Нам в очередной раз рассказали о титанической работе по обеспечению социальным углём. Кстати, лимит на который уже давно закончился, так и не обеспечив всех страждущих. И посоветовали потерпевшим обращаться в суд. Спасибо за совет. Тем временем, мы поинтересовались у семьи из 23-го микрорайона – как же они переживают начало настоящей зимы:

— У нас дома 10 градусов. Ходим и спим в куртках. Что делать? Будем снова искать деньги, покупать другой уголь. Теперь у нас еще и мусор не вывозят – там одни камни.

Напомним, что не найдя на местном уровне ответ на вопрос – кто же контролирует качество угля? – мы пошли на «верха». Наш официальный запрос на эту тему в Мажилис парламента РК, переадресовали Генеральному Прокурору РК Кайрату Кожамжарову и Министру энергетики Канату Бозумбаеву. Ответа от Генеральной Прокуратуры пока не поступило.

Обратились мы и к главе правительства Бакытжану Сагинтаеву. До «Самого» наше письмо не дошло, из канцелярии Премьера сообщили, что переслали запрос в три министерства. На днях мы получили ответы.

Вице-министр энергетики РК Сабит Нурлыбай в своем ответе подтвердил слова заместителя руководителя управления энергетики и ЖКХ ВКО Асхата Букатова о том, что государственный контроль за качеством угля не входит в компетенцию Министерства энергетики.

Вице-министр сообщил: «Функции и полномочия осуществления контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации осуществляются, согласно Указа Президента Республики Казахстан № 691 от 13 ноября 2013 года Комитетом охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК.

В Республике Казахстан действует Технический регламент «Требования к безопасности углей и производственных процессов их добычи, переработки, хранения и транспортировки», утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2010 года № 731, который устанавливает требования к безопасности углей и продуктов их переработки и процессов жизненного цикла.

Качество угля, предназначенного для отправки, предварительно контролируется на каждом угольном предприятии до его предъявления к приемке потребителем. При каждом крупном угольном предприятии находятся испытательные лаборатории, которые определяют качественные характеристики добываемого угля.



Торговля углем между производителями (поставщиками) и потребителями в условиях рыночной экономики должна осуществляться через сертификаты соответствия и протоколы испытаний. Сертификаты соответствия показателей безопасности и качества углей требованиям нормативных документов на продукцию выдают аккредитованные органы по подтверждению соответствия и испытательные лаборатории по заявкам Изготовителей (Поставщиков).

Однако, уголь, поставляемый конечным потребителям в регионах, не всегда соответствует углям, отгружаемым с месторождений. Недобросовестные поставщики не соблюдают установленные нормы стандартов качества (перемешивают с другими марками угля, породой и т.п.), что негативно отражается на конечных потребителях и экологической обстановке в регионах».

Также вице-министр энергетики сообщил, что согласно информации официального сайта ТОО «Национальный центр аккредитации», в Восточно-Казахстанской области действуют несколько аккредитованных испытательных лабораторий: лаборатория АО «Каражыра», расположенная на самом угольном разрезе; лаборатория охраны окружающей среды АО «Усть-Каменогорские тепловые сети»в Усть-Каменогорске и «Центр радиоэкологических исследований» филиала «Институт радиационной безопасности и экологии Национального ядерного центра РК» в Курчатове.

Вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин также дал обстоятельный, но совершенно бесполезный для нашей замерзающей семьи ответ. Он отметил, что «Законом «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года определены правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

В соответствии с подпунктом 7 статьи 7 Закона потребители имеют право на обмен, возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Согласно пунктам 1, 3 статьи 29 Закона, если договором предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

В случае отсутствия в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий установленным законодательством требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода используется.

В соответствии со статьей 22 Закона потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу товара об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

При этом, если в течение десяти календарных дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

На основании изложенного, в случае нарушения законного права потребителей на обмен, возврат товара надлежащего и ненадлежащего качества потребителям необходимо руководствоваться нормами закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Что же, спасибо вице-министру за правовой ликбез, но для этого совсем не нужно обращаться в министерство. Об этом, и даже более подробно, нам рассказала юрист Ольга Космынина ещё в №21 нашей газеты. И опять всё сводится к обращению в суд.

Как мы помним, Департамент охраны общественного здоровья (ООЗ) от угля открестился и переслал наш запрос в Департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК. А в ответе департамент ООЗ сообщил, что их решение может быть при желании нами обжаловано у вышестоящего должностного лица в вышестоящем органе. Несмотря на это, вице-министр энергетики РК Сабит Нурлыбай в своем ответе четко указал, что именно департамент охраны общественного здоровья занимается контролем качества продукции, в том числе и угля. И, учитывая, что в департаменте принимать участие в контроле качества не собираются, на что тогда полагаться жителям области? Обращаться в общество защиты прав потребителей? Но откуда у семей, которые уже «залезли» в долги ради покупки угля, средства на оплату работы юриста? Как людям добиться справедливости, если фирму, у которой был куплен уголь, оказалось невозможно найти даже при наличии товарного чека? А сама фирма не хочет просто даже идти на контакт. Множество пострадавших оставила за собой эта фирма, множество несчастных людей в слезах, ощущают безысходность в холодных стенах родного дома. Печально оттого, что никто не собирается помогать людям в тяжелой ситуации, и пресекать деятельность таких фирм, которые обманывают людей и продают некачественную продукцию даже пенсионерам. Пока в нашей стране будет такое отношение к населению, мы так и не дождёмся лучших времён.

Зато Британские аналитики Legatum Institute опубликовали ежегодный рейтинг Prosperity Index – список из 149 наиболее процветающих стран мира. Согласно опубликованным данным, лучшие показатели в 2017 году Казахстан занял по таким критериям, как экономика- 46-е место, образование — 35 место, и деловая среда -53. Худшие показатели по личной свободе — 128 место, управлению- 99 и окружающей среде 95. Среди центральноазиатских стран Казахстан является лидером. Но при таких головокружительных рейтингах в нашей области никто не занимается контролем качества угля, никого не трогают проблемы простых людей, и на любую просьбу о помощи в ответ мы получаем лишь отписку. Уже два месяца мы пытаемся помочь замерзающей семье. И упираемся в глухую непробиваемую стену. Никто не хочет контролировать деятельность перекупщиков угля. Действительно, какая разница, что они там продают и какого качества, главное, чтобы налоги поступали. Видимо это и есть главный принцип нашей независимой страны. И ещё один вопрос – если все чиновники в конечном итоге советуют обращаться в суд, то зачем нам столько управленцев? Пусть тогда остаётся один суд. Хотя и там не всегда правду найдешь. А в итоге борьба за уголь уже ведётся самым простым первобытным способом – кулаками, и уже есть павшие в этой борьбе роковой.

Кристина Капрелян