Хайнань – частица Китая Часть III. Здоровье и философия (Продолжение. Начало в номере 19, 21 – 2018 г.)

Газета "Flash!"

Ранним утром и вечером на городском пляже в Санье яблоку негде упасть. В это время сюда приходят не только отдыхающие, но и горожане. Если вода спокойная, то купаются, делают гимнастику, бегают вдоль берега. Делают дыхательные упражнения, какие-то элементы из боевых искусств, словом, разминаются и утром и вечером по полной программе.

Такую же картину мы видели и на берегу моря во Вьетнаме. Народы Юго-Восточной Азии без всяких призывов и плакатов о здоровом образе жизни занимаются своим здоровьем. Сама природа дала им для этого великолепные возможности. Без всяких спортзалов можно заниматься круглый год на открытом воздухе. И самое главное – вот оно, море! Плавай, сколько хочешь! А лучше плавания для здоровья ничего нет.

Конечно, в той же Санье, как говорят, грех быть нездоровым. Тропическая природа. Обилие фруктов. Тут тебе и манго, и «глаз дракона», и «сердце дракона», тут тебе и дуриан, и киви, и авокадо. Всё свежее, прямо с дерева, прямо с плантации. От рыбы и морепродуктов тоже глаза разбегаются, а рыба, как известно, очень полезна. Поэтому местное население и налегает на рис, рыбу, овощи, фрукты. Они не употребляют хлеб, соль, сахар. Зачем соль, когда к каждому блюду у них по несколько соусов, да и в самих блюдах уже есть соус? Зачем сахар, когда сладость они получают от фруктов, от соков?

Любят в Китае и мясо. Это первая страна, где мы увидели, что здесь готовят пельмени. Честно говоря, думали, что только у нас пельменная монополия. Предлагают 18 видов пельменей! Из-за дороговизны говядины здесь предпочитают курицу и свинину. Есть и оригинальные блюда. Например, салат из жареных свиных ушей, или суп из черепахи. Конечно, везде предлагают знаменитую утку по – пекински.

Итак, физическая активность, море, природа, здоровое умеренное питание, богатое овощами и фруктами – вот слагаемые хорошего здоровья местного населения. Но не только. В Санье, как и в целом на всем острове, нет ни одного вредного предприятия! Всяким «зелёным» движениям, «Гринпис» и прочим экологам здесь делать нечего. Чистый воздух от растительности, целебный морской воздух, да ещё и полное отсутствие техногенного влияния. Автомобилей здесь не так много, мы не видели гигантских пробок, это не Пекин и не Шанхай. Многие передвигаются на мотоциклах и мотороллерах, причём, на электрических.

Да, воздух здесь такой, что не надышаться. Можно позавидовать местным жителям. Им незнакомо, что такое НМУ, ПДК… Всё-таки, когда-то человечество придёт к тому, что крупные производства будут вынесены далеко, куда-нибудь в степи или пустыни, где в ближайших сотнях километров никто не живёт. А работать на них будут вахтовым методом. Никаких городов рядом с заводами! И, конечно, самые современные технологии, как производства, так и очистки от вредных веществ, и улавливания этих веществ. Кто-то скажет – вот мечтатель! Никогда такого не будет! Будет. Только для этого нужна общественная собственность на средства производства и плановая экономика. При частной собственности такое, конечно, невозможно. Никакой частный собственник не будет вкладываться в строительство завода в голой степи или пустыне. Такие затраты может направить только общенародное государство, когда во главе стоит не получение прибыли, а общенародные интересы. И будет много таких совершенно свободных от промышленных предприятий мест, как остров Хайнань. Такие райские уголки должны быть доступны для всех.

Но мы отвлеклись. Есть ещё одна слагаемая здоровья – это китайская философия, а с ней и отношение к жизни. Сторонники евроцентризма и горячие поклонники Запада забывают, или не знают, что гораздо раньше древнегреческой философии своё представление о мире и людях уже сформировали философы Востока, в частности, Китая. Конфуций, Лао-цзы – их труды дошли до наших дней и до сих пор волнуют умы тех, кто хочет познать мир! Конфуцианство стало государственной идеологией в Китае во II веке до н.э., и до сих пор практически сохраняет свой статус. Сильное влияние в Китае имеет и буддизм. Конфуцианство на первый план выдвигает нормы и правила – ли. Человеческое совершенство предполагает гуманность, которая трактуется как следование правилам, ритуалу, этикету. «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим» — это моральное правило из древнекитайской философии.

Так вот, эти веками передающиеся нормы сформировали спокойное отношение к жизни, рассудительное, выжидательное. Такая азиатская расчетливость, по принципу «не навреди». Капитализм и глобализм, конечно, подтачивают эти моральные основы, но пока запас прочности очень велик. А отношение к жизни – это и состояние нервной системы. Или она прочная, или измотанная стрессами и переживаниями. Все болезни от нервов, и это действительно так.

Китайская медицина также основывается на принципе целостности человеческого организма и его связи с окружающим миром, с космосом в широком смысле этого слова. В первый же день приезда на Хайнань вас повезут в один из медицинских центров, где доктор по пульсу определит болячки и назначит курс лечения. Диагностику дополняет осмотр языка, ушной раковины. Нельзя назвать диагноз достаточно точным, он довольно обобщённый и с характерным набором болячек для возраста пациента. Коммерческий расчёт, стремление взять потенциального пациента в оборот – в данном случае налицо. Но определённо хуже от курса лечения точно не будет. Лечение предполагает массаж, иглоукалывание, мануальную терапию. Применяется также иглонож, при его помощи разрушаются отложения солей в суставах, рассекаются спайки и вводятся лекарства в очаг заболевания. Делают вшивание нитей, это эффективно при лечении нарушения обмена веществ и ожирения. Лечат целебными травами, кровопусканием банками. Практически все центры медицины созданы в начале 2000-х годов, когда на Хайнань массово поехали туристы из России и Казахстана и рассчитаны, прежде всего, именно на них. Сами китайцы, отдыхающие на острове, редко пользуются услугами медицинских центров. Такие есть и по месту их проживания, зачем же в отпуске тратить время, если пролечиться можно и дома. А вот многие россияне и наши соотечественники едут на Хайнань именно лечиться. Таких определить довольно просто. Если взял путёвку на 2 недели – значит, приехал на лечение. Сложно за неделю пройти эффективный курс, тут минимум 14 дней нужно. Да, многие едут сюда за спасением, причём не один раз. В отеле на завтраках мы видели мужчину с двумя мальчиками. Старший, уже подросток, страдает сильнейшим сколиозом. У парня большой горб. А впереди жизнь, ему лет 14-15. Конечно, отец привёз его на лечение. Да, сейчас центры китайской медицины есть и практически в каждом российском городе, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, и в Казахстане. Но лучше, как говориться, попасть к первоисточнику.

Курс массажа можно пройти и прямо на улице. Вечером массажисты собираются вокруг центральной городской танцплощадки. Здесь широкие бетонные скамьи, служащие одновременно и ограждением (деревянных скамеек в Санье нет из-за высокой влажности). Прямо на этих скамьях вам и сделают массаж. Сеанс стоит в 5 раз дешевле, чем в центре медицины. На улице 30 юаней, в центре – 150 юаней (курс – 56 тенге за юань). Но дешевле, не значит хуже. В центре в стоимость закладываются все расходы. И аренда здания, и коммунальные услуги, бумага, канцтовары, чай, оплата персонала, бухгалтера, налоги и т.д. А уличные массажисты берут только за свой труд. Может быть, без дополнительных расходов сам массаж столько и стоит. Вполне возможно, что массажисты, работающие в центре, выходят вечером на подработку на свой карман. Интересно, что мимо них проходят полицейские, но совершенно не обращают внимания. Наши сразу бы докопались – где патент, и т.д. Занялись бы вымогательством – типа, платите, и мы вас не тронем. У нас бабулек гоняют, которые лучок с дачи вышли продать, не то, что массажиста. Моя жена прошла отличный курс из 5 сеансов у прекрасной массажистки. Слава о ней идёт среди отдыхающих, и даже когда другие массажисты свободны, к ней всё равно очередь. Приятно посмотреть, как человек с удовольствием делает своё дело. Она безошибочно определяет больное место, и уже исходя из этого, определяет ход массажа. При этом общение происходит жестами, языковой барьер.

Ещё одна особенность китайской медицины – это лекарства на природной основе, без химии, или с минимальным применением химии. Мы побывали в совместной китайско-канадской компании морепродуктов «Чжунцзя». Там производят лекарства и косметику из органов акулы. Кстати, там провели хорошую познавательную лекцию по устройству человеческого организма и взаимосвязи всех органов друг с другом. Вроде бы это и хорошо известно, но прозвучало как-то по — новому. Может быть потому, что на этом и основана китайская, да и вся восточная медицина, и говорил лектор легко и с внутренним убеждением. Я впервые, например, услышал характеристику почек, как «второго сердца». Мы узнали о таком веществе, как сквален, которое вырабатывается в печени акулы. Сквален очень эффективен в очищении кровеносных сосудов, укреплении капилляров. Обогащает организм кислородом, ликвидирует последствия курения, приёма алкоголя, и, что немаловажно, негативные последствия плохой экологии. А ведь в китайских мегаполисах, где по 10-15 миллионов населения, дышать невозможно, там в противогазах ходят. Сквален ещё называют акульим жиром.

Вообще идея постоянной очистки организма просто проходит главной мыслью в китайской медицине. Здесь масса различных природных препаратов для очистки почек, печени, сосудов. Жаль, что нельзя было снимать. Нам показали интересный наглядный опыт. В стакан с чистой водой добавили кока-колу. Естественно, вода окрасилась. Затем в эту окрашенную воду положили капсулу акульего жира. Началась реакция, и через десяток секунд вода снова стала идеально чистой.

Здесь производят лекарства также из хряща акулы и её печени. Всё это в капсулах. Делают также капсулы из пениса морского котика. Так воссоздали древний рецепт препарата императорского двора для мужчин. Жир морского котика помогает при сахарном диабете и болезнях желудочно-кишечного тракта. И разные косметические наборы. В том числе таблетки красоты.

Канадцы, наверное, не зря создали совместное производство в Китае. Ведь в своей стране им бы не давали покоя организации защитников животных. Если численности акул пока ничего не грозит, то в отношении морских котиков ситуация не столь оптимистичная. Нередко показывают кадры жестокого уничтожения этих безобидных животных. Нужен их мех, нужен жир, и, как оказывается, даже половые органы. Наличие такого производства в Китае протестов не вызывает, и дело поставлено здесь хорошо.

Ещё один источник целебных снадобий – это змеи. Змеиная фармацевтика есть во всех странах Юго-Восточной Азии. Во Вьетнаме мы побывали на змеиной ферме. И здесь мы оказались в поселении местной народности мяо, которая и занимается изготовлением лекарств из змеиного яда и змеиного жира. Змеиный яд очень помогает при болезнях суставов. Змеиный жир – заживляющее средство, противовоспалительное. Всяких лекарств из змеиного яда и жира в аптеках – сотни, целые полки заняты ими. Выбирай любое, и туристы охотно покупают мази, бальзамы, кремы. Целебна и кровь змеи. Во Вьетнаме мы не пошли на дегустацию змеиной крови. На Хайнане невольно пришлось стать свидетелями гибели змеи, кровь которой затем предложили желающим по 50 юаней за стопочку. Её смешивали или с водкой, или с водой, кто как захочет. Говорят, что такая 50-граммовая стопочка укрепляет иммунитет на полгода.

Конечно, делают лекарства из трав, прежде всего, женьшеня. Настойку женьшеня мы привозили и из Вьетнама. Действительно, если пропить полный курс, самочувствие значительно улучшается, особенно полезно это делать осенью, когда организм естественным образом ослабевает в период резкой смены времён года.

Чай в Китае – национальный напиток. Это больше чем напиток. Побывав на чайной дегустации, понимаешь, что мы утратили интерес к завариванию чая и к искусству употребления чая. Как мы сейчас зачастую пьём чай? Правильно – просто опустив пакетик в стакан и поболтав его. Потом быстро выпиваем коричневую безвкусную жидкость, которую называем чаем. Но разве это чай? В суете и беготне нам просто некогда заварить хороший чай, посидеть и неторопливо попить стаканчик – другой, с чувством, с толком, с расстановкой. А ещё и поговорить по душам за чашкой чая. Мы позабыли не только о классическом самоваре с углями, такой теперь можно встретить действующим разве что где-нибудь в деревне, но даже и про электрический. Забыли мы и про элементарный заварной чайник. Забыли, каким вкусным может быть чай, настоявшийся в термосе. Хотя бы по субботам-воскресеньям нужно устраивать чайные дни, неторопливо попить хорошего заваренного чая. И для души полезно, и для здоровья.

В Китае, наверное, сотни разных сортов чая. Одни названия чего стоят! Колодец дракона, Железная богиня, Серебряные иглы, Золотые брови…

Любимый чай основателя КНР Мао Цзэдуна – Алеющий Восток. Это красный чай с ароматом натурального сока китайской сливы. Вот его целебные свойства: обогащён витаминами А, В, С; содержит калий, позволяющий улучшать снабжение мозга кислородом (может, благодаря этому чаю председатель Мао и хорошо обдумывал свои планы по построению азиатской красной империи?); нормализует давление, улучшает пищеварение, стимулирует аппетит, снижает уровень глюкозы в крови.

Знаменит и китайский чай Пуэр, упакованный в круглые упаковки. Чем старше Пуэр – тем мягче его вкус и ценнее свойства. Китайский чай – это самые разнообразные сочетания чайного листа, трав, фруктов, соков, мёда, жасмина, женьшеня, цветов, ягод. Это произведение искусства. Конечно, это не дешёвый чай. Но он стоит своей цены. Кстати, заваривать можно несколько раз, практически для всех сортов первая заварка сливается.

А по вечерам китайцы выходят на танцплощадку. Позабытую нами танцплощадку. В Санье одно из мест для танцев находится в самом центре города. Танцы начинаются в 9 вечера, когда немного спадает жара. Здесь же в специальном ящике хранится аппаратура. Ответственный работник выносит её, подключает, и танцы начинаются. Но это именно классические танцы – вальс, танго, национальные китайские танцы. Собирается около ста человек, может, и больше. И с удовольствием танцуют. Чуть поодаль – площадка для молодёжи. Там можно наблюдать сочетание танца и физических упражнений, коллективная аэробика. Ведущий показывает движения — собравшиеся их повторяют. Честно говоря, приятно смотреть и на молодёжь, и на тех, кто постарше. Танцы – это ведь не только развлечение, досуг. Это и осанка, походка, движения. Приходят не профессиональные танцоры, а смотреть на пары просто приятно, прекрасно танцуют. Да и коллективный отдых сплачивает. У нас всё это давно позабыто, с 60-х годов. В 70-х на танцплощадках в парках уже танцевали не классику, а пресловутые рок-н-ролл, буги-вуги, а теперь лишь в барах, да ночных клубах народ совершает вихлястые движения, и думает, что это и есть танец. Да, и это полезно для двигательной активности, но эстетики нет никакой.

И вот разносится мелодия нашей знаменитой «Катюши». По спине пробегает дрожь, на глаза наворачиваются слёзы, комок подступает к горлу. Мы слышали, как «Катюшу» играл уличный музыкант в Хорватии. «Катюшу» исполняли на национальных инструментах во Вьетнаме. И вот теперь Хайнань. И здесь «Катюша» живёт. Только великая страна может подарить человечеству песню, которую знает и поёт весь мир. Какими же мы были! И какими стали. Что мы можем дать миру сейчас?

Кавалеры приглашают дам, дамы приглашают кавалеров, дамы образуют пары с дамами, и в китайской Санье народ с удовольствием танцует «Катюшу»…



(Продолжение следует)



Денис Данилевский

Санья – Усть-Каменогорск

Фото автора и Людмилы Данилевской