Планирование есть – результата нет

Газета "Flash!"

Государственное планирование сосредоточено на различных направлениях: планирование в сфере дорожно-ремонтных работ, в сфере строительства, в сфере здравоохранения и т.д. Все эти направления в целом составляют структуру и опору всего планирования. Мы рассмотрим, что же происходит с планированием в нашей Восточно-Казахстанской области, в разрезе каждой из сфер. Данные были предоставлены в официальном ответе заместителя акима ВКО Серика Актанова.

Планирование в области здравоохранения

Основными задачами планирования в области здравоохранения являются:

1. Сокращение заболеваний, распространение которых несёт угрозу для здоровья граждан;

• Снижение уровня преждевременной смертности;

• Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость для демографической ситуации в стране, то есть заболеваниями, угрожающими репродуктивному здоровью матери и отца, здоровью новорожденных.

• Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации: туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем.

2. Расширение мер профилактики заболеваемости и укрепления здоровья.

3. Обеспечение доступности населению качественной медицинской помощи.

Ключевой задачей стратегического планирования должно быть определение направлений развития здравоохранения и использования ресурсов организаций для улучшения состояния здоровья населения. Важнейшим из этих направлений выступают структурные перестройки в здравоохранении, включая реструктуризацию сети медицинских организаций.

Таким образом, основные задачи планирования здравоохранения в определенных предоставленных условиях — обеспечить население максимально возможным уровнем доступности медицинской помощи за счёт улучшения использования предоставленных ресурсов.

Говоря о доступности: многие люди отмечают, что в больницах не хватает свободных мест, а также жалуются, что частенько отсутствуют льготные лекарственные средства для амбулаторных больных. На что Серик Актанов ответил, что по состоянию на 2018 год в стационарах Восточно-Казахстанской области имеется 7653 койки. В том числе: терапевтических – 651, кардиологических – 221, гастроэнтерологических – 60, аллергологических – 19, эндокринологических – 55, инфекционных – 280, гематологических – 43, нефрологических – 65, хирургических – 521, нейрохирургических для взрослых – 109, онкологических – 180, для беременных и рожениц – 329, патологии беременных – 194, гинекологические – 287, туберкулезные – 628, неврологические – 126, психиатрические – 930, наркологические – 280, паллиативной помощи – 50, восстановительного лечения и реабилитации – 106, для детей (различной профильности) – 1229.

В целях прозрачности процесса, на плановое стационарное лечение больные госпитализируются по направлению участкового врача, через государственный портал «Бюро госпитализации», в который ежедневно, до 9-00 часов, заносятся свободные койки, имеющиеся в стационарах области. В течение года, по стационарам области регистрируется ежедневно около 600 свободных коек, которые постепенно заполняются в течение дня.

Для улучшения качества оказания медицинских услуг населению области в медицинских организациях на постоянной основе проводится мониторинг работы коечного фонда и движения стационарных больных, по результатам которого, при необходимости, проводится перепрофилирование коечных мест.

Итак, всё вроде бы хорошо. Громада цифр. Внимательный читатель заметит, что для взрослых больных у нас наибольшее количество коек почему-то для психиатрических больных. А вот для паллиативной помощи, т.е. помощи безнадёжно больным, умирающим людям – всего 50 коек, и эти люди умирают в мучениях дома, нередко в одиночестве.

И при такой благостной картине всё равно получается так, что нередко больным приходится лежать в коридорах! Недостатки планирования? Или всё-таки, мест реально не хватает?

Обеспечение лекарственными препаратами

В официальном ответе также отмечено, что с 2018 года единым закупщиком лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее – ЛС и ИМН) в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне является единый дистрибьютор ТОО «СК-Фармация». Список ЛС и ИМН единого дистрибьютора ежегодно утверждается приказом Минздрава РК. Также, с 2018 года лекарственные препараты выдаются в аптечных пунктах при первичных медико-санитарных организациях (ПМСП) по месту прикрепления пациента. Медицинскими организациями в городах и районах области определены места дислокации аптечных пунктов, назначены ответственные фармацевты за отпуск бесплатных лекарственных препаратов. Препараты выписываются через автоматизированный государственный портал «ИСЛО» (информационная система лекарственного обеспечения), которые отпускаются аптечными пунктами по мере их поступления.

В первом квартале 2018 года была задержка в обеспечении онкологических пациентов лекарственными препаратами паллиативной помощи, так как Единым дистрибьютером ТОО «СК-Фармация» было объявлено несколько тендеров по оказанию фармацевтических услуг для онкологических больных, которые не состоялись, в связи с отсутствием поставщиков. На текущий период 2018 года обеспечение этих препаратов осуществляется в полном объеме.

5 мая 2018 года единым дистрибьютером ТОО «СК-Фармация» был заключен договор с ТОО «Асфарм» на оказание фармацевтических услуг для обеспечения онкологических пациентов лекарственными препаратами. Планируемое количество онкобольных на 2019 год составляет 2910 пациентов, с учетом текущего года. Для вновь выявленных онкобольных была заявлена дополнительная потребность на лекарственные препараты в текущем году.

Планируемое количество больных на 2019 год для лекарственного обеспечения – более 400 тыс. человек.

Уровень заболеваемости социально-значимыми заболеваниями

В текущем периоде 2018 года уровень заболеваемости социально — значимыми заболеваниями по региону составляет:

— болезни системы кровообращения – 3844,41 на 100 тысяч населения (рост к аналогичному периоду 2017 года в 1,3 раза);

— заболеваемость злокачественными новообразованиями – 185,3 на 100 тысяч населения (снижение к аналогичному периоду 2017 года на 2,4%);

— заболеваемость туберкулезом – 37,2 на 100 тысяч населения (рост к аналогичному периоду 2017 года на 4,2%);

— заболеваемость сахарным диабетом – 2427,9 на 100 тысяч населения (рост к аналогичному периоду 2017 года на 1,6%).

И снова у нас вроде бы всё хорошо. Можно легко написать, что в первом квартале онкологические больные не получали обезболивающих лекарств. Хорошо это писать, сидя в уютном кабинете, и чувствуя себя вполне здоровым человеком. Да, всё вроде бы распланировано. И даже на следующий год подсчитано как общее количество нуждающихся в бесплатных лекарствах, так и возможное число больных раком. Но что же это за планирование такое, если в итоге люди всё равно остаются без лекарств! Если больные на IV стадии рака не получают обезболивание! В итоге такого планирования людей обрекли на адские мучения! И ведь до сих пор некоторых лекарств нет, их не получают в полном объёме. На бумаге хорошо – а в жизни гораздо хуже. Оставить больных без лекарств – это обречение людей на пытки. Разве для этого предназначено государственное планирование? И результат всей этой системы – рост болезней кровообращения, туберкулёза, сахарного диабета.

Планирование инженерных коммуникаций

Говоря о планировании инженерных коммуникаций, вспомним совсем свежую историю их прокладывания в селе Меновное. Это благое пожелание обеспечить сельчан централизованной канализацией обернулось для жителей кошмаром: перерытый посёлок, траншеи глубиной 5 метров без каких-либо ограждений, глина и грязь, некоторые жители даже оказались заложниками собственного двора, не могли выйти за забор. Мало того, это испытание — только лишь прокладка канализации, в 2019 году ради проведения отопления всё вновь будет перерыто. Мы отправили официальный запрос акиму ВКО с вопросом: как получается так, что сначала прокладывают канализацию, потом асфальтируют дорогу, после опять раскапывают дорогу, чтобы проложить тепловые сети, а затем снова асфальтируют дорогу? Заместитель акима ВКО Серик Актанов ответил так: «В 2018 году в рамках Программы развития регионов до 2020 года ведется реализация проекта «Сети канализации в селе Меновное г. Усть-Каменогорска ВКО», начатого в конце 2017 года. Реализация данного проекта осуществляется за счет средств республиканского и областного бюджетов, в соответствии с договором на строительно-монтажные работы срок завершения проекта приходится на 2019 год. Заказчиком проекта выступает ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска». Вместе с тем, в июле текущего года начата реализация проекта «Реконструкция сетей водоснабжения с. Меновное г.Усть-Каменогорска, ВКО, 2 очередь» со сроком завершения работ по проекту – конец 2018 года. Кроме того, в настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации по строительству сетей теплоснабжения в с.Меновное. Срок получения заключения комплексной вневедомственной экспертизы – декабрь 2018 года. Данный проект будет в установленном порядке заявлен для финансирования из республиканского бюджета.

При этом, необходимо отметить, что окончательное благоустройство с.Меновное будет выполнено в 2019-2020 годах. Таким образом, реализация вышеуказанных проектов позволит существенно улучшить качество жизни для населения».

Всё это замечательно, и дело очень нужное. Но так и непонятно – а неужели все многочисленные государственные органы не смогли спланировать благоустройство села так, чтобы одним разом проложить и водопровод, и канализацию, и тепловую сеть? Неужели так сделать совсем невозможно? К тому же, подключение канализации, водопровода и централизованного тепла будет проводиться собственниками жилых домов за их же счёт. А смогут ли меновновцы оплатить такое удовольствие? Что если большинство не захочет пользоваться централизованной канализацией и прочими благами цивилизации? Неприятная картина: бюджет потрачен, канализация проведена, да вот только пользоваться и подключаться к ней никто не хочет, ведь дешевле откачивать туалетную яму каждые полгода. Или пользоваться уже пробуренной скважиной для воды, и топить печку. Про это планировщики как-то забыли. Неужели наше государство не может выделить средства для подключения централизованных коммуникаций к каждому дому?

Была еще одна история, полностью характеризующая систему государственного планирования: когда проводят канализацию, без возможности провести водопровод и зная, что финансирования хватит лишь на часть работ; когда строят энергоснабжение, не имея потребителей, тратят на всё это миллионы, после всё бросают, а через много лет вновь вкладывают миллионы, чтобы восстановить то, на что уже были когда — то потрачены средства – это история о проведении инженерных коммуникаций в 20 -м микрорайоне. Мы спросили акима ВКО: зачем начинать реализацию проекта, если отсутствует его полное финансирование, или же нет ни единого потребителя? Почему при разработке проекта не учитываются все нюансы? Серик Актанов прокомментировал это таким образом: «Для создания условий развития 20 -го жилого района в 2008 году началось строительство первой очереди энергоснабжения. Было построено РП-380 и 7 трансформаторных подстанций с подводящими кабельными линиями 10 кВ. Однако, из-за отсутствия потребителей по линии 0,4 кВ, дальнейшее строительство было остановлено, а построенные трансформаторные подстанции не были подключены. В дальнейшем отсутствовало финансирование строительства сетей 20- го жилого района. В 2017 году акиматом города трансформаторные подстанции были восстановлены и подключены к сетям энергоснабжения.

Также в настоящее время для развития индивидуального жилищного строительства в 20 -м жилом районе ведется строительство сетей водоснабжения, проект планируется реализовать до конца текущего года. Строительство сетей канализации в 20-м жилом районе велось в 2010-2012 годы и по причине недостаточности финансирования осталось незавершенным.

Необходимо отметить, что согласно разделу 5.3 «Развитие индивидуального жилищного строительства», государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер», из республиканского бюджета финансируются подведение сетей водо- и электроснабжения к земельным участкам.

Подведение иных инженерных коммуникаций, включая сетей канализации, будет осуществляться с учетом возможностей местного бюджета».

Но, по всей видимости, все возможности местного бюджета исчерпали себя еще в 2010- 2012 годы. А для нас так и осталось непонятным, как же так можно планировать, что в итоге построенные подстанции оказываются брошенными на многие годы и разграбленными? Вот и сейчас, судя по ответу, проведут водопровод, который финансируется из республиканского бюджета, а канализацию станут прокладывать когда-нибудь потом, когда в местном бюджете будут средства. Нет, всё-таки очень странная у нас система планирования!

(Продолжение следует)

Изучала Кристина Капрелян