Хайнань – частица Китая. Часть II: «Восточные Гавайи».(Продолжение. Начало в №19, 04. 10. 2018 г.)

Газета "Flash!"

Так ещё называют китайский остров Хайнань. Ведь расположен он на одной широте с Гавайскими островами. И климат здесь действительно райский. Круглый год лето. Субтропическая растительность, вечнозелёные леса, плантации самых разнообразных растений. Благодать!

Население острова всего лишь чуть более 8 млн. человек. По китайским меркам – это население одного города. Поэтому здесь нет скученности, засилья небоскрёбов, короче, «каменных джунглей», характерных для прибрежной и центральной части материкового Китая.

В 1906 году Хайнань впервые получил статус отдельного административного образования. Китайская колонизация острова активно велась с XVI – XVII веков. На Хайнане довольно много мусульман, есть целые мусульманские кварталы и поселения вблизи города Санья. Во времена гражданской войны коммунистического правительства Мао Цзэдуна и национально – буржуазного Гоминьдановского правительства Чан Кайши, остров долго сохранял влияние Гоминьдана. В период реформ Дэн Сяопина в 80-х годах прошлого столетия, на Хайнане была создана свободная экономическая зона. Именно в это время на острове начинается бурное экономическое развитие. И именно в это время Хайнань постепенно превращается в крупнейший туристический центр Китая, центр пляжного отдыха. В стране появляются люди, которые могут позволить себе хорошо отдохнуть, и хотят отдохнуть, а лучше, чем Хайнань, для этого места в Китае не найти. Ведь температура воды здесь даже зимой 23-24 градуса! Начинается строительство отелей, пляжей, индустрии развлечений. С середины 90-х годов сюда начинают ездить на отдых и россияне с казахстанцами. Для сибиряков, жителей Дальнего Востока Хайнань становится альтернативой Сочи, Крыму, Турции. Практически все россияне, с которыми удалось познакомиться, были из сибирских городов – Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Омск. Но основной поток отдыхающих – это жители северных и центральных районов Китая.

На острове много военных. Недалеко от Саньи расположена военно-морская база. В самом центре города, рядом с фешенебельным торговым центром «Ананас» находится воинская часть. Практически всю неделю в небе барражировали вертолёты, и рассекали сверхзвуковые самолёты. А во время нашей экскурсии на остров обезьян по дороге встретилась колонна боевой техники. И даже когда мы улетали, военные передали нам своеобразный привет. Уже объявили посадку на рейс в Алматы, часть пассажиров даже вышла из здания аэропорта, как вдруг оставшиеся с удивлением увидели, что они возвращаются. На английском и русском языках диктор объявила, что рейс задерживается по техническим причинам. На какое время задерживается – никто не мог пояснить. Прошел час, еще пару раз объявляли посадку, и тут же ее отменяли. Честно говоря, тревога стала нарастать. Ведь нам через четыре часа после прилёта в Алматы предстояло продолжить дорогу до Усть-Каменогорска на поезде. Через полтора часа мы всё-таки заняли свои места в самолёте, и уже наши бортпроводники принесли извинения и пояснили, что «рейс был задержан в связи с проведение учений Военно-Воздушных сил Народно-освободительной армии Китая». Такая милитаризация острова вполне объяснима. Именно здесь в Южно-Китайском море и находятся острова, из-за которых идёт давний спор сразу между несколькими государствами. В частности, это острова Спратли и Парасельские острова. На эти острова претендуют Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия. Бруней предъявляет права на ведение рыболовства. Дело доходило до прямых военных столкновений. Острова играют не только важнейшую роль в контроле над территорией, ведь здесь сходятся главные морские пути между Японией, Индокитаем и остальным миром, но и по оценке геологов, обладают значительными запасами нефти и газа. Китай не только не признаёт решения международного суда, определившего, что он не имеет суверенитета над этими островами, но и стал наращивать территорию своего присутствия здесь за счёт строительства искусственных островов. В деле возведения искусственных архипелагов китайцы ничуть не отстают от Арабских Эмиратов. Сюда были переброшены противокорабельные ракетные комплексы и средства противовоздушной обороны.

Но геополитическая напряженность в районе спорных островов совсем не мешает отдыхающим на Хайнане, впрочем, как и обыденной жизни на острове.

Главный курортный центр Хайнаня – город Санья, стал бурно развиваться вместе со всем островом с 1988 года. Гиды постоянно говорили нам, что городу всего 30 лет. Имеется в виду современная история города. Раньше здесь, по словам экскурсоводов, было место ссылки. Хорошее, надо сказать, место. Особенно по сравнению с Якутией, где отбывал ссылку Чернышевский, Туруханским краем, куда был сослан Сталин, и даже Шушенским, где три года пришлось прожить Ленину. Наверное, сюда ссылали из-за отдалённости острова от центральной и восточной части Китая.

Санья действительно современный город. С 1988 года здесь не стали сохранять прежние постройки, а просто всё сносили. От старой Саньи осталось буквально несколько зданий на окраине. Поэтому в городе широкие проспекты, многоэтажные дома, удобные транспортные развязки. Даже в час «пик» здесь не бывает «пробок», все центральные улицы как минимум шестиполосные.

Проживает в Санье более 700 тысяч жителей. Нет крупных промышленных предприятий. Как курортный центр, Санья нередко становится местом проведения международных форумов, конкурсов. Так, здесь 7 раз проводился финал конкурса «Мисс мира» и дважды «Самый сильный человек».

Поражает идеальная чистота в городе. Причём не только в центре, но и на окраинах. Сразу видна чёткая и отлаженная система уборки территории города. Он поделён на участки. За каждым участком закреплён уборщик, или группа уборщиков. Они разъезжают на мотороллерах. В кузове мётлы, лопаты, ящики для сбора мусора. Мотороллер легко заезжает на тротуар, мусор убирается, и тут же вывозится. Т.е. процесс уборки и вывоза происходит сразу и делается одним работником. Работать начинают с раннего утра, и метут и чистят улицы до 10 вечера. Несколько раз в течение дня. Вечером мотороллеры оставляют на специальных парковках, по 10-15 машин, эти места определены специально под стоянку. Здесь же хранится и инструмент.

Улицы утопают в зелени и цветах. Озеленители упорно копошатся на газонах, подстригают, поливают, убирают, с утра и до вечера. Приятно посмотреть, в каком идеальном состоянии город. Такая чистота и поднимает настроение, и дисциплинирует. Территория возле отелей, учреждений убирается их персоналом.

Когда я разместил фотографии работы уборщиков мусора в Санье, и рассказал о принципах их работы на своих страницах в Фейсбуке и Инстраграме, это вызвало оживлённый отклик. Был и такой вопрос: «Как вы думаете, почему у нас нельзя применить такую систему уборки?». Я ответил, что «нашим властям гораздо удобнее так, как есть сейчас». И это действительно так. Честно говоря, уже с тоской смотришь на грязь, разбитые тротуары, громадные лужи и прочие прелести нашего городка. Надо признать, что отлаженной системы уборки города, позволяющей содержать территорию хотя бы в относительной чистоте, у нас нет. Конечно, вряд ли у нас можно использовать опыт уборщиков на мотороллерах. Такая система подойдет для лета, а зимой на мотороллерах не поездишь. Но сам принцип применения малой механизации и персонального закрепления участков тротуаров за бригадами вполне пригодится и для наших условий. Также, как и принцип немедленного вывоза мусора, без накапливания мусорных куч. И ещё принцип постоянной уборки в течение дня, а не эпизодической, когда заблагорассудится. В Китае, скорее всего, нет тендерной системы уборки улиц, наверное, это делает муниципальное предприятие. У нас кроме государственного предприятия «Оскемен Тартiп», уборкой занимаются и частные подрядные организации. Пусть так. Но что мешает приобрести средства малой механизации, способные работать круглогодично, летом помогать убирать на тротуарах мусор, а зимой чистить их от снега и льда, и сдавать механизмы в аренду этим же частникам? Что мешает организовать немедленный вывоз мусора? У нас ведь как – уборщики сметают мусор, и собирают его в мешки. Потом они уходят с этими мешками. Куда девается этот мусор? Я лично не видел, чтобы его сразу погружали в машину. Бывает и так, что мусор выбрасывают в близлежащие мусорные баки во дворах. И это уборка? Если задать цель сделать город чистым – способы достижения этой цели можно найти. И не нужно ездить в командировку в Париж или Москву, куда ездили в своё время наши градоначальники и ответственные за ЖКХ. Лучше изучать опыт обычных городов с таким же количеством населения в других странах, в том же Китае.

В Санье можно изучать и опыт работы общественного транспорта. Там только автобусы. Маршрутных такси нет. Автобусы такие же, как и у нас в Усть-Каменогорске, хорошо знакомые нам, китайского производства. Но есть несколько отличий. Это обязательный кондиционер, идеальная чистота в салоне, водители в форменных голубых рубашках и с галстуками. Даже в полночь автобусы бойко передвигаются по улицам, и полны пассажиров. Вот и все отличия! Это при том, что в Китае бензин очень дорогой – 8 долларов за литр в среднем. Конечно, и стоимость проезда дороже, чем у нас. В Санье цена поездки зависит от расстояния. На остановках информационные табло сразу поясняют, сколько стоит поездка до той или иной остановки. Рассчитываются китайцы в основном через мобильный телефон. Прикладывают его к устройству, и нужная сумма списывается с телефона. Наличными рассчитываются только туристы. В среднем поездка обходится в 4-6 юаня (курс 56 тенге за юань), на дальние расстояния – дороже.

Вообще в Китае стремительно развивается электрический автотранспорт. Бензин дорогой, проще ездить на электромобиле. Электрические мопеды и мотороллеры здесь вообще хит.

Интересна система прокладки инженерных коммуникаций. Они не зарываются в траншею, как у нас, а прокладываются под тротуарами. Причём в любой момент можно добраться до коммуникаций, просто подняв плиту на тротуаре, эти плиты являются частью тротуарного покрытия. Не нужно раскапывать землю, долбить асфальт, а потом снова всё благоустраивать.

Ни о каком «точечном» строительстве здесь не слышали. Город словно расчерчен под линейку. Конечно, в прибрежной зоне тесновато, но всё строительство подчинено логике, всё органично вписывается в общую картину.

Практически не видно полицейских. Правда, с правилами дорожного движения здесь туговато. Так, водители совсем не стремятся пропускать пешеходов. Конечно, такого беспредела, как во Вьетнаме, где вообще такое впечатление, что каждый едет, как хочет, здесь нет. Но и строгого соблюдения правил тоже нет. На центральных улицах везде камеры видеонаблюдения, кто попал с нарушением, камеры зафиксируют.

Мы не заметили каких-то серьёзных правонарушений. Вечером народ свободно гуляет по улицам, не видно пьяных, хулиганов, и прочих несознательных элементов. На пляже можно свободно оставить на берегу одежду, деньги, мобильный телефон, о случаях воровства мы не слышали. Можно уверенно сказать, что для туристов Санья – безопасный город.

Для нас приятным удивлением стало отношение китайцев к домашним животным, в частности, к собакам. Вечером владельцы собак, проживающие в центре города, собираются на большой танцевальной площадке, и гуляют там со своими питомцами. С одной из них, гулявшей с чёрным лабрадором, нам даже удалось поговорить. Мы показали ей фото нашей лабрадорши. Собак отпускают с поводков, они бегают, играют, мимо проходят люди, и никто истошно не кричит: «Уберите собаку! Почему без намордника!». С собаками даже отдыхают в отелях. Так, в нашем отеле отдыхал китаец с овчаркой, каждое утро выводил её на прогулку. Лабрадор и у владельцев магазина «Шёлковый путь», арендующих помещение почти рядом с пляжем. Это ребята из России, организовавшие свой бизнес в Китае. Чтобы зайти в магазин, сначала нужно пройти через кафе на первом этаже. Там мы и увидели их с лабрадором, выходящих на прогулку. И никто из посетителей кафе не возмущался, чего это, мол, с собакой здесь ходите. Позже мы познакомились с ребятами, узнали, что лабрадора зовут Зевс. Видели мы, и как Зевса прогуливали на городском пляже. У нас подобное было бы невозможно. Вообще у нас собаки, да и кошки стали уже вне закона. В обществе всё больше развивается прямо-таки ненависть к животным. В городе появились знаки, запрещающие прогулки с собаками в отдельных местах. Может быть, это одно из проявлений всеобщего недовольства всех против всех? А вообще, когда животных начинают ненавидеть, это очень тревожный знак, значит, общество больное. Почему в Санье совсем другое отношение? Может быть, потому, что национальным символом Китая является панда? Там эти животные священные. Невозможно не восхищаться пандами, настолько они милые и симпатичные. В государстве, где забота о пандах возведена в ранг государственной политики, наверное, не может быть плохого отношения к животным. У нас тоже вроде бы национальным символом является барс. Барс – это большая кошка. А в это время малую кошку можно безнаказанно убить, издеваться над беззащитным котёнком…

Как и все азиатские народы, китайцы – приверженцы здорового образа жизни, стремятся к физической активности, к движению. Подробнее об этом мы поговорим в следующих путевых заметках.



(Продолжение следует)

Денис Данилевский

Санья – Усть-Каменогорск

Фото автора, Людмилы Данилевской и из Интернета