Идёт охота на водил, идёт охота!

Газета "Flash!"

— У нас в Уст-ьКаменогорске на самом деле проще отказаться от личной машины и ездить на такси, или на общественном транспорте! – говорит Александр. – Но когда у тебя очень мобильная работа, отказаться от машины невозможно. У меня весь бизнес зависит от быстроты передвижения, в день десятки деловых встреч в разных местах. Ждать такси или автобус – совершенно некогда. Поневоле приходится самому ездить за рулём, и на своей шкуре познавать беспредел дорожной полиции.

Александр пришёл в редакцию не один. С ним — автовладельцы, которых, как они говорят, просто «достала» настоящая охота, устроенная дорожными полицейскими на водителей.

— Как и у всякого явления, здесь есть две стороны, — продолжает рассуждать Александр. – Конечно, мы за порядок на дорогах. Строгость, даже жёсткость в отношении нарушителей – это правильно. За это мы должны поблагодарить полицейских. У меня утром жена выезжает с дочкой, и я уже ничем не могу им помочь, за их безопасность беспокоятся дорожные полицейские. Никто не будет отрицать, что беспредельщиков на дорогах стало меньше. Да, ездить стало безопаснее. Строгими правилами, высокими штрафами, большим количеством полицейских это удалось достигнуть. Повторюсь, что за это полиции благодарны все – и водители, и пешеходы.

Сейчас мы ведём речь о другом. Почему теперь, когда вроде бы порядка на дорогах стало больше, и нарушителей меньше, полицейские устраивают настоящую охоту за теми, кто правила не нарушает? Я ответственно заявляю, что это настоящая охота, с целью выявить хоть микроскопическое, но нарушение. И тут же, мгновенно, наказать. Зачем это делается?

Тут я вижу главную причину в том, что уже с начала года доводится план по сбору штрафов. И поскольку грубых нарушений ПДД, вроде превышения скорости, выезда на встречку, проезда на красный свет стало меньше, то полиция и ловит тех, у кого есть хотя бы мизерные нарушения.

Для сведения. Поскольку ДВД ВКО содержится за счет областного бюджета, то и штрафы, налагаемые полицейскими, идут в областной бюджет. Смотрим бюджет Восточно-Казахстанской области на 2018 год. Вот она, строчка – «Административные штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые департаментами внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы, их территориальными подразделениями, финансируемыми из местного бюджета». Сумма на год – 535 млн. 482 тыс. 700 тенге. Изумительная точность! Если взять средний размер штрафов в 20 000 тенге, то за год нужно выявить 26 774 нарушения, или по 73 нарушения в день. Если учесть, что сюда входят не только нарушения ПДД, но и штраф, например, за брошенный окурок, или за хулиганство, то выявить 73 нарушителя в день по всей области – это ерунда. Думается, что план этот значительно перевыполняется.

Кстати, автовладельцы и без штрафов платят солидную сумму в бюджет от транспортного налога – 1 млрд. 498 млн. тенге только в бюджет областного центра.

Если план по штрафам полицейские могут выполнить довольно легко, то, зачем же они устраивают охоту на добросовестных водителей? Может быть, для того, чтобы «разводить на месте»? Кстати, сами автовладельцы считают «развод на месте» настоящим благом.

— Если бы всех, кого останавливают дорожные полицейские, реально штрафовали, или лишали прав, то в городе уже бы не было личных машин, они бы все стояли на приколе! – говорит Сергей. – Судите сами. Едешь по крайней полосе, слева двойная разделительная линия. И вот он – разрыв. Здесь можно разворачиваться. При развороте едва задеваешь правым колесом двойную линию. И тут же, в эту же секунду, к тебе подъезжают с двух сторон два экипажа. И всё – лишение прав! Пересечение двойной сплошной! Какое пересечение, я едва задел, разворачивался на прерывистой! Ничего подобного, вот запись с камер, есть касание двойной сплошной. Ребята, а в правилах что, записано, что на дорогах должно быть фигурное вождение?! Разве это не бред?! Реально никакой опасности или угрозы водителем создано не было, а формально полиция права – у них запись, что было касание колесом сплошной линии. И за это лишение прав!

— Они просто едут сзади, могут ехать час, понимая, что в этом огромном потоке машин ты всё равно допустишь какую-то незначительную погрешность. Они просто ждут. Может быть, и психологически давят вот этим преследованием, понимая, что водитель начнёт волноваться, видя сзади полицейский патруль, и где-нибудь, да проколется. Вот, к примеру, тротуар чуть выступает вперёд. А ты едешь по крайней правой и не включаешь сигнал поворота влево. А зачем его включать, ты же не перестраиваешься, остаёшься в этой же полосе. А потому что сужение дороги – поэтому и нужно включать. А сзади гаишники, и вот тебе штраф!

А сколько водителей пострадало от объезда ям на дорогах!

— Они бы лучше следили за состоянием дорог! Яма на яме! Ведь это ведёт к аварийным ситуациям! Так нет, они стоят и ждут! Такое впечатление, что у них сговор с дорожниками. Те так ремонтируют, что через год снова одни ямы, а «гайцы» стоят и ловят за то, что яму объехал и вынужденно оказался на встречной. А на таких дорогах даже разметки нет! Они говорят, что ты пересек воображаемую разделительную линию! – возмущается Талгат.

— На проспекте Абая возле винзавода была огромная яма. Если её не объехать, то машину просто разобьёшь! Все объезжали, конечно, оказывались на встречной. А что делать? А полиция уже стояла возле винзаводского переезда, и всех ловила: за выезд на встречную – лишение. Так эта яма в прямом смысле стала золотым дном! Только на этом месте можно было лишить прав половину водителей города. А как автобусникам – они сколько раз в день объезжали эту яму?

— А со знаками что творится? Особенно при ремонтных работах! На улице Астана в этом году каждый день меняли знаки. То 20 км ограничение, то 40. Вчера ехал – был знак 40, сегодня уже 20. Не сбросил сразу скорость, и попал на превышение, вот и штраф! – рассказывает Николай.

— Пересечение «стоп-линии» — тоже золотое дно, — вступает в разговор Никита. – Стоишь на перекрестке, загорается «жёлтый», слегка отпускаешь тормоз, коробка-автомат, машина едва начинает движение, и на секунду раньше, чем загорается «зелёный», наезжаешь на стоп-линию. Всё- нарушение! Да так действительно невозможно ездить. Так с ума сойдёшь, всё время быть в напряжении!

— А меня остановили за то, что я, наоборот, медленно тронулся! – рассказывает Данил. – Ехал со стороны Меновного на КШТ. На перекрёстке стоял первым, а в это время вышел регулировщик. Кстати, при работающем светофоре! Вот ещё один приём, чтобы ловить водителей. Зачем при работающем светофоре усложнять жизнь? Он показал жест, разрешающий поворачивать на Сатпаева. Я и поехал. Естественно, не мгновенно. Человеку свойственно хотя бы на секунду подумать, оценить и сам жест регулировщика, и обстановку. И только тронулся, как другой полицейский, стоявший на углу, повелел мне остановиться. У них разделение труда такое, один регулирует, а трое стоят по углам перекрестка и ловят, а еще один в машине оформляет протоколы! Пять человек на одном перекрестке! Оказалось, что я виноват в том, что … медленно тронулся! И, дескать, создал помеху остальным участникам движения. Честно говоря, я был в шоке! Медленно тронулся – что-то такого нарушения в правилах я не помню! Долго мы спорили, и дело закончилось только тогда, когда я сказал – хорошо, составляйте протокол, я буду оспаривать его в суде, давайте, снимайте записи с видеокамер, и будем по долям секунды рассчитывать, как я тронулся, и создавал ли кому-то помехи. Меня отпустили, но со словами: «Больше не нарушайте!». Т.е., все равно они как бы остались правы, вроде как смилостивились. И полчаса нервы помотали.

— Да, можно идти в суд. Но ведь это не так просто. Нужно время, которого ни у кого нет, нужен адвокат, а это затраты, да и сам поход в суд – это тоже стресс. И ведь не факт, что суд возьмёт твою сторону, — рассуждает Николай.

— И ведь эту охоту они устраивают за наши же деньги, за счёт бюджета! Они могут часами ездить, пока не поймают водилу на какой-нибудь мелочи, тратить время, бензин за государственный счёт, стоят по 5-6 человек на одном перекрёстке! Это карательный стиль работы. Нарастает социальная напряжённость, нарастает неприязнь водителей к полицейским, и полицейских к водителям. Это уже антагонизм, — говорит Александр. – А ведь всё должно быть по-другому. Должны работать камеры. Камера беспристрастно зафиксировала нарушение, причём, действительно серьёзное нарушение, и приходит «письмо счастья», вот и всё.

— Мне кажется, что и все изменения в правилах нацелены на то, чтобы усложнить жизнь водителям, и ловить их, ловить, — делится своими мыслями Талгат. – К чему, скажите, в городе в дневное время ездить с включённым ближним светом? Да этот свет даже не видно на фоне естественного дневного света! За городом – да, наверное, нужно, чтобы машину было видно издалека. А в городе никакой роли этот свет не играет! Только одну роль – когда кто-то забывает его включить, тут же его штрафуют. Но это только одно из неудобств для водителя. А кто-нибудь посчитал, как вырос из-за этого расход бензина? А ведь это лишние затраты, да и экология явно не улучшается. А если забыл вечером выключить фары, что частенько случается летом, что будет утром? Правильно – аккумулятор разрядится. А вы заметили, как часто стали машины гореть? Самопроизвольное возгорание. Потому что проводка не выдерживает постоянного напряжения.

— Или запретили разворот по малому радиусу, теперь это считается выездом на встречку! Всю жизнь так разворачивались, и всем было удобно, а теперь грубое нарушение, и лишение прав! Заметьте, на сколько больше стало оснований для лишения прав! Чуть что- лишить прав. Такое впечатление, что государство решило вообще ликвидировать водителей, как класс. С одной стороны вроде бы говорят, что благосостояние растёт, почти у каждого машина, и тут же лишают возможности этой машиной пользоваться, — возмущается Сергей. – Люди в возрасте уже вообще не ездят. Хотя они водители с 40 – летним стажем. Они не успевают следить за всеми этими изменениями, всю жизнь прокрутив баранку, теперь боятся сесть за руль! Наверное, целые штабы сидят, и придумывают, а что же еще изменить в правилах, чтобы больше штрафов собрать, чтобы больше усложнить движение.

— И у них на всё вроде бы правильный, но, в то же время, ответ с издёвкой – не нарушайте! А давайте представим, что вообще никто не нарушает. Вообще никто, все ездят строго по правилам. Как вы думаете, будут полицейские нас останавливать и штрафовать? – спрашивает Александр.

— Конечно! Они найдут к чему придраться, — отвечают остальные участники разговора.

— Вот именно. Они будут придираться, и сейчас придираются к оборудованию. Вот, например, на машине установлен шноркель. (Устройство для забора воздуха. Его устанавливают в переднюю часть авто, как правило, вдоль стойки стекла. Нижняя его часть устанавливается под моторный отсек, а сверху – просто выходит наружу. Делается это для того, чтобы в мотор поступал чистый воздух. Также его устанавливают любители бездорожья, так как он защищает мотор от попадания воды – ред.). В этом случае тебя обязательно остановят, и проверят, чтобы был документ, подтверждающий, что устройство установлено на СТО, имеющей сертификат. А у нас в городе лишь одна СТО имеет сертификат на установку шноркеля. Если нет акта выполненных работ, придётся ехать на это СТО, составлять такой акт. А у них расценки – 60 000 тенге! Ты говоришь на СТО – так здесь работы на 1000, всего-то прикрутить. Не хочешь – не надо, но тогда и акта не будет, и следующий гаишник тебя обязательно остановит, хоть ты будешь самым образцовым водителем! – рассказывает Александр.

— А вообще могут остановить без всяких оснований. Сказать, что ты похож на человека, на которого им дана ориентировка. И будешь стоять, а как иначе? Иначе – неповиновение полиции. Или скажут, что им кажется, что ты выпил. И нужно ехать на освидетельствование. Россияне, приехавшие к нам на отдых, рассказывали, что таким образом их останавливали, чуть ли не в степи, и приходилось за десятки километров ехать на освидетельствование в Серебрянск. И так власти хотят туризм развивать. Я уже не раз слышал от россиян, что они больше никогда не поедут в Восточный Казахстан, только из-за гаишников, — говорит Данил.

— Что ещё у них в резерве? А грязный номер? Запачканное стекло. Да просто сильно руку выставил из окна. Они придумают, к чему придраться, — восклицает Никита.

— Самое печальное в том, что эта ситуация уже начинает сказываться на нервной системе. Еду я домой, вроде настроение нормальное, вижу дорожную полицию, и сразу настроение испорчено. Я ещё ничего не нарушил, а уже восприятие такое, что настроение безнадёжно портится, — делится своими впечатлениями Александр. И тут же добавляет:

— Самое обидное, что такое положение только у нас в Усть-Каменогорске! Это я заявляю ответственно, отвечаю за свои слова. Я много езжу по Казахстану, побывал почти везде, за исключением юга, Шымкента, Тараза. И нигде нет такой охоты на водителей. В Павлодаре едешь свободно. В Астане вообще прекрасно! Сколько раз ездил в столицу, никогда не останавливали! Да и дорожных полицейских не видно. Там везде камеры. Там едешь с удовольствием. В этих городах водители могут дышать свободно. А у нас уже ездят на цыпочках! Что дальше будет? Неужели у нас от такого стиля работы дорожных полицейских происходит меньше ДТП?

Для сведения. Вот официальные данные ДВД ВКО за первое полугодие 2018 года. «На территории области снизилось количество дорожно-транспортных происшествий на 12,2%, пострадавших на 16%, однако возросло количество погибших.

Всего выявлено более 160 тысяч нарушений Правил дорожного движения, задержано 1 557 пьяных водителей, подвергнуто административному аресту 4 431 граждан, лишены права управления транспортными средствами 2 101, водворено на штрафстоянку 1 790 единиц автотранспорта».

Итак, мы видим, что возросло число погибших в ДТП. Цифры не приводятся, но ведь это главный показатель работы дорожной полиции! Несмотря на такой драконовский стиль, погибших стало больше!

Конкретные цифры мы узнаем в республиканской статистике. По смертности лидирует Алматинская область – 161, на втором месте Южно-Казахстанская область – 123 и на третьем расположилась Восточно-Казахстанская область – 66. В городах Алматы и Астана показатель смертности на дорогах 62 и 13, соответственно. Наименьшее количество погибших зарегистрировано в Астане – 13 фактов, в Павлодарской – 19 и в Северо-Казахстанской области – 20.

Получается, что в столице, с населением, почти равным населению ВКО, и в 3 раза превосходящем население Усть-Каменогорска, 13 погибших. И это при том, что полицейских на дорогах там не видно. У нас в области – 66 погибших. В Павлодарской – 19. И аварий в Астане за полгода произошло 216.

Кстати, в Усть-Каменогорске из общего числа ДТП – 30% занимают ДТП с наездами на пешеходов. А где же результаты от «охоты на водителей»?! И, наконец, еще несколько цифр. По данным комитета правовой статистики и информации «Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий в ВКО приходится на крупные города области как г.Усть-Каменогорск (206) и г. Семей (127)». Данные на август 2018 года. Итак, в Астане с миллионным населением – 216 аварий за полгода, в Усть-Каменогорске с 320 тыс. населения – 206 аварий за 7 месяцев. Что еще можно говорить об эффективности работы дорожной полиции областного центра?

— Мы уже не можем молчать. Так дальше нельзя! Не могут полиция и водители быть врагами, как у нас в Усть-Каменогорске. Не может работа дорожной полиции превратится в охоту на водителей, целенаправленную охоту, где водитель просто обречён! Нужно менять такой стиль работы, дайте нам возможность спокойно ездить, не нервничать и не дёргаться при виде полицейского. Никто из нас не хочет быть нарушителем. Мы все хотим вечером вернуться домой живыми и здоровыми! Не нужно видеть в каждом водителе преступника. Давайте вместе действовать для безопасности движения, чтобы на дорогах не гибли люди. Мы надеемся, что наши слова, наш призыв дойдут до полицейских! – говорят участники встречи в редакции.

Подготовил Денис Данилевский