Произошло то, что должно было произойти

Газета "Flash!"

Итак, событие, о необходимости которого говорили в последние 4 месяца жители областного центра, да, пожалуй, и всей страны, всё-таки свершилось. Аким Усть-Каменогорска Куат Тумабаев был вынужден написать заявление об увольнении по собственному желанию.

Напомним, что 15 апреля Тумабаев находился в автомобиле, которым управлял заместитель акима Риддера Бауыржан Курманбаев. Поздним вечером машина под управлением пьяного Курманбаева насмерть сбила 18-летнего Евгения Смольникова.



Пошёл в «отрицаловку»

Теперь уже понятно, что факт нахождения в машине в момент ДТП Тумабаев пытался скрыть. Об этом стало известно лишь через неделю, после выхода сюжета на телеканале КТК, от отца погибшего парня. И то сначала появилось пояснение, что Тумабаев был лишь «случайным свидетелем, вызвавшим скорую помощь». Гораздо позднее, и лишь после видеообращения отца Евгения Смольникова к Президенту, выяснились и другие подробности того трагического вечера. Оказалось, что Тумабаев после ДТП сел за руль, и уехал с места происшествия. Позже в суде он пояснил, что хотел догнать проехавшую мимо машину с проблесковыми маячками, подумал, что это скорая помощь. Вот так, лишь через полтора месяца после трагедии стала проясняться вся картина.

Тумабаев не явился на заседание совета по этике Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, где рассматривалась этическая сторона этого дела. Не явился под предлогом выезда в Астану на совещание по строительству фонтана к 20-летию столицы. Совет вынес ему порицание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Аким ВКО Даниал Ахметов оценил это решение как очень суровое наказание. И не согласился с мнением, что никаких последствий для Тумабаева эта печальная и некрасивая история не имела.

С самого начала это трагическое происшествие вызвало бурю негодования, которое выплеснулось на просторы Интернета. В комментариях народ практически единодушно выражал мнение, что Тумабаев не имеет права занимать пост акима города, и самое лучшее для него – это добровольно уйти. Люди недоумевали – как мог Тумабаев находиться в машине рядом с пьяным водителем, и не видеть, что он в нетрезвом состоянии? Как он мог не понимать и не ощущать, что Курманбаев несётся по ночным улицам с превышением скорости более чем на 20 километров?



Появление «искренних полицейских»

Тумабаев ушел, но лишь на период следствия, в отпуск без содержания. После суда и вынесения приговора Курманбаеву, волна обсуждения стала стихать. Эта тема постепенно уходила на второй план. Элементарный анализ ряда публикаций и сюжетов позволял сделать вывод, что предпринимаются даже попытки реанимации имиджа Тумабаева, сглаживания негативного общественного фона. Но в конце июля – начале августа в республиканских СМИ выступили полицейские. Они заявили, что им поступило указание скрыть факт нахождения Тумабаева в автомобиле в момент ДТП, также сообщили, что Тумабаев якобы был пьян.

Эти полицейские были уволены из органов внутренних дел ещё в начале июня. Причём, именно за «увод Куата Тумабаева от ответственности»! И почему-то решили заговорить лишь 2 месяца спустя! Они не пришли в суд, чтобы дать свидетельские показания, хотя это был их гражданский долг, и к тому времени они уже не служили в полиции. Не исключена версия, что эта вторая информационная волна была поднята не просто так. Ведь почему-то полицейские заговорили именно в этот момент. Заговорили, не имея никаких доказательств. У них не было никаких документальных подтверждений, что им приказали скрыть факт нахождения в машине Тумабаева, не было протокола освидетельствования Тумабаева на наличие алкоголя. Как люди, имеющие юридическое образование, полицейские понимали, что они рискуют, выступая в эфире с не подтверждёнными сведениями. Тем не менее, они выступили буквально один за другим, причём, на разных республиканских телеканалах. Вывести сюжет в эфир на республиканском уровне не так-то просто. Для этого требуется как минимум решение главного редактора, а в особых случаях, и директора, и даже владельца канала. Сюжеты вышли, значит, они были нужны. Можно предположить, что внезапно проявившаяся «честность, искренность» полицейских была очень нужна в какой-то сложной борьбе элитных группировок, где целью был уже не Тумабаев, а руководитель ВКО Даниал Ахметов. Дескать, аким области «покрывает своего подчинённого».

Конечно, всё это лишь версии, но именно после этих «откровений» полицейских Даниал Ахметов на заседании областного акимата 13 августа сделал заявление, что Куат Тумабаев не имеет морального права занимать должность акима Усть-Каменогорска, и ему сделано предложение — написать заявление об увольнении по собственному желанию.

Через несколько дней стало известно, что Тумабаев такое заявление написал. В соцсетях он сделал подпись под фотографией памятника Кабанбаю Батыру: «Мы ещё увидимся». Поскольку памятник батыру находится на выезде из Усть-Каменогорска по трассе в Семей, можно предположить — таким образом бывший аким показал, что из областного центра он уехал, вероятнее всего, в Семей, но не теряет надежду вернуться в главный город ВКО.

Что касается полицейских, сделавших громкие заявления по телевидению, то, как и предполагалось, руководство ДВД опровергло их утверждения о том, что им было дано указание увести Тумабаева от ответственности, а затем именно за выполнение этого указания их и уволили. Высшее полицейское начальство области заявило, что эти доводы в ходе проверки не нашли подтверждения. А сами Сымбат Каракулов и Сымбат Кайратов подозреваются в получении взятки за составление фиктивного протокола о нарушении ПДД. Материалы переданы в суд. Лично у меня такие запоздалые «борцы за справедливость» никакой симпатии не вызывают. Сначала они не выполнили свой профессиональный и гражданский долг и не показали полную картину преступления. Потом, когда их уволили, два месяца молчали, и вдруг заговорили уже после приговора суда, определившего наказание виновнику ДТП. Позже оказалось, что и сами подозреваются в получении взятки. Трагическая история гибели парня и проявления на этом фоне всей современной человеческой мерзости пополнилась ещё двумя весьма неприятными персонажами. Полицейских просто использовали, кинули в жернова, которые их и перемололи. А ведь у них был шанс с самого начала поступить по закону, и если уж и уйти, то с высокой оценкой общественного мнения. Но они этим шансом не воспользовались.

Был шанс уйти по-хорошему и у Куата Тумабаева. Если бы он сразу признал свой факт присутствия в машине, совершившей смертельный наезд, и сам дал моральную оценку случившемуся, признав, что теперь не может работать на столь высоком и ответственном посту, тогда мнение о нём было бы совсем другое. Но он до конца держался за власть, и принял позицию, что в данном случае является всего лишь пассажиром, свидетелем, и не более. В результате, наверное, ни один аким в новейшей истории города не вызвал столь негативного восприятия у жителей Усть-Каменогорска.

Неоднозначную оценку вызвало и его увольнение по собственному желанию. Немало и таких мнений, что нужно было его отстранить от должности решением вышестоящего акима с гораздо более жёсткими основаниями. И сделать это гораздо раньше. Ведь увольнение по собственному желанию никак не отразится на возможности Тумабаева дальше продолжать свою карьеру на госслужбе, потом, позже, когда всё утихнет и забудется. Сколько таких примеров, когда «отсидевшись» и переждав, чиновники с замаранной репутацией вновь возвращались на высокие должности.

Тем не менее, общественная ситуация в городе после ухода Тумабаева явно стала здоровее. В своих комментариях люди пишут, что справедливость, хоть и не полностью, но, всё же, свершилась. А вот известие о том, что апелляционная коллегия областного суда, состоявшаяся 8 августа, оставила в силе приговор в отношении Курманбаева – вызвало бурю негативных откликов.



«Политрук» Омар

20 августа был представлен новый аким Усть-Каменогорска – Жаксылык Омар. Спустя почти две недели это событие остаётся одним из самых обсуждаемых на просторах Интернета. Назначение довольно неожиданное, ведь после увольнения Тумабаева в кулуарах назывались разные варианты, но ни в одном из них фамилия Омара не звучала. В сложившейся ситуации, на фоне «после Тумабаева», наверное, это был верный выбор.

Жаксылык Мукашевич также молод, как и предыдущий аким, 28 сентября ему исполнится 38 лет. Он уже имеет большой опыт руководящей работы, в том числе 7 лет в ВКО. Он пришёл в наш регион в команде Бердыбека Сапарбаева в 2009 году. Был начальником областного управления внутренней политики, начальником управления культуры, заместителем акима области по социальным вопросам и идеологии. В 2016 году его перевели на такую же должность в Алматинскую область. Большая часть трудового пути Жаксылыка Омара связана со средствами массовой информации и идеологическими вопросами. Ему довелось поработать в телерадиокорпорации «Казахстан», в информационном холдинге «Арна Медиа». Кто-то может отнестись к его назначению скептически и даже и иронией, дескать, как может журналист и идеолог руководить городом и заниматься хозяйственными вопросами? А может быть, как раз идеолог и станет лучше руководить, чем «крепкий хозяйственник»? Если вспомнить опыт советского времени, то идеологи отлично руководили самыми разными отраслями, регионами. Идеолог становится своего рода политруком, осуществляет политическое руководство, ставит задачи, их исполнение уже возлагается на специалистов – отраслевиков. Кстати, и должность акима города относится к категории политических госслужащих. К тому же, теория управления, навыки управления одинаковы для любой сферы, для любого предприятия или фирмы, населённого пункта. Обычно гуманитарии, идеологи, быстрее и гораздо более творчески овладевают наукой управления. К тому же, Жаксылык Мукашевич имеет и экономическое образование.

Впрочем, было бы желание, была бы политическая воля – и сделать можно многое. Немаловажный вопрос – и степень самостоятельности акима. Обычно глава областного центра во многом зависим от руководителя области, работает как бы на его фоне. Горожане ожидают от нового акима положительных сдвигов как в городской инфраструктуре, так и во взаимоотношениях власти и населения, учёта мнения народа. Ему будет нелегко, ведь последние четыре месяца город жил практически без первого руководителя, и это хорошо ощущается, хотя бы по неспешному, вялому течению всех «строек века», вроде реконструкции проспекта Сатпаева.

Первые публичные мероприятия показывают, что Омар хорошо вошёл в курс дела за короткое время, хотя 2 года находился за пределами области, а также его рабочий и положительный настрой, стремление вникнуть в суть дела и найти решение проблемы. Какие-то выводы делать рано, обычно новому руководителю отводят 100 дней для первых предварительных оценок. Время покажет. Но одно можно сказать определённо: в такую ситуацию, в какую попал Тумабаев, Жаксылык Омар точно не попадёт. На мой взгляд, судя по его многолетней работе в нашей области, в своих действиях он руководствуется тем житейским опытом, который уже в достаточной мере накапливается к 40-летнему рубежу. А в этом возрасте уже обычно человек сначала думает, а потом совершает поступки. Хотя, бывает и наоборот. Сейчас по современной градации считается, что молодость длится до 49 лет. Странный подход. Раньше человек считался молодым до 30 лет, а далее уже шёл период зрелости. Похоже, действительно нынче молодость у некоторых слишком затянулась. Желательно, чтобы она не затягивалась у тех, кто призван руководить, от кого зависит жизнь тысяч людей.

А вообще народ у нас терпеливый, неприхотливый. И для нормальной жизни в городе требует совсем немного. Чтобы было тепло, светло, чисто, в том числе и в смысле воздуха. Чтобы нормально работал транспорт, были хотя бы удовлетворительные дороги, зимой не заносило снегопадами, был порядок в школах, детсадах, больницах. Чтобы не было вала преступности, и можно было относительно спокойно ходить по улицам. Чтобы бюджетные деньги расходовались не на помпезные и никому не нужные стройки, а шли на социальную сферу. Чтобы вместо переименований улиц чиновники больше занимались реальными и полезными для людей делами. Желательно, чтобы было поменьше саморекламы, самолюбования, и имитации бурной деятельности. А еще, чтобы власть с уважением относилась к своему источнику – народу, и прислушивалась к его мнению. Ну, а если ещё в действиях руководителя будут присутствовать хотя бы элементы справедливости (при нынешних общественных отношениях справедливости в большом масштабе не может быть в принципе), то вообще всё окажется замечательно. И такой руководитель останется в благодарной памяти горожан. Подобную репутацию никакими деньгами не купишь, её можно заработать только делами.



Денис Данилевский