Электронные билеты и новая маршрутная сеть

Газета "Flash!"

Такие глобальные изменения планируются в ближайшем будущем в системе общественного транспорта Усть-Каменогорска.

Первое заседание городского акимата областного центра ВКО после смены акима города ожидалось с большим интересом. Как пройдёт работа коллегиального органа управления городом под руководством нового градоначальника, вступившего в должность лишь неделю назад?



Заседание акимата под председательством Жаксылыка Омара прошло по- деловому, без лишней говорильни, главный вопрос и две информации были рассмотрены за 50 минут. Очень важно, что работа началась точно в назначенное время. Что же здесь особенного? – спросят читатели. Особенного ничего, но многие современные начальники грешат опозданиями. Хотя, как говорят, начальство не опаздывает, оно задерживается.

И самое главное – заседание городского акимата прошло в новом формате. Впервые кроме членов акимата и руководителей городских подразделений в зале присутствовали депутаты, представители общественности, журналисты. Причём, общественность была не только в качестве зрителей и слушателей, но и могла задавать вопросы, чем активисты — общественники не преминули воспользоваться.

Такие позитивные перемены сказались на ходе обсуждения важнейших вопросов жизнедеятельности областного центра. Главным в повестке стало обсуждение работы городского транспорта. Докладывал руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руфат Акрамов.

Итак, город располагает 773 единицами общественного транспорта: 504 автобуса и 269 «маршруток». Главный показатель работы для городского общественного транспорта – это регулярность движения. На сегодня он составляет 87%, снизившись за последние годы с 92%. По договору с перевозчиками минимальный уровень составляет 75%.

Главная проблема городских автобусов – состояние парка. 60% подвижного состава нужно обновлять, автобусы уже устарели и морально, и физически.

— Поскольку перевозчикам тяжело решить этот вопрос в силу больших финансовых вложений, то работа по обновлению возможна совместными усилиями. Областным акиматом совместно с центром государственно-частного партнёрства ведутся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития по приобретению новых автобусов на заёмные средства банка. В рамках консорциума заёмщиком выступит ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска», которая затем передаст автобусы в пользование частным перевозчикам. Таким образом планируется закупить 84 автобуса, — рассказал Руфат Акрамов.

Секретарь городского маслихата Александр Светаш обратил внимание, что только в прошлом году было зафиксировано 5037 нарушений договорных обязательств со стороны перевозчиков.

— И какие меры были приняты? – спросил главный городской депутат. – Ведь перевозчики принимали на себя эти обязательства!

Руководитель отдела пояснил, что перевозчики не могли в полной мере выполнять свои обязательства из-за претензий департамента государственных доходов. Это ведомство дополнительно начислило фирмам, занимающимся автобусными перевозками, 4 миллиарда якобы неуплаченных налогов. В результате их деятельность была парализована блокированием счетов и отсутствием каких-либо перспектив. Судебное разбирательство пока складывается в пользу перевозчиков, суд отменил уведомление о доначислении, но пока точка в этом деле не поставлена.

— Требования обновления подвижного состава ставятся, это веление времени. Новые автобусы должны использовать топливо стандарта Евро-4 и должны быть приспособлены для маломобильных групп населения. Но такой новый автобус стоит около 40 млн. тенге, — сообщил Руфат Акрамов.

Ещё одно важнейшее дело, которое должно помочь развитию общественного транспорта – это оптимизация маршрутной сети. Многие маршруты пролегают на большое расстояние, есть заведомо убыточные. На научной основе оптимизацией занимается алматинский НИИ транспорта. Для этих целей из бюджета выделено 35 млн. тенге. Работа будет завершена к концу года. По этой причине договора с перевозчиками продлены до 31 декабря, хотя срок их действия завершился в марте. По всей видимости, конкурс по определению перевозчиков будет проходить уже на новые маршруты.

Руфат Акрамов сообщил также ещё об одном кардинальном новшестве, к которому будет продвигаться автобусное сообщение города – электронным системам расчёта за проезд. На такую систему планируется перевести все 44 маршрута.

— Затраты составляют 1 миллиард тенге. 30% средств выделит бюджет, 70% привлечение частных инвестиций. 10 сентября областное управление пассажирского транспорта проведёт конкурс по определению частного партнёра, который займётся внедрением системы электронных билетов в Усть-Каменогорске и Семее.

Кстати, уже приобретено здание, где будет располагаться оборудование учёта электронной системы оплаты проезда.

Постепенно проходит и обновление автобусных остановок. Заменены 80 остановок из 592, на 311 остановках размещены информационные таблички.

Руководитель города Жаксылык Омар попросил доложить о текущем состоянии трамвайного парка.



— Сейчас трамвайный парк из частной собственности передан на баланс СПК «Ертiс». Парк находится в доверительном управлении ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». До конца августа на линию выходило 12 трамваев, сейчас уже 15. В парке трудятся 265 работников. Поставлена задача вывести на линию 25 трамваев. Эта цель будет достигнута, когда все 13 трамваев, приобретённых в Алматы, будут подготовлены к движению. Сейчас на линии 3 алматинских трамвая. Для их подготовки привлечены специалисты из Алматы.



Депутаты и общественность задали немало вопросов, касающихся такой жизненно важной для горожан темы.

Депутат Олег Фролов обратил внимание на отсутствие автобусного сообщения с селом Новотроицкое. Это село, входящее в административное подчинение областного центра, действительно оторвано от «Большой земли». Жителям, не имеющим личного транспорта, можно добраться до города лишь поездом, а зимой зачастую поезд остаётся единственной «дорогой жизни», но ходит он лишь 3 раза в неделю.

Вся причина в том, что гравийная дорога до села не соответствует требованиям безопасности автобусного сообщения, нормам и правилам. Нужно выделять средства для реконструкции этой дороги протяжённостью более 20 километров.

Таким требованиям не соответствуют не только пригородные дороги, но и многие улицы в самом городе. В частности, в новом 19-м районе города, где ведётся массовое жилищное строительство. Странно, почему при строительстве самого нового района города сразу не были спроектированы дороги с учётом возможности автобусного сообщения. Как сообщил руководитель Центра управления пассажирскими перевозками, нет даже разворотных колец, что необходимо для оборудования конечных остановок. Так, дорога в 20-й микрорайон, где строятся индивидуальные дома, и уже проживают более 200 семей, настолько узкая, что автобусу придется сдавать назад, если впереди окажется встречная машина. По этой причине в отдалённый район нельзя запустить маршрут. Все эти проблемы могут быть решены лишь после соединения проспекта Сатпаева, магистрали Южная и Самарского шоссе. А пока для многочисленных жителей 19-го района продлили маршруты №17 и 60 до проспекта Есенберлина.

С 2006 года не ходит в посёлок Ульбинский автобус №26, хотя ранее этот маршрут заезжал в эти места. Зимой дети идут пешком 3 километра до Куленовки, чтобы попасть в школу, а пустующая остановка уже разломана. Об этом сообщил старший поселкового самоуправления.

Депутат Нурлан Умарбеков возмутился отменой маршрута №11, который ходил до проходной УК металлургического комплекса «Казцинка».

— Это градообразующее предприятие, дающее 60% налогов в бюджет! И его работники не могут нормально добраться до работы и домой!

— Маршрут №11 всегда был низкорентабельным, он загружен только в утренние и вечерние часы. На конкурсе в 2013 году не нашлось желающих взять этот маршрут, и мы договорились с ТОО «Вебас». Но после того, как за этот год цена солярки поднялась на 26%, маршрут стал и вовсе убыточным, и перевозчик с июля отказался от его обслуживания. По этому направлению была организована маршрутка №211. Но даже микроавтобус оказался убыточным. Сейчас до «Казцинка» продлён маршрут №43А, — сообщил руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Такой ответ возмутил акима города Жаксылыка Омара.

— Как это так – отказался от маршрута?! А завтра у нас другие перевозчики станут отказываться, и что тогда делать?

— Мы обычно убыточные маршруты на конкурсе ставим вместе с рентабельными, чтобы перевозчик мог обслуживать такой убыточный маршрут, — пояснил Руфат Акрамов. – На предстоящем в 2019 году конкурсе мы отработаем все эти моменты.

— Проблем в общественном транспорте немало, от горожан поступает много нареканий. Такие проблемы есть не только в Усть-Каменогорске, они имеются, наверное, в любом крупном городе. Их нужно решать, прежде всего, обновлять подвижной состав. По каждой из прозвучавших проблем мы будем проводить отдельные совещания, и искать пути выхода, — подвел итог Жаксылык Омар. И сообщил, что в самое ближайшее время собирается посетить все транспортные предприятия города, чтобы на месте разобраться с положением дел в важнейшей отрасли городской инфраструктуры.

И буквально на следующий день, 28 августа, он начал По поручению акима он побывал в трамвайном парке города и ознакомился с его проблемами.

Всего на балансе предприятия 45 трамваев. Однако в рабочем состоянии пока только 23. Сегодня в город вышли на линию 15 трамваев.

Главные проблемы предприятия: необходимость ремонта и запуска остальных трамваев, ремонт путей, а также капитальный ремонт самого парка, поскольку он не проводился уже около 20 лет.

Однако, как отметил Жаксылык Омар, отчасти решение этих вопросов зависит от самого руководства трамвайного парка.

— Куча проблем, вопросов, а ответов нет. Я вижу у вас пессимистический настрой. Главное сейчас — быстрее выпустить эти трамваи на линию. Купленные на государственные деньги, они до сих пор стоят. Вы не ищите специалистов, которые могут наладить и запустить их. У вас нет предложений, как реабилитировать компанию. Нужно искать варианты. Кроме нас самих никто не сможет решить наши проблемы.

В завершение встречи глава Усть-Каменогорска дал поручение руководителю городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руфату Акрамову разработать предложения по решению данных проблем к следующему понедельнику.



Агентство «Восточный экспресс»