Старая песня на новый лад

Очередной «подарок» преподнесли «слуги» своим «господам» из народа. Подарок в виде нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
А ведь сколько говорили! Сколько было обсуждений. Вроде бы даже писались обращения. Не против реформ, а против закона в таком виде. Но, Закон принят, сюрприз преподнесен. И аукнется он неизвестно чем, но непременно аукнется, как аукались все Законы, после принятия которых шли армии поправок и доработок.
Теперь лицами, оказывающими юридическую помощь, являются государственные органы; адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители, юридические консультанты; физические лица, оказывающие юридическую помощь и не состоящие в некоммерческих организациях лиц, оказывающих юридическую помощь, основанных на обязательном членстве в палатах юридических консультантов.
Адвокат и юридический консультант (а таковым является частнопрактикующий юрист) обязаны осуществлять страхование своей профессиональной ответственности; постоянно повышать свою квалификацию. Вот эти стороны, такие незаметные на блестящей «медали», и рассмотрим в деталях.
Итак, адвокат и консультант обязаны повышать квалификацию. Если исходить из того, что порядочный юрист, радеющий о своей репутации, всегда повышает свою квалификацию, то становится понятно – эта норма будет теперь кем-то контролироваться. Причем, наверняка, она будет контролироваться в виде получения дохода взамен на выдачу красивого сертификата, которым можно будет через пару лет растопить печь в частной бане. И вот, сумма на повышение квалификации (пока еще гипотетическая) закладывается в оплату услуг представителя (допустим рост ставки на 5 000 тенге, если повышение квалификации обойдется юристу в 200 тысяч раз в пятилетку на 12 клиентов в год, как однажды запрашивали с нас, приглашая на семинар).
Следующим шагом идет страхование деятельности юристов (адвокат тоже юрист, только с лицензией, дающей право работать по уголовным и административным делам, поэтому так и будем называть). Страхование, гипотетически, возьмем в сумме 30 000 в год. Делим на 12 клиентов, получаем 2 500 тенге.
При этом страхуется невесть что:
1) пропуск процессуальных сроков;
2) неправильное оформление документов;
3) неизвещение лица, которому в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, о последствиях совершаемых юридических действий, повлекших причинение ему вреда;
4) утрата или порча документов, полученных страхователем (застрахованным лицом) от клиента для оказания юридической помощи;
5) неправомерное разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну (для адвоката); 5) неправомерное разглашение сведений, которые стали известны застрахованному лицу в процессе оказания им юридической помощи (для юридического консультанта).
Чтобы понять всю бессмыслицу и оторванность от жизни тех, кто писал этот список, рассмотрим в деталях каждый пункт. Итак, пропуск процессуальных сроков. То есть пропуск срока для подачи иска, жалобы, заявления, в том числе в суд апелляционной и кассационной инстанций. К примеру, адвокат Сидоров пропустил срок для подачи искового заявления. А юридический консультант Иванов пропустил срок для подачи апелляционной жалобы.
Своим бездействием Сидоров способен лишить человека возможности оспорить увольнение, истребования имущества из чужого незаконного владения и тому подобное. А юридический консультант Иванов всего лишь избавил себя от необходимости красноречия перед тремя равнодушными силуэтами в мантиях, поскольку знает, что апелляция и кассация толку не даст.
Два случая, «тянущих» на страховку. Но, страховой случай наступает при неумышленном действии. И консультант Иванов, чтобы не отвечать за умышленное бездействие, делает вид «Упс, как же так!» Кем будет разграничиваться умысел от неосторожности? Или, консультант Иванов в любом случае останется «дураком», при наличии поданной на него жалобы?
Далее идет «неправильное оформление документов». Это вообще невесть что! Как определить неправильное оформление документов? Не приложил к исковому заявлению копию документа по сто двадцать четвертому пункту – можно считать неправильным оформлением документов? Многочисленные ссылки на статьи Законов или, наоборот, скупые ссылки на нормы Законов из расчета ссылок на них в ходе процесса и прений – можно считать неправильным оформлением документов? Кем это будет, и по каким критериям оцениваться?
«Неизвещение лица, которому в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, о последствиях совершаемых юридических действий, повлекших причинение ему вреда» – это откровенная профанация, с учетом того, что и в договоре, и в различных бланках с подписью клиента недобросовестный юрист всегда способен отразить фразу, что клиент «предупрежден». Соответственно, клиент извещен.
«Утрата или порча документов, полученных страхователем (застрахованным лицом) от клиента для оказания юридической помощи». В какой мере оценивается порча? И кем? Достаточно ли считать порчей выделение на документе маркером, как это любят делать многие, в том числе клиенты? И как потом доказать, что это сделал клиент? Утрата доверенности, полученной от клиента, считается страховым случаем? Закон на эти вопросы не ответит никогда!
Единственная полезная норма для юридических консультантов: неправомерное разглашение сведений, которые стали известны застрахованному лицу в процессе оказания им юридической помощи. Да и та неизвестно кем будет оцениваться в качестве страхового случая.
И спасет ли клиента размер страховой суммы в 500 МРП, если произошло упущение процессуальных сроков с утратой всех возможностей? Не станет ли способом давления страховой случай, проистекающий из пресловутой порчи документов или неправильного оформления документов? Не зря ведь бытует поговорка «Два юриста – три мнения»! Кто-то «ляпнет», что документы неправильно оформлены, и клиент, вместо того, чтобы довести дело до логического конца, затребует страховку, а заодно передаст дело тому «умнику», который дело поведет с другого конца.
Зато юридические консультанты поголовно будут загнаны в коллегии. Чтобы при случае, можно было вышвырнуть неугодных из этих коллегий под предлогом, что они регулярно приносят жалобы. Ведь бывали факты разборок с адвокатами только лишь потому, что адвокат «каленым железом» прорубал дорогу к оправданию клиента!
Кстати, законом отменен вступительный взнос. Это хорошо. Но, никто не запретил сбор за стажировку. А ведь «стажером адвоката является гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, заключивший с коллегией адвокатов договор о прохождении стажировки с целью приобретения профессиональных знаний и практических навыков адвокатской деятельности». В общем, достаточно поднять цены на стажировку, если они были, и все дела!
Да, и снова от аттестации (хоть в адвокаты, хоть в консультанты) освобождаются лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам. Почему-то считается, что они идеально работают, в том числе по гражданским делам.
Есть еще много нюансов нового Закона. К примеру, «в состав дисциплинарной комиссии адвокатов включаются шесть адвокатов со стажем адвокатской практики не менее пяти лет по представлению коллегии адвокатов, три представителя общественности, предложенные органами юстиции, два судьи в отставке». И не факт, что половине из них адвокат где-либо не «перешел» дорогу! При этом, дисциплинарная комиссия адвокатов вправе применить к адвокату замечание; выговор; строгий выговор; исключение из коллегии адвокатов по основаниям, предусмотренном Законом. Скажите, с учетом телефонного права, много негодяев будет изгнано из коллегий? Каково будет их процентное соотношение с добросовестными?
Да, совсем забыли: размер ежегодных членских взносов (для юридических консультантов) должен составлять не менее пятнадцатикратного и не более семидесятипятикратного размера месячного расчетного показателя. Это от 36 тысяч до 180 тысяч. Разделите на 12 клиентов, плюс прибавьте наши примерные расчеты в начале статьи в 7500 тенге, и вы получите значительную прибавку стоимости услуг консультантов, которые и сейчас умудряются «драть» до 100 тысяч тенге с клиента. Вот такой вам подарок, уважаемые жители Казахстана!

Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»
  • 0
  • 08 августа 2018, 09:23
  • Flash

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.