Территория без будущего

Газета "Flash!"

Проблемы развития сельских территорий всегда стоят остро, ведь в сельской местности преобладает бедность, высокий уровень безработицы, отток населения, практически полное отсутствие социальных и культурных объектов.

Реальная картина

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), являющаяся парламентской партией, направила заявление в правительство по вопросам развития сельских территорий. Вот только некоторые цифры. В сельской местности сейчас проживает около 43 % казахстанцев. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, на селе в 4 раза больше, чем в городе. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве в 1,7 раза ниже средней зарплаты в стране. На сельское хозяйство приходится 42 % всех самозанятых. КНПК также отметила неэффективность реализации программы «Ак Булак», по результатам которой, несмотря на миллиардные вливания, множество сёл до сих пор не имеют доступа к централизованному водоснабжению. Если сейчас не приступить к ликвидации очевидного разрыва между условиями жизни в городах и сельских территориях, деградация сёл усугубит социальную напряженность.

Вот какие мнения о положении сёл и сельчан были высказаны на круглом столе, посвящённом этой теме, который состоялся в ВК обкоме КНПК.

Секретарь ВК обкома Сергей Михеев:

— Образовался разрыв между благосостоянием, условиями жизни, комфортом проживания между сельской местностью и городами. Основные усилия, в том числе государственных программ, ориентированы на города. Обеспечение доступным жильем, строительство общежитий для студентов – по большей части происходит в городах. В нашей стране уже много лет реализуется государственная программа по развитию регионов, которая в большей степени учитывает развитие сельских территорий. Также существует ряд областных программ, например, программа «Ак-булак» на 2011 – 2020 годы – обеспечение питьевой водой. Имеются и региональные программы по ремонту автодорожной сети, по развитию цифровых технологий, отраслевые программы по развитию объектов культуры. Несмотря на все эти программы и затраты, сельская местность всё больше отстает по уровню жизни от городов.

Инициативы, которые озвучил Глава государства Н. А. Назарбаев в своём Послании народу Казахстана, КНПК восприняла очень позитивно и поддерживает их. Все инициативы нужные и полезные, которые должны привести к дальнейшему развитию экономики и социальной сферы. Однако, учитывая тот факт, что более 40 % населения – сельчане, доля сельскохозяйственной продукции считается очень значимой, мы решили обратить более пристальное внимание воплощению пяти социальных инициатив Президента именно в сельской местности.

Далеко не во всех населенных пунктах ситуация благополучная. Мои личные наблюдения — приезжаешь в Бескарагай, а там убогая почта, в деревне Канонерка всё население стоит вдоль трассы, торгуют, кто картошечкой, кто луком – это весь их способ проживания.

Мы направили запросы в районные акиматы. Вопросы касались динамики численности населения, количества самозанятых, людей, проживающих ниже прожиточного минимума. Вот, например, из Семея пришел ответ: «Активное население в сельском округе 8 500 человек, из них самозанятые 6 150 человек». То есть, трое из четырёх трудоспособных граждан в районе – это самозанятые, не имеющие никакой официальной работы. Также ни в одном районе нет прироста населения. Даже на юге, в Урджарском районе, небольшой, но спад, — озадачено сказал Сергей Николаевич.

Заместитель руководителя управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области Раушан Нурмуханова сообщила, что в области действует 647 культурных учреждений. Из них 552, или 85 % — это организации культуры, находящиеся на селе. На проведение ремонтов и укрепление материально технической базы ежегодно из районного и областного бюджетов выделяются средства. В 2017 году было выделено 47 млн. тг., в 2018 году выделено 39 млн. тг. В текущем году из областного бюджета выделены средства в сумме 9 млн. тг. на обеспечение широкополосного доступа к сети интернет для 13 сельских библиотек. На реконструкцию сельского клуба в селе Кабанбай Урджарского района выделено 130 млн. тг. Кроме того, 20 млн. тг. выделено для Абайского района, на ремонт и развитие инфраструктуры сакральной пещеры Коныр-Аулие. Все ремонтные работы будут завершены к 1 сентября.

Сотрудница областного Управления образования отметила, что в рамках пяти социальных инициатив Президента реализуется третья инициатива – это повышение качества высшего образования и создание условий для проживания студентов. В прошлом году в законодательство были внесены изменения, которые позволили выделять гранты из местного бюджета на получение высшего образования. В 2017 году за счёт средств областного бюджета было выделено 200 мест, в этом году эта цифра увеличена в два раза. В области запланировано открытие 11 общежитий, за счет строительства новых и проведения капитальных ремонтов. 10 общежитий откроют в городах, в Аягозе будет построено общежитие для студентов политехнического колледжа. Также в сельских школах будут установлены три кабинета по примеру Назарбаев Интеллектуальной Школы, это кабинеты физики, химии и робототехники. К 1 сентября работа будет окончена. Наблюдается недостаток педагогических кадров в сельских школах.

Заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ ВКО по социальным и экономическим вопросам Асхат Садиров:

— Реализуется программа продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, она в основном имеет направленность на сельскую местность, на молодежь, которая не поступила в ВУЗы, и на безработную молодежь. По нашим данным на 1 июня текущего года в этой программе уже задействовано по области 21 тысяча человек. Из них 70 % безработные, самозанятые 7,9 %, женщины 47 %, молодежь 27 %, инвалиды 3,7 %.

Заместитель руководителя Управления экономики и бюджетного планирования Раушан Ластаева отметила, что действует правительственная программа развития до 2020 года, теперь она приобрела статус государственной программы развития регионов. В ней имеются отдельные блоки по развитию сельских территорий. Имеются целевые индикаторы для контроля выполнения. Сейчас в эту программу вносится очень много изменений именно по сельским и приграничным территориям. Что касается снижения населения в сельской местности, то люди уезжают туда, где, им кажется, будет лучше жить. Молодежь не хочет жить на селе, по этой причине прирост населения просто невозможен. Судя по такой оценке, можно предположить, как бы ни было странно, что местные власти даже довольны этим обстоятельством.

Как на селе реализуются социальные инициативы Президента

Первая инициатива: «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».

Как показало наше исследование по нескольким районам области, в Глубоковском, Уланском, Урджарском, Бородулихинском, Зыряновском, Шемонаихинском районах ипотечное кредитование жилья доступно лишь специалистам в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта и агропромышленного комплекса. При желании данных специалистов работать в сельской местности, предоставляются меры социальной поддержки в виде подъемного пособия в размере 70 МРП (168 350 тенге) и бюджетного кредита для приобретения жилья в размере 1 500 МРП (3 607 500 тенге).

Кредитным организациям выгодно брать в качестве залога жильё в городе. Жильё в селах не имеет достаточной залоговой ценности, и не является гарантом того, что заёмщик вернет банку кредитные деньги. К удивлению, в сельском округе Семея местные исполнительные органы данными по доступности ипотечного кредитования вообще не располагают.

Вторая инициатива: «Снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников».

Из официальных ответов местных властей следует, что в Глубоковском районе среднемесячная заработная плата составляет 137 790 тг., в Зыряновком районе 115 451 тг., в Уланском районе 111 659 тг., в Урджарском районе 84 369 тг., в Бородулихинском районе 130 772 тг., в Шемонаихинском районе 132 504 тг. Однако эти показатели учитывают лишь крупные и средние успешные крестьянские хозяйства, а «за бортом» статистики остаётся самозанятое население. А таковых в Шемонаихинском районе насчитывается 6 641 человек, в Бородулихинском районе 5995 человек, в Урджарском — 6 777 человек, в Уланском — 10 249 человек, в Зыряновском — 8 012 человек, в Глубоковском — 9 952 человека, в Семейском сельском округе 6 159 человек или 72,2 % к трудоспособному населению.

В ходе поездок по районам удалось поговорить о жизни и с самими сельчанами. Их рассказы отличаются от бравых рапортов чиновников.

Встреча с работником водоканала поселка Первомайский (он отказался назвать имя из-за боязни быть уволенным):

-Какую заработную плату Вы получаете?

— Я работаю на трёх работах одновременно. За весь этот труд я получаю 40 тысяч тенге. До этого я получал 28 тысяч. Зарплату повысили совсем недавно.

До 37 % расходов фермы «Восток-Молоко» в Бобровке, уходит сотрудникам на заработную плату, что является очень хорошим показателем. Тем не менее, учитывая цены на молочную продукцию, учитывая конкуренцию и т.д., зарплата у сотрудников в лучшие месяцы не превышает 100 тыс. тг., в остальное время года колеблется в пределах 50 – 60 тыс. тг. То есть статистические данные учитывают максимально возможный заработок крупных успешных хозяйств, который не является постоянным.

Третья инициатива: «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодёжи».

Прежде чем ребёнок переходит на новый уровень обучения в ВУЗы, он учится в школе и получает общее образование. В каком – то смысле школа для ребенка – это маленькая жизнь. В Семейском сельском округе 16 школ, из них лишь 2 полнокомплектные. Имеются населенные пункты, в которых школы отсутствуют, поэтому детей привозят в другие сёла. Не хватает учителей географии, истории, математики, английского языка. В Зыряновском районе на селе нехватка 30 учителей. Тогда как в Шемонаихинском районе основной проблемой является износ зданий школ. Из 23 школ — 11 со сроком эксплуатации свыше 30 лет, 15 школ (65,2%) малокомплектные, одна школа находится в приспособленном помещении. В данном районе наблюдается нехватка учителей, также как и в Бородулихинском. В Уланском районе зарегистрировано 121 вакантное рабочее место, из них половина – дефицит по педагогическим специальностям.

Нас накормят заграничные фермеры?

Представители ВК обкома посетили 9 районов области. Рассказывает Сергей Михеев:

— В Бородулихе, Первомайке, Шемонаихе устарели социальные учреждения, т.к. модернизация социальных объектов и инженерных сетей проходит недостаточно, или же проводится, но точечно, и в целом оказывает малое влияние на благоустройство. В поселке Первомайском царит полный разгром, преобладают заброшенные дома с пустыми глазницами, выкопаны трубы одной нитки поселкового водопровода и проданы. Прокуратура всё еще ищет виновников, но безуспешно. К этому делу подключили уже и КНБ, но даже чекисты не в силах найти виноватых. Фирма, которая выполняла работу, перестала существовать. Поселок живет с одной маленькой водопроводной веткой, малейшая авария, и жители останутся без воды. Около половины населенных пунктов не обеспечены питьевой водой, несмотря на миллиарды, которые уже затрачены на решение этой проблемы.

Главный критерий качества жизни населения – его численность. Население уезжает из районов. Даже в Курчумском, приграничном районе, площадью 23,2 тыс. км², осталось 24 тысячи человек. Необходимы безотлагательные меры для того, чтобы создать благоприятные условия для ведения бизнеса в первую очередь в приграничных районах, а таковых у нас 11. Прежде всего, уезжает молодежь, тем самым, мы ставим точку на развитии сельского хозяйства. Если в районах не будет населения, не будет молодёжи, производительность труда не поднимется, и не улучшатся показатели по сельскому хозяйству, кто будет нас кормить?! Ведь булки на деревьях не растут! Может быть, сегодня не все чиновники, несмотря на два, а то и три высших образования, об этом знают. Несмотря на заверения чиновников о том, что сейчас идёт эра высоких технологий, в том числе и в сельском хозяйстве, ни один робот не станет сам пасти овец, или пахать землю. К слову, в области, по сравнению с советским периодом, клин пахотных земель уменьшился в 2 раза.

Мы видим, что в районах отсутствует центральное водоснабжение, огромное количество ветхого жилья, на ремонт которого у сельчан просто не хватает средств, высокий уровень безработицы, нехватка кадров в сфере образования, ветеринарии и агрономии, просёлочные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии, низкие заработные платы. Если продолжать сравнение качества жизни, то в сёлах нестабильный Интернет или его полное отсутствие, а значит, и меньшие возможности получения информации, дистанционного образования. Всё это образует огромную пропасть между уровнем жизни городского и сельского населения.

Знает ли об этом правительство? Наверное, знает. И мы в очередной раз направим нашим министрам заявление о положении сельчан. Но вот услышат ли нас министры? Изменится ли к лучшему жизнь на селе? Или поля так и будут зарастать бурьяном, а в деревнях и аулах останутся одни старики? Кстати, у нас в области за последние годы исчезли с карты десятки сёл. Там просто никого не осталось! Или ни о чём беспокоиться не нужно, нас накормят заграничные фермеры? Вопросы, на которые пока нет ответа.



Подготовила Кристина Капрелян