Заметки старого болельщика

Газета "Flash!"

Ода футболу

Вот уже 48 лет прошло с тех пор, как автор данной заметки «болен» футболом. За это время во многом изменился мир, условия проживания, технический прогресс сделал такие шаги, о которых не смел фантазировать ни один Жюль Верн. Тем не менее, в этом стремительно меняющемся мире остаются островки вечности человеческих пристрастий, увлечений, основанных на принципе «не хлебом единым», в которые, помимо всего классического «хорошего, доброго, вечного», имея ввиду знания, культуру и искусство, входит и подвид общей культуры – спорт.

Футбол же – вершина спортивной архитектуры. Он сложен на диво разумно, пропорционально и гармонично. Если и есть в нём какие-то изъяны и приходит время что-то в нём изменить, освежить, то не забудем, что он простоял в своём первозданном виде полтора века. У нетерпеливых реформатов руки так и чешутся, а футбол не поддаётся, и они сердятся, корят его за консерватизм. А тем временем по всему свету в его честь сооружают стадионы, поражающие своими размерами и утончённостью конструкций. Он, старый футбол, в своих лучших образцах являет нам удивительную картину: оставаясь самим собой, год от года предстаёт в чуть ином облике, не повторяется и продолжает радовать и озадачивать небывалыми красотами и драматическими сценариями.

Не считал и никогда уже не сосчитаю, сколько матчей перевидал за 48 лет. Возможно, порядка двух-двух с половиной тысяч. Иные бесследно развеяны ветрами времени, а есть и устоявшиеся, их помнишь, словно они были сыграны раз и навсегда. Чуть проще с чемпионатами мира и Европы. Это концентрированные футбольные фестивали. Их не так уже и много выпадает за жизнь болельщика. Мне посчастливилось наблюдать уже 13 чемпионатов мира, начиная с 1970 года. За такой срок «погружения» в футбол естественным порядком вырабатываются собственные критерии оценок игры, её влияния на другие мировые и человеческие процессы. Конечно, отдадим отчёт в том, что данные заметки о состоявшемся футбольном мундиале в России принадлежат не профессиональному специалисту, но ведь это игра, которая изначально придумывалась как зрелище, в первую очередь.



Автор данной заметки не хочет становиться в позу всё видящего и всё понявшего, и не претендует на исключительность своего мнения. Однако, он не может и согласится с такими публикациями, которые сводят дело к частностям, к несущественным деталям. Давайте с этих позиций попробуем нарисовать собственную картину прошедшего футбольного чемпионата.

Игра: выводы, оценки

Уже многие авторы высказали свои суждения о российском чемпионате мира. Интересно, что в этих попытках мы можем без труда обнаружить противоречия не только в частностях, но и в принципиальных оценках: одни считают этот чемпионат в большой степени многозначительным, открывающим новые горизонты и перспективы для дальнейшей стратегии игры, другие отказывают ему в праве на какие-либо открытия. Автору это кажется объяснимым. Дело в том, что зачастую в прошлом общее мнение складывалось и быстро, и дружно. Прежние чемпионаты были как бы легче для восприятия. В 2014 году над всеми возвышалась сборная Германии, со своим безупречным прессингом и уходом в контратаки, в 2010 – Испания, с фантастическим показателем по владению мячом. Эти команды, победители чемпионата, сразу же принимались всеми за образец, их игру начинали изучать вдоль и поперёк, отыскивая в них черты прогресса футбола.

В России же картина оказалась посложнее: ни одну команду, в том числе и новых чемпионов мира, никак нельзя признать за эталон, по которому можно измерять все остальные. Впечатления за время последнего чемпионата дробились, как отражение солнца на речной глади. За малым исключением все матчи чемпионата выглядели не только вполне интересными и содержательными, но и своеобразными, потому что, едва ли не каждая команда, сумела предложить собственное истолкование главных идей современного футбола. И, этого наверняка стоило ожидать, учитывая, что мир вообще, и футбольный мир в частности, становится всё более тесным, осведомлённым, просвещённым и глобальным.

Среди специалистов и болельщиков-интеллектуалов, давно канули в прошлое споры об идеальных способах построения игроков на поле. А некоторые ещё помнят, какие страсти в своё время кипели над магическими цифрами, с помощью которых (как древние алхимики, мечтающие получить золото из простых материалов) надеялись получить «вечную и абсолютную» формулу футбольного счастья: 3+2+5, 4+2+4, 4+3+3 и т.д. Конец эры «алхимиков-конструктивистов от футбола» окончательно принесли «летучие голландцы» ещё в 1974 году. Казалось тогда, вот он, венец эволюции игры! Его Величество – тотальный универсализм игроков на поле. Тождество футбольного снаряда и брони, атаки и обороны. Минимум специализации на поле. Максимум универсализации. Каждый футболист должен уметь на поле если не всё, то почти всё. Под эту концепцию стала переосмысливаться не только вся футбольная стратегия игры, но, и что не менее важно, вся футбольная инфраструктура в мире, включая массовое строительство крытых тренажёрных залов и полей, мини-площадок в городах и т.д. А это уже глобальные изменения, повернуть вспять которые очень сложно. Футбол, образно говоря, встал на конвейер. Футбольные академии и школы-инкубаторы, которые плодятся в мире как грибы после дождя, стали поставлять в массовом порядке сотни и тысячи вполне физически крепких и мастеровитых игроков. Куда их девать? Так началось расширение мировой футбольной империи вширь и вглубь. За считанные десятилетия были по- настоящему освоены целые страны, и даже континенты. Еще в 70-80 годы прошлого века при встречах европейских лидеров и представителей «развивающегося футбольного мира», к числу которых относилось до 2/3 стран, культивировавших у себя футбол, бывали итоговые счета 9:0, 10:1, 7:0 и т.д… Такие результаты указывали на пропасть в качестве подготовки и игры между развитыми футбольными странами и футбольной провинцией. Теперь оглянитесь на результаты последнего чемпионата, где элитарные сборные, имеющие суммарную рыночную стоимость игроков в несколько сотен (!) миллионов евро (Испания, Бельгия, Португалия и т.д.) иногда еле спасались от напора бывших записных аутсайдеров (Австралия, Япония, Марокко и т.д.). И ведь этой тенденции уже за 30 лет! И она всё нарастает.

Однако вот парадокс! «Провинция» крепчает, однако, как дело доходит до решающего момента схватки за главный приз (а значит, и за большие деньги, славу и почёт, за «толстые» контракты с рекламными агентствами), то у представителей новой футбольной волны, как-то сразу начинают дрожать ноги перед маститыми. Как бы эти футбольные Азии и Африки не развивались, они дальше редкого попадания в 1/4 финала, то есть всего лишь в восьмёрку сильнейших, не проходят. Единственное исключение 2002 год: Турция -3 место, Юж. Корея — 4 место, но, то был «особый» чемпионат и арбитры на нём работали по — особенному. А так, на каждом чемпионате в призёрах «знакомые всё лица», то есть имена заслуженных футбольных стран. Но этот парадокс обсудим чуть позже, а пока всё-таки о самой игре, продемонстрированной в России.

Подтверждение тенденции

Первые зримые черты новых принципов в игре за главные футбольные трофеи проявились ещё во время чемпионата 2006 года в Германии. Главными его символами тогда стали Италия, Франция, и, в какой-то степени Аргентина. Вспомним основные детали того форума. Яркие, атакующие сборные, умеющие и настраивающие себя на ведение позиционных, затяжных атак (Германия и Бразилия) до главных призов чемпионата тогда так и не дотянулись. Их остановили отлично обученные манере стиля «тяжёлой, окопной войны», с резкими контратаками Франция и Италия. У тех и других была блестяще отточена маневренная оборона, с построением не менее 3-х линий игроков на своей половине поля. Но мало того, что эти линии были многочисленные, их обучили перемещаться по полю предельно плотным строем, с минимальным разрывом между линиями. При этом в первой линии к «неприятелю» находились самые быстрые и техничные игроки, которые при благополучном подборе мяча или его перехвате могли оторваться от преследователей, если нужно обыграть один в один или разыграть блиц-комбинацию в два-три паса. В такой тактике проявлялись повадки паука, который выстраивает эшелоны паутины и при неосторожном попадании в неё мгновенно вылетает на попавшую в неё жертву. Тактика игры «вторым номером» показала свою эффективность. Чтобы её преодолеть, сопернику нужны были не менее 3-4 игроков, с дриблингом не хуже чем у Роналдиньо и Марадоны, которые могли бы, действуя сообща в связке на одном участке поля, комбинируя между собою с точностью до сантиметра, всё же осуществить прорыв многослойной и манёвренной обороны. Но все понимали, что вряд ли кто способен одновременно иметь в команде такое количество мастеров атаки, потому как такие игроки штучные, редкостные даже в богатых на таланты футбольных державах. Конечно, такая тактика смотрится зачастую более блекло, чем залихватская тотальная штурмовщина чужих ворот. Тем не менее, она достаточно эффективна, а если её выполняют настоящие мастера игры от контратаки в связке, то и вполне эстетична. Поэтому следующее четырёхлетие у тренеров большинства сборных и клубов ушло на прочное освоение именно такой тактики. Но…

Случился испанский сбой. Именно после 2006 года в Испании подросло и «стало на крыло» уникальное созвездие молодых талантов – Чави, Иньеста, Сильва и другие. Они были обучены по «старинке», в лучших традициях латиноамериканской школы футбола. А это недостижимые возможности по контролю над мячом, который мог растягиваться на 30-40 передач без потери(!), создание исподволь численного большинства на узком участке обороны соперника. Это резкие проникающие пасы на устремляющегося в узкую щель обороны своего форварда. То есть новая поросль в испанской сборной была подготовлена именно к проведению затяжных, позиционных атак. Напомним, что тогда поднималась эпоха многослойной обороны вкупе со стремительной контратакой. Обученных талантов для игры на контратаках не было, с тренеров спрашивали за результаты клубов и сборной. Нельзя было раскидываться такими талантами, которые подобрались тогда в Испании, такое выпадает раз в полвека даже в этой благодатной для футбола стране! И тренеры тогда рискнули и поставили на «старую» тактику с новыми игроками. Эффект был потрясающий! Три главных трофея для сборных в 2008-12гг. (1 Кубок мира + 2 Кубка Европы)! Причём в своих главных победных финалах того времени были повержены главные законодатели футбольной контратакующей моды – Голландия, Германия, Италия! Весь болельщицкий мир тогда был в восторге от завораживающей испанской перепасовки!

Но футбольное счастье не бывает вечным – «пришли вчерашние дублёры» на смену стареющим звёздам Испании и «Барселоны» и Бог не помог и оставшимся звездам и дублёрам ушедших звёзд сыграть лучше. Фиаско случилось оглушительным – от 4:0 в финале Евро-2012, к 1:5 в группе на Кубке мира-2014.

Реванш контратаки над тотальным розыгрышем мяча получился на чемпионате -2014 в Бразилии, своеобразной Мекке именно романтического футбольного стиля, виртуозного контроля мяча, эстетического дриблинга. К убийственному результату Испания-Голландия (1:5), добавился просто катастрофический счёт 1:7 в матче Бразилия-Германия. Одна из южноамериканских газет вышла в свет с аршинным заголовком «Как нам теперь жить после этого?». И голландцы, и немцы тогда просто разорвали жидкую оборону латинских команд в быстрых, как ртуть, контратаках, в 2-3 паса.

Так вот, именно с 2014 года, после некоторой оттяжки по времени, новый оборонительно-контратакующий стиль окончательно был принят за основу для обретения главных призов мирового футбола. Этот стиль, естественно с поправками для каждой отдельной сборной, был основным и на российском чемпионате 2018 года. Именно в этом стиле наиболее успешные команды недавнего чемпионата добились своего успеха. Конечно, у каждой из таких команд как Франция, Хорватия, Бельгия были свои особенности в ведении игры и осуществлении своих командных замыслов, но стиль у всех был единым. Главным для призеров первенства планеты стали предельный прессинг соперника, причём, лучше на своей половине поля, на участке между своей штрафной и центральным кругом, с последующим предельно быстрым выходом в контратаку за счёт минимального количества пасов, предпочтительно продольных или диагональных. Вот так, скромненько и без особого шарма и блеска эти сборные заняли мировой футбольный пьедестал. Особенно парадоксальным футбол выглядел, когда оба соперника проводили одинаковую тактику, желая при этом расстаться с мячом(!), затем заманить соперника под любым предлогом на свою половину, здесь расставить ловушки для перехвата мяча, и, если это удавалось, лететь уже на всех парах к противоположным воротам. Если же осторожный соперник не шёл в ловушки и не спешил переходить на половину соперника, включался кратковременный прессинг в середине поля, очень редко — ближе к воротам соперника. Причём и в данном случае надежды строились на диагональные фланговые прострелы-навесы мяча, или на выполнение стандартных положений, которые сейчас доведены в хороших командах до высочайшего уровня.

Подводя итоги развития самой игры, вполне можно сказать, что совершенно нового, зрелищного и остро атакующего футбола этот чемпионат не принёс. Да, было много борьбы, очень интересное соперничество тренерских штабов, непредсказуемость результатов, сенсации в масштабах самого чемпионата – достижения сборной России, нехватка резервов у бразильцев, чтобы додавить прижавшуюся Бельгию, выдержку хорватов и т.д. (из глобальных сенсаций одна – вылет Германии ещё в группе). Но цельного образа героя чемпионата, будь — то сборная или отдельный игрок, которые бы прошли весь турнир ровно, мощно, красиво – не случилось. В целом же футбол показал, что в нём есть огромные резервы по дальнейшему развитию, как в тактике игры, так и по расширению пространства, где показывают достойный уровень. Главное, что волнует болельщиков, чтобы процесс глобализации футбола не нивелировал бы национальные школы и стили. К сожалению, очевидно, как всё ниже опускается в футбольной иерархии южноамериканский континент, а его гранды уже не могут оказать захватывающего соперничества Европе, гаснет конкуренция в стилях игры. Причём экспансия европейцев по ослаблению основного футбольного конкурента работает очень изощренно. С начала 80-х годов прошлого века начался повальный экспорт в Европу южноамериканских звёзд. Причём этот экспорт, как правило, носил однобокий характер. Прежде всего, аргентинцы и бразильцы обожают играть в атаке, так как являются самыми яркими дриблёрами в мире. Выглядело это во все времена очень красиво и притягательно. Нюанс в этом стал обнаруживаться позднее. Дело в том, что владельцы футбольных школ и клубов в Южной Америке быстро смекнули, какой «товар» с них просят в первую очередь и за очень большие деньги для южноамериканцев — именно талантливых нападающих. Так Европа постепенно стала диктовать условия по подготовке футбольных талантов с перекосом в пользу нападающих. В итоге, сборные Аргентины и Бразилии зачастую приезжают на чемпионаты с двойным запасом высоклассных форвардов и с более чем скромным потенциалом игроков в обороне или средней линии. Пример — Аргентина, с Месси и Агуэро, с сидящим в запасе Игуаином (!), и одновременно с выставленным из московского «Спартака» за профнепригодность основным центральным защитником Рохо(!). Итог выступлений такой не сбалансированной сборной для всех был очевиден и этот пример далеко не первый.

Ещё в более гнетущее положение поставлена Африка, с её несметными футбольными сокровищами. Чёрный континент продолжает быть поставщиком дешёвого человеческого материала в Европу. Посмотрите на цвет кожи игроков престижных призёров чемпионата – Франции, Бельгии, Англии. Половина, а то и по более из них, африканского происхождения. Национальные чемпионаты в Европе буквально зашкаливают от присутствия африканцев, но их сборные при этом остаются статистами на всемирных форумах.

Или вот ещё одно тревожное наблюдение. Сравните стаж игры коренных европейских звёзд футбола на высшем уровне и африканских, да и латиноамериканских звёзд. С одной стороны, европейские: Тотти, Адамс, Мальдини, дель Пьеро и многие другие (хотя бы российские – Игнашевич, Жирков и Самедов) вполне играют до 35-40 лет на приличном уровне. А теперь вспомним, какой короткий футбольный век оказался у их ровесников из Южной Америки и Африки. Почему так быстро, по сравнению с европейскими звёздами, сошли с большой сцены футбола Рональдиньо и Кака, Адриано и Робиньо, где сейчас прозябают в безвестности бывшие лучшие игроки сезона в российской премьер-лиге – Карвальо и Домингес? Об африканских звёздах, за редчайшими случаями, можно сказать ещё печальнее. Редко кто из них может прилично выступать, перевалив за 30 лет. В чём причина? Может в том, что они выросли, мягко говоря, в скромной, спартанской обстановке африканской или латиноамериканской действительности. А затем, попадая под чудовищные физические и психологические нагрузки в европейских клубах, которые выжимают все соки из игроков, проводящих за сезон до 100 матчей, они переносят их и с помощью медицинской поддержки, которая позволяет организму выдавать в течение определённого времени потрясающие физические результаты? Вот на этом чемпионате стала восходить новая афро-французская футбольная звезда – Килиана Мбапе. Ему всего 19 лет, а он уже почти повторил рекорд самого Пеле (в 1958 году Пеле стал чемпионом мира в 18 лет и забил тогда в 4-х проведённых матчах целых 6 мячей), став одним из самых юных футболистов, сумевших забить два мяча в одном матче на чемпионате мира! Но весь футбольный мир потряс не этот факт, а то, что он в своём звёздном матче с Аргентиной убежал в контратаку почти в полполя длиной, развив при этом среднюю скорость по одним сведениям в 38,3 км/ ч, по другим и вовсе 40 км/ч! И это в бутсах, а не в специально подогнанных индивидуальных кроссовках для бегунов-спринтеров, не на беговой дорожке стадиона со специальным покрытием, и после целого часа тяжёлой игры, не обладая при этом физическими и антропометрическими данными для развития такой скорости! Гениально! Величайший советский спринтер Валерий Борзов – автор единственных наших золотых медалей на Олимпиадах за все времена на 100 и 200 метров, в своих победных забегах на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года, показывая 10 секунд на «сотке», разгонялся при этом «лишь» до 36 км/ч. А тут, в 19 лет, в бутсах, после часа беготни по полю, взять, и пару раз в течение одной пятиминутки сделать два забега под 40км/ч!? Однако же!

Да, о футболе можно говорить бесконечно. Это целый мир, Вселенная! А в следующем номере мы поговорим о том, как футбол стал частью глобального капитализма и глобальной мировой политики.

(Продолжение следует)

Сергей Михеев