Всё движется, и всё развивается

Газета "Flash!"

— Наверное, этот вывод и является главным для всей марксистской философии, — говорит секретарь ВК областного комитета Коммунистической народной партии Казахстана Сергей Михеев. Мы беседуем с Сергеем Николаевичем и редактором Восточно-Казахстанской независимой газеты «Flash!» Денисом Данилевским после круглого стола, посвящённого 200-летию Карла Маркса, который состоялся в ВК обкоме КНПК.

— Марксу в этом году исполнилось 200 лет. Не считаете ли Вы, что марксизм уже устарел?

Сергей Михеев: — Теория Карла Маркса как никогда актуальна и современна именно сейчас. Мы все являемся свидетелями, как буквально каждый день нарастает глобальный кризис капитализма. Посмотрите, как разгораются торговые войны. США и Евросоюз, США и Китай устанавливают в отношении друг друга торговые барьеры, вводят пошлины, Россия, как периферийная капиталистическая страна, оказалась под режимом санкций. Рушится вся система мировой торговли, прежних, действовавших десятилетиями соглашений. Противоречия между ведущими центрами мирового капитализма нарастают. А именно Маркс ещё в XIX веке говорил о неизбежности нарастания кризиса капитализма по мере его развития, чем глобальнее будет становиться капитализм, тем глобальнее и острее будут кризисы. Две мировые войны – это следствие капиталистических кризисов. Развал Советского Союза позволил отсрочить очередной кризис, потому что открылись новые, огромные рынки сбыта и огромные территории для капиталистической экспансии – это бывшие союзные республики и страны соцлагеря. Капитализм стремительно стал развиваться вширь, но пределы этого роста уже исчерпаны, и этот кризис, пожалуй, станет самым острым, и разрешится через борьбу противоречий. Как конкретно он разрешится, сказать сложно. Для этого и нужно изучать и творчески развивать марксизм. Именно этим и занимаются в США, Европе, но, к сожалению, у нас считают так: если мы отказались от марксизма, то он нам и не нужен. И в Казахстане, и в России юбилей Маркса не стал поводом для серьёзного обсуждения состояния экономики, общества, имеющихся противоречий. Да, можно «отменить» Маркса волевым решением, предать его учение забвению. Но это не означает, что мир будет развиваться по-другому, не по тем законам развития, которые были открыты Марксом. С таким же успехом можно «отменить» восход и заход Солнца.

— А в чём главное значение теории Маркса, в чём её практическая польза для людей и для общества? Ведь обычному человеку трудно понять, как какая-то теория, разработанная 150 лет назад, может помочь человечеству в целом и конкретному человеку в частности.

— Денис Данилевский: — Сергей Николаевич сказал, что очередной кризис капитализма будет разрешён через борьбу противоречий. Так вот, это и есть главная составляющая марксизма. Маркс первым из философов заявил, что всё находится в движении и развитии, нет ничего застывшего раз и навсегда, и не может быть. Да, и до него философы размышляли об этом. Уже в древнегреческой философии говорили, что «всё течёт, всё меняется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Но только Маркс смог свести всё в единую стройную систему, показать законы развития, общие как для живой и неживой материи, так и для общества, это диалектический и исторический материализм.

— Если можно, более просто, чтобы всем было понятно.

— Диалектика – это наука о развитии. Самое главное – всё движется, и всё развивается. Уже одно понимание всеобщего развития поможет нам найти ответы на многие вопросы. Почему сейчас такая гражданская пассивность у людей? Народ не верит, что можно хотя бы что-то изменить. Люди приходят к нам в редакцию за помощью, ищут поддержки против чиновничьего произвола, против беспредела, и сами не верят, что этому можно противостоять. «А что толку? Ничего не будет и ничего не изменится», — таков настрой народа. А почему такой настрой? Да потому, что люди считают, что сложившееся положение – это навсегда, и так будет не только годами, не только десятилетиями, но и веками. Конечно, когда уже почти 30 лет в обществе ничего не меняется, поневоле придёт апатия. Но именно знания и помогают подняться над обыденностью и понять все происходящие процессы, увидеть историческую перспективу.

Марксизм помогает нам понять законы развития. И первый из них – это закон единства и борьбы противоположностей. Всё соткано из противоположностей, из противоречий, они существуют в единстве и постоянной борьбе. Через эту борьбу и идёт развитие. В нашей беседе мы будем говорить преимущественно об общественных противоположностях. Но любой человек, даже без особых знаний, может посмотреть вокруг, и за несколько секунд назвать десятки противоречий, как окружающих нас, в природе, в обществе, в отношениях между людьми, так и внутри нас самих.

Сергей Михеев: — Если говорить об общественных противоречиях, то наше современное общество, капиталистическое общество, буквально пронизано этими противоречиями. Причём, это противоречия антагонистические, т.е. непримиримые. Прежде всего, это противоречия между наёмным трудом и капиталом, между буржуазией и рабочим классом. Под рабочим классом, пролетариатом, можно понимать не только промышленных рабочих, которых сейчас не так много в силу развала несырьевой промышленности, но и всех, кто не имеет собственности на средства производства – крестьян, трудовую интеллигенцию, инженерно-технических работников. Именно частная собственность на средства производства и является главным источником непримиримых противоречий при капитализме. Когда в обществе сотни тысяч частных собственников, между ними также идёт яростная борьба за власть, ресурсы, за выгодные заказы, за землю, деньги и т.д. Воздух буквально пропитан этими мириадами частных интересов, которые пересекаются, сталкиваются, вступают в схватку, погибают, затем погибают те частные интересы, которые, вроде бы, оказались победителями… Даже в семье, между кровными родственниками может наступить непримиримая вражда, если начнётся делёжка и борьба за частную собственность. А разве может быть монолитной большая семья в виде государства, если она разъедается схваткой частных интересов? Да и наша самая большая семья, общечеловеческая, общепланетарная, вряд ли отличается единством, здесь уже схватка глобальных частных интересов. И разве может такое общество, пропитанное как борьбой между классами, между эксплуатируемыми и эксплуататорами, так и постоянной борьбой частных интересов, быть незыблемым на века? Застывшим до конца истории человечества?

Конечно, нет. Это общество обречено, и оно перестанет существовать, как только накопление противоречий достигнет критической черты. А это уже второй закон диалектики: переход количественных изменений в качественные. На лекциях по философии нам всегда в этом случае приводили пример закипания воды. Пока вода не достигла 100 градусов, она остаётся водой, при 100 градусах она закипает и переходит в состояние пара, в другое качество.

Денис Данилевский: — Хрестоматийный, но очень яркий и понятный пример. Также и в обществе, пока не «закипит», пока градус не поднимется, качественных изменений не будет. Ну, а после «кипения» перемены пойдут просто стремительно. И здесь вступает в силу третий закон диалектики – «отрицания- отрицания». Отрицая прежнее состояние, идёт процесс перехода на более высокую ступень. Но и эта ступень в будущем будет подвергнута отрицанию, чтобы перейти на следующую ступень. К примеру, общество отвергло коллективизм. На Западе индивидуализм преобладает уже веками. Мы же отвергли коллективистский уклад жизни с развалом Советского Союза. Сейчас прекрасно видно, что индивидуализм дошёл уже до такой степени, что скоро он отвергнет сам себя. С развитием Интернета, современных средств коммуникаций человек может годами не выходить из своей квартиры. Он может работать удаленно, получать зарплату на карточку, оплачивать услуги и покупки не выходя из дома, заказывать дистанционно продукты, еду, вызвать работника, который будет выносить мусор. Сейчас даже плотские потребности можно удовлетворять с куклой или секс-роботом. Индивидуализм дошёл до такой степени, что сейчас уже не вызывает удивления желание человека изменить пол. Или самому прекратить свой жизненный путь, подвергнувшись эвтаназии. Считают, что это высшая ступень свободы – самому прекратить жизнь. В итоге на первое место выходит лозунг «Я хочу!», вместо — «Я обязан!». Сейчас ведь как обычно говорят? «Я никому ничего не должен!». А это тупиковый путь, если каждый будет сам по себе. Так далеко можно зайти. Ведь уже появляются мнения, оправдывающие педофилов. Дескать, а что сделаешь, если он хочет?! Может быть, это не преступление, а болезнь? Я думаю, что опускаясь всё больше и больше в дерьмо индивидуализма, мы подойдем к его отрицанию, и, как за спасительную соломинку, ухватимся за коллективизм, в мире снова возобладают коллективистские ценности.

Сергей Михеев: — Как раз капитализм – это и есть строй, в котором индивидуализм основан на частной собственности. Я бы хотел напомнить ещё об одном величайшем открытии Маркса – он показал механизм капиталистической эксплуатации. Через прибавочную стоимость, и превращение рабочей силы в товар. «Капитал» — это величайшая книга всех времен и народов. Читайте «Капитал» и вы поймете многое из того, что происходит сейчас, на наших глазах и в наше время.

Денис Данилевский: — Кстати, посмотрев сайт одного из электронных книжных магазинов, я с удивлением обнаружил, что «Капитал» обозначен в числе лидеров продаж, несмотря на довольно высокую стоимость трехтомника. Значит, люди, всё-таки, пытаются разобраться и стремятся понять мир.

Сергей Михеев: — Что может быть увлекательнее и интереснее, чем попытаться понять мир? Марксизм даёт возможность увидеть стройную и понятную картину развития, всё становится на свои места, и словно пелена спадает с глаз. Наверное, поэтому сейчас марксизм и подвергнут забвению. Зачем пропагандировать научную систему, которая помогает создать целостную картину мира, понимать общественные явления? Это не нужно. Сегодня этими знаниями обладают лишь те, кто управляет людьми, и те, кто им в этом помогает. Для основной массы вообще никакие знания не нужны, кроме чисто прикладных. Они должны подчиняться, и без особых раздумий выполнять то, что им говорят. Сейчас человек живёт в мире событий и фактов. Сидя в социальных сетях, он видит бесконечную ленту новостей, сенсаций, происшествий, картинок, фейков, видео. Всё это мелькает перед глазами, без всякого осмысления. Сейчас клиповое, фрагментарное сознание, каша в голове. Марксизм помогает разобраться в этом калейдоскопе, но это не нужно тем, кто верховодит. Ведь в чём принцип исторического подхода? В том, что нужно разобраться, откуда взялось то или иное явление, какой путь становления оно прошло, чем оно стало в настоящий момент, и что его ждёт в будущем. А если вырвать любое историческое событие из этой цепочки, и рассматривать изолированно, никогда не разберешься и не поймёшь. Но у нас у людей отбивают охоту и к размышлениям, и к чтению. Сейчас ведь даже журналистам дают установку – писать небольшие тексты, а то народ не любит читать длинные, не будут покупать газету. Вот так! Тем не менее, поскольку мы всё рассматриваем в развитии, этот этап, конечно, временный. По масштабам человеческой жизни он может быть продолжительным, но это лишь этап. Движение дальше всё равно будет. А ведь марксизм прекрасен ещё и тем, что он показал будущее человечества.

— Вы имеете в виду коммунизм? Сейчас точно многие улыбнутся или засмеются.

Сергей Михеев: — Смеялись 30 лет назад, когда коммунизм стал ругательным словом, и когда многие деятели говорили, что с коммунизмом покончено навсегда. Это, кстати, свидетельствует об их уровне образования. Как можно покончить с тем, чего ещё не было? Как можно покончить с теорией? Под коммунизмом они подразумевали те общественные отношения, которые сложились в Советском Союзе и других социалистических странах, но ведь это не коммунизм. Маркс показал неизбежность гибели капитализма. Путь к своей гибели капитализм делает сразу после превращения рабочей силы в товар, и образования класса наёмных работников – пролетариата. Этот класс, как класс-антагонист буржуазии, и похоронит капитализм. А путь к коммунизму лежит через уничтожение частной собственности. После Октябрьской революции частная собственность была упразднена. Но для наступления коммунистических общественных отношений частная собственность должна отмереть, а это гораздо более длительный процесс, чем упразднить частную собственность.

— А что такое коммунизм? Когда все люди – братья? Так вроде бы и у французской революции был лозунг «Свобода! Равенство! Братство!»?

Денис Данилевский: — Самое изумительное определение коммунизма я прочитал у российского философа Сергея Кара-Мурзы: «Коммунизм – это уменьшение страданий». Лучше не скажешь! И я пожалел, что когда мы учились в институтах, не было такого определения коммунизма. В учебниках было длинное и нудное определение, которое не вызывало никакого интереса, тем более, высокого романтического чувства. Кара-Мурза пишет, что капитализм – это увеличение наслаждений. Действительно, если у тебя есть деньги, то можно купить всё, даже плотскую любовь. Но достаточно ли этого для счастья? Нужно понять, что капитализм даёт всё, что можно купить за деньги. А социализм и коммунизм дают человеку то, что ни за какие деньги не купишь. Ведь нельзя прийти в магазин и купить уверенность в будущем. И ни в одном супермаркете вы не приобретете человеческое отношение. И в самом крутом гипермаркете не продают добро, ни оптом, ни в розницу.

Уменьшить человеческие страдания – разве может быть более благородная цель? Страдания, конечно, будут, без страданий не существует человек. Но пусть останутся лишь страдания от неразделённой любви, или страдания в виде творческих мучений, поиска решения сложной задачи, например, победить неизлечимые болезни. Только такие страдания, но не мучения от боли, потому что нет денег на покупку лекарств! Не страдания от безработицы, или от самодурства и беспредела чиновников, правоохранителей или «крутого» хозяина, считающего всех остальных быдлом. Не должно быть страданий от отсутствия крыши над головой, или невозможности получить образование и реализовать свою мечту, свой творческий потенциал. Не должно быть страданий от того, что тебе суждено всю жизнь быть «маленьким человеком», лишь потому, что ты родился в бедной семье. Не должно быть страданий и физических мучений от того, что ты уже пожилой человек, но вынужден стиснув зубы и падая от усталости работать в металлургическом цехе, потому что антинародная власть повысила пенсионный возраст. Не должно быть страданий от войн, террористических актов, насильственной смерти, разгула преступности. Посмотрите вокруг, сколько страданий! Подумайте о том, что мир может быть совсем другим – чистым, светлым, добрым, и почти без человеческих страданий. К этому нужно стремиться.

— И что, разве только коммунизм способен уменьшить человеческие страдания?

— Человеческих страданий практически не будет, когда люди станут сознательно организовывать и планировать общественную совместную жизнь. Маркс показывает нам и необходимые условия для этого.

— Какие же это условия?

— Маркс говорит о том, что коммунизм – это не какое-то застывшее состояние общества, не какое-то идеальное будущее, это, в соответствии с диалектикой – движение общества. Прежде всего – к преодолению отчуждения человека и к уничтожению частной собственности, как главного источника противоречий, и главного источника страданий.

— Это как: снова всё взять и поделить?

Сергей Михеев: — Уничтожение частной собственности в понимании Маркса, это, конечно, не передел собственности насильственным путём. Сейчас многие скажут – ну, вот, опять революция, опять национализация. Может быть, состоится и вторая социалистическая революция, где, в каком уголке мира, мы можем только предполагать. Но это будет лишь этап в уничтожении частной собственности. Она должна уничтожить сама себя. И это уже происходит. Ведь в рамках крупных корпораций частная собственность уже превращается, по сути, в одну из форм общественной собственности. Владельцами могут быть тысячи акционеров, а это уже не в чистом виде частная собственность. Недаром Ленин говорил, что при государственно-монополистическом капитализме обобществление достигает такой степени, что это уже последняя ступенька перед социализмом. Итак, уничтожение частной собственности – это естественный процесс, неизбежный, в противном случае человечество просто погибнет в пучине противоречий, в пучине глобальной схватки за уже гигантские частные интересы.

И человек не может стать в полной мере человеком в высшем смысле, пока не будет преодолено его отчуждение. Человек отчуждён от результатов труда, от процесса управления, в конце концов, человек отчуждён от человека! Если мы идём в суд, и соседи по дачным участкам через суд определяют – как им проходить по дорожке, или на сколько сантиметров передвинуть забор, или когда родные люди насмерть бьются за 1/8 долю в квартире по наследству – это разве не отчуждение человека от человека? Нам ещё очень долго идти к настоящим человеческим отношениям. Был прекрасный опыт построения таких отношений в Советском Союзе, но, этот опыт уже в прошлом.

Денис Данилевский: — Немногие знают, что Маркс говорил нам и о том, что будет после коммунизма.

— Как это? Ведь коммунизм – это, вроде бы, высшая фаза развития человечества?

— К сожалению, и в советское время не было уделено внимания такому произведению Маркса, как «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Так вот, там Маркс, которому, кстати, было всего 25 лет, заглядывает в такое далёкое будущее, что дух захватывает, и его гениальность вызывает ещё большее восхищение. Маркс делит историю на три эпохи: Предыстория (или Царство естественной необходимости), Эпоха коммунизма (или Царство осознанной необходимости), Эпоха гуманизма (или Царство свободы). Так что мы с вами живём пока ещё в Предыстории. В самом деле, ведь пока человек несётся в потоке событий, как щепка, его крутит в водоворотах, отшвыривает ближе к берегу, снова относит к центру течения, и человек ничего не может поделать. А сегодня мы вообще живём сегодняшним днём, и не знаем, что будет завтра. Кто может сказать, что будет происходить в Казахстане через год? А через пять лет? А что будет в мире? История начнётся тогда, когда человечество будет осознанно планировать свою жизнь и выполнять эти планы, совместно, в масштабах всей планеты. Мы не знаем, когда это станет реальностью, но это произойдёт не в один миг, к такому состоянию люди будут идти постепенно, но неуклонно.

— Да, может быть, так и будет, но сегодня такие высокие материи мало кого волнуют.

Сергей Михеев: — В том и замысел тех, кто реально управляет миром, чтобы погрузить человека в пучину мелких и крупных проблем, чтобы он потонул в них. Сравнение со щепкой в бурном течении очень хорошее. Когда тонешь, то некогда оглядываться и задумываться. Но всё это временно. Закон самосохранения, закон перехода количественных изменений в качественные заставит народ «включить мозги». Да, пока, к сожалению, наверное, не ошибусь, если скажу, что газета «Flash!» — единственная среди и республиканских, и региональных изданий Казахстана, поднявшая такую серьёзную тему, как 200-летие Карла Маркса и творческого наследия великого мыслителя. И наш круглый стол в обкоме – одно из немногих мероприятий по этому поводу. Меня радует, что разговор состоялся серьёзный и увлечённый. Настанет время, и я думаю, что оно не так далеко от нас, когда Маркса будут не только изучать, но и применять марксизм для обновления общества.

Денис Данилевский: — Сергей, я ещё раз напомню, что «Капитал» Карла Маркса в числе лидеров продаж, несмотря на довольно высокую стоимость.

Сергей Михеев: — Это не может не радовать. Всё движется, всё развивается, и в любое, самое беспросветное время, прорастают ростки будущего. Несмотря на временные зигзаги и отступления, мы будем двигаться только вперёд.



Беседа подготовлена Агентством «Восточный экспресс»