В год 100-летия комсомола Усть-Каменогорск останется без улицы Комсомольской.

Газета "Flash!"

На состоявшихся 10 июля публичных слушаниях по переименованиям ряда улиц города решено назвать её улицей Жастар. А ведь ветераны комсомола города даже создали оргкомитет по празднованию 100-летнего юбилея коммунистического союза молодёжи, который состоится 29 октября.



А вообще, конечно, все эти переименования неизбежны. Особенно тех названий, которые связаны с советским периодом истории. Похоже, что в Казахстане набирает ход вычеркивание всего, что связано с советским периодом истории. Этот процесс идёт неспешно, постепенно, но неуклонно. Только этим можно объяснить, например, переименование улицы Питерских Коммунаров в улицу им. Льва Толстого. Вроде бы и дань уважения классику русской литературы отдана, и в то же время вычеркнута важнейшая страница истории края. При этом депутаты даже большинством голосов отклонили предложение о переименовании этой улицы в имени Даулетбай батыра.



Прояснилась и судьба памятника Кирову. В связи с переименованием парка «Жастар» в парк имени Касыма Кайсенова, памятник Сергею Мироновичу будет демонтирован. Об этом мы писали ещё в марте («Зачем переносить памятник Кирову?», №5 (370), 01.03. 2018 г.). Памятник, вероятнее всего, будет перенесен на аллею советских монументов в Левобережном парке, а на его место поставят или бюст Касыма Кайсенова, который сейчас находится на пересечении проспекта Победы и ул. К. Кайсенова, или новый монумент Герою Великой Отечественной войны.

Обычно, когда переименовывают улицы, названные в честь деятелей советской эпохи, то выдвигают такой аргумент: «Он, она, они никак не связаны с историей Восточного Казахстана». Так, к примеру, говорили, когда переименовывали проспект Карла Маркса. Но и Киров, и питерские коммунары – это наша история! Ведь рабочие Обуховского и Семенниковского заводов Петрограда приехали в наш край в мае 1918 года, чтобы образовать здесь коммуну земледельцев-хлеборобов. Они обосновались на берегу Бухтармы, в палатках, успели провести посевные работы. Но коммуна просуществовала недолго. Уже летом положение в крае контролировали белогвардейцы и белоказаки. Часть коммунаров повезли в Усть-Каменогорск, и по дороге расстреляли, часть укрылась в окрестных сёлах. 28 коммунаров были расстреляны. Так трагически и героически завершился жизненный путь петроградских рабочих, строителей нового мира. В память об их подвиге и была названа улица в Усть-Каменогорске. Об этих событиях написала поэму «Первороссийск» знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Так зачем же переименовывать улицу?



Наверное, затем, что сегодня власти и правящему классу буржуазии не нужны даже упоминания о коммунистах, коммунарах, и обо всём, что связано с историей построения общества социальной справедливости. Ведь молодёжь может спросить – а кто такие коммунары, и что такое коммуна? Или – что такое комсомол? А такие вопросы нынешним хозяевам жизни не нужны. Потому что сейчас утвердился капитализм, общественно-политический строй, прямо противоположный тому, за который боролись коммунары и коммунисты, строй, основанный на господстве частной собственности на средства производства и на эксплуатации наёмного труда. Поэтому постепенно и стирается всё, что связано с Октябрьской социалистической революцией и эпохой строительства социализма. Ещё раньше исчезли памятник Ленину, улица Ушанова, проспект Ленина, набережная Красных горных орлов (так назывался партизанский отряд, сражавшийся с белогвардейцами и белоказаками).



Да, и в новых названиях есть упоминания о деятелях советской эпохи. Но они представлены лишь как земляки. Вместо Набережной Красных орлов теперь улица Протозанова, есть Набережная Иртыша имени Славского. В новом районе города появится улица писателя Анатолия Иванова. Есть проспект Сатпаева. Десоветизация у нас не оголтелая, не такая, как на Украине, даже дают улицам имена советских деятелей, но «своих», земляков. И без упора на советскую основу их творчества. Ведь наш земляк, писатель Анатолий Иванов, чьё имя теперь будет носить одна из новых улиц, до конца своих дней защищал социализм и Советский Союз. Будучи редактором журнала «Молодая гвардия», он в период перестройки вёл решительный бой с т.н. «либеральной интеллигенцией», поносившей грязью свою Родину, и строй, благодаря которому они смогли стать учёными, артистами, писателями. А его главные книги «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» — это эпические повествования о трудной, но героической и возвышенной советской эпохе. Но вряд ли сегодня об этом будут рассказывать молодёжи. Сегодня Иванов – знаменитый земляк, воспевавший наш край, и всё. Даже при переименовании улиц предпочтение отдают не деятелям советской эпохи, даже местным. Так, при переименовании улицы Ворошилова депутаты отвергли предложение дать ей имя Жакии Чайжунусова, знаменитого педагога, директора Кокпектинского детского дома, которого называли «казахским Макаренко». И выбрали другое предложение – присвоить имя Шакарима Кудайбердиева, который погиб от репрессий. Должна быть в городе и улица Шакарима, но зачем противопоставлять эту личность и Жакию Чайжунусова? Какой критерий – кто более достоин?

Между тем, несмотря на вычёркивание советской истории, неоспорим один факт: город и по сей день живёт за счёт того экономического потенциала, который был создан в советское время. Три мощнейших металлургических предприятия, три ГЭС на Иртыше, две ТЭЦ, инженерная и социальная инфраструктура, жилые дома позволяют жить не только областному центру, но и тем районам, которые существуют за счёт дотаций из областного бюджета, а также перечислять немалые суммы налогов в республиканский бюджет. Много ли предприятий было построено за 27 лет рыночной экономики? Пожалуй, можно назвать лишь 2 крупных предприятия: медный завод «Казцинка» и автосборочный завод «Азия Авто». А то количество социальных объектов и жилых домов, которые возведены в городе за последние четверть века, раньше строили за 1-2 года. Может и поэтому взята линия на десоветизацию, что экономические показатели пока явно не в пользу нового строя. Разве что по разрушению заводов и фабрик рыночная экономика явно впереди. Кстати, на Украине после переворота 2014 года прошла полная, повальная десоветизация. Переименованы все улицы и населённые пункты, снесены памятники, даже законодательно советская символика запрещена. Но почему- то жить лучше от этого народ не стал.

А вообще интересный порядок сейчас установлен по переименованиям. 2-3 человека могут написать обращение, и в итоге переименовать улицу, на которой проживают тысячи людей. Мнение жителей этих улиц никто не спрашивает. Да, говорят, что был проведён опрос. Но почему-то не выносят на широкий обзор результаты этих опросов. Сколько человек было опрошено, кто их опрашивал и как, подтверждено ли мнение жителей документально? По действующим правилам такой опрос и не нужен. Всё решается на публичных слушаниях. Но участники слушаний могут лишь высказать своё мнение, а голосовать за или против переименования не имеют права. Даже если на слушания соберётся тысяча человек, голосуют лишь депутаты. В данном случае, 25 депутатов Усть-Каменогорского городского маслихата. Таков порядок. В итоге решение за тысячи жителей города принимают несколько человек, подавших обращение о переименовании, и 25 депутатов. Немного демократичнее процедура в сельской местности и малых городах. Там решение принимается на собрании местного сообщества. Именно поэтому, например, в Зыряновске жители проголосовали против переименования улиц Советской и Коммунистической. Но недавно Общественный совет Зыряновска, возглавляемый бывшим заместителем акима района Эллой Гейгер, предложил переименовать «идеологически устаревшие названия улиц». Общественники пошли дальше, выразив инициативу переименовать и сам город: из Зыряновска – в Алтай.

Если уж говорить об идеологии названий, то давайте исходить из нынешней идеологии. Какое у нас сейчас общество? Правильно – потребительское. Идеология обогащения, безудержного потребления, наслаждений, «непыльной работы» и лёгкой жизни овладела всеми, не только чиновниками и новой буржуазией. Разве не об этом же мечтает и «простой народ»? Об этом же, да возможностей нет для обогащения. Так и давайте будем называть улицы, исходя из новой идеологии. Например, улица Плазменного Телевизора. Или Подержанной Иномарки. А уж улица имени Смартфона, Планшета, Айфона, Айпада вообще будет принята на «ура». Эти гаджеты уже стали членами каждой семьи. Обязательно должна быть улица Колбасы. Ведь ради колбасы старшее поколение предало свою Родину, и отказалось от того общественного строя, в котором они жили. Непременно нужна улица Джинсов, о них тоже мечтали те, кому сейчас старше 50. Улица Растворимого Кофе. Или улица Пиццы. А скольким улицам можно дать названия марок любимых автомобилей! Улица Тойоты, Хюндая, Форда, Фольксвагена, Мазды, Лады, Киа, Субару и т.д. И никаких споров до хрипоты, никаких обвинений и оскорблений. Улица Секса тоже имеет право на существование. Ведь в Советском Союзе секса не было, а сейчас его вдоволь, можно и за деньги купить. А еще улица Пофигизма, Равнодушия, Лени, Безграмотности, Беспредела, Крутых Агашек, Безответственных Чиновников. Вариантов много. И это будут названия, которые примут все, потому что они станут точно отражать наше время.



Денис Данилевский