Когда же монополисты станут прибыльными?

Газета "Flash!"

Интересное это занятие – читать отчёты о деятельности наших монополистов коммунальных услуг. Читаешь – и диву даёшься. И самый главный вопрос – а как же они вообще могут предоставлять нам электричество, тепло, воду, если предприятия эти сплошь в убытках?!.

Возьмём, к примеру, Усть-Каменогорскую ТЭЦ – крупнейшего производителя тепловой энергии в регионе. Так вот, в 2017 году доход от реализации тепловой энергии составил 5 млрд. 701 млн. тенге, а затраты – 6 млрд. 088 млн. тенге. Итого убыток – 387 млн. тенге. Почему же затраты превзошли доходы? Об этом задумается любой хозяйственник. Тем более, что в 2017 году УК ТЭЦ обрела нового владельца, американская корпорация AES перед уходом из ВКО продала станцию компании «Казахстанские коммунальные системы», хозяином которой является известный бизнесмен Динмухаммед Идрисов. Но и смена владельца, приход отечественного крупного бизнеса ничего не изменил. Опять показаны убытки. Кстати, убытки только возросли. По итогам 2016 года сумма убытка составила 85 млн. тенге, а в прошлом году уже чуть ли не в 5 раз больше. При этом нынешняя зима была совсем не холодной, значит, того же угля израсходовано меньше. Получается, что новый собственник хозяйствует хуже, чем американцы? Что нужно делать? Сокращать затраты, снижать потери, применять новые технологии, повышать производительность труда? Может быть, все средства были вложены в модернизацию производства? Но инвестиционная программа в прошлом году составила 1 млрд. 142,5 млн. тенге и выполнена в полном объёме. В 2018 году инвестиционная программа составляет 1 млрд. 166 млн. тенге, на текущие ремонты предусмотрено 490 млн. тенге. При этом УК ТЭЦ не исключает повышение тарифа на тепло и горячую воду, «в случае повышения стоимости стратегических товаров». Стратегический товар – это уголь. Тот самый уголь с месторождения Каражыра, который в Павлодаре почему-то выделяет сероводород, а у нас совершенно чист. Но сегодня мы говорим не о воздействии этого угля на экологию. Мы говорим о его цене. Так вот, даже летом, когда вроде бы и ажиотажа нет, уголь в розничной продаже для бытовых потребителей подорожал на 550 тенге за тонну. И сегодня для населения тонна стоит 8600 тенге. Не исключено, что к осени подорожает и для тепловых станций и котельных, а там жди и роста тарифов на тепло и горячую воду. Причём сейчас в таком случае монополисты просто подают заявку в департамент по регулированию естественных монополий, и могут объявлять о росте цен на свои услуги хоть ежемесячно, было бы обоснование в виде повышения цены на уголь, или на железнодорожные перевозки, или на горюче-смазочные материалы, или изменение курса тенге к доллару.

Убыточно сработала в прошлом году и вторая ТЭЦ в областном центре – Согринская, также приобретенная у американцев весной 2017 года компанией ККС. Доход от тепловой энергии составил 956 млн. 082 тыс. тенге, расходы – 969 млн. 733 тыс. тенге, убыток – 13 млн. 651 тыс. тенге. При этом и доходы, и расходы не достигли плановых показателей в связи с уменьшением объёмов потребления. Инвестиционная программа в 2018 г. составляет 150 млн. 123 тыс. тенге. В 2017 году фактически составила – 146 млн. 706 тыс. тенге. Убыток у Согринской ТЭЦ был и в 2016 году в сумме 51,5 млн. тенге.

Ещё один крупнейший монополист в сфере теплоснабжения областного центра – УК тепловые сети — показал небольшую прибыль по итогам года – 22,4 млн. тенге. Возможно, положительный результат получился за счёт существенной поддержки государства. Так, по программе «Нурлы жер» на ремонты и строительство новых сетей было получено более 1 млрд. 100 млн. тенге. На эти средства была реконструирована насосная станция на ул. Лениногорской, проложены сети в 19 микрорайон и в поселок Ульбинский. Но эти деньги нужно будет возвращать, и способ возврата только один – через тарифы. Также как и кредит Европейского банка реконструкции и развития, по которому УК ТС начнут работать в этом году. Обращает внимание, что 8% собственной инвестиционной программы, составляющей 853,7 млн. тенге, направлено на выполнение антитеррористических мероприятий (более 70 млн.). На 2018 г. запланирована инвестиционная программа в размере 1 млрд. 136 млн. тенге.

По теплу и горячей воде в городах области наблюдается снижение объёма оказываемых услуг. Это связано с тем, что потребители устанавливают счётчики, как индивидуальные, так и общедомовые. Влияют на экономику и довольно тёплые зимы. Так, в Усть-Каменогорске реализовано на 1,3% меньше тепловой энергии, чем предусмотрено в тарифной смете. А вот на АО «Риддер ТЭЦ» тепла произведено на 4,36% меньше плана. При этом прибыль от производства тепловой энергии в Риддере снизилась аж на 52%, а от передачи тепловой энергии – более чем на 20%. Выручает производство электроэнергии, за счёт этого «Риддер ТЭЦ» в целом оказалась с прибылью.

Убыточными являются и монополисты, обслуживающие небольшие населённые пункты. Так, подразделение Зыряновского многоотраслевого эксплуатационного предприятия, снабжающее теплом, горячей водой г. Серебрянск и пос. Новая Бухтарма, показало убыток в 28,5 млн. тенге. Правда, по холодной воде и канализации есть прибыль в 14,8 млн. тенге. И здесь наблюдается снижение объёма услуг. По теплу на 5%, а по холодной воде – на 2,6 % из-за установки счётчиков.

Итак, мы видим, что установка счётчиков идёт довольно активно, и начинает уже существенно влиять на объёмы услуг. Цифры – от 1 до 5% снижения в год. Что из этого следует? Пока установка счётчиков очень выгодна потребителям, разница между оплатой по счётчику и по норме потребления очень существенная. Но как только число счётчиков превысит уровень, который приведет хотя бы к 20-30% снижения потребления, тарифы могут значительно вырасти. Ведь как-то нужно будет монополистам компенсировать свои потери! И тогда получится, что потребители будут вынуждены всячески экономить холодную, горячую воду, уменьшать напор при сливе в канализацию, а монополисты при снижении объёмов производства станут получать больше доходов! Те, кому довелось побывать в Европе, с удивлением смотрели, как там моют посуду при закрытом сливе с раковины. На вопрос – а почему вы воду не сливаете? – европейцы отвечают: этой водой мы полы можем помыть. Такая реальность в будущем, причём, не самом отдалённом, наступит и у нас.

В убытках у нас и электроэнергетики. Так, согласно отчету ВК РЭК, монополиста, занимающегося передачей и распределением электроэнергии, за 2017 год убыток составил 134,2 млн. тенге. При общем доходе 12,8 млрд. тенге. Из них 3,5 млрд. пошло на выполнение инвестиционной программы. В 2016 году убытки были вообще колоссальными – 1 млрд. 061 млн. 228 тыс. тенге! Тем не менее, в июле прошлого года такое убыточное предприятие было успешно продано в частную собственность. Начальная стоимость была объявлена бывшим хозяином – «Самрук – Энерго» в 9,5 млрд. тенге. Окончательная цена продажи не сообщается. Судя по заявлению организатора торгов, что начальная цена была превышена в среднем на 10%, значит, стороны сошлись на цифре, чуть превышающей 10 млрд. Имя нового собственника долго не разглашалось, но сейчас на сайте АО ВК РЭК сообщается, что акционером предприятия является ТОО «Восточно-Казахстанская энергетическая компания». Образовано это ТОО в 2014 году, в базе числится как малое предприятие, но уже через три года смогло приобрести электрические сети ВКО за более чем 10 млрд. тенге.

По итогам 2017 года прибыль предприятия «Оскемен Водоканал» от регулируемой деятельности (водоснабжение и водоотведение) составила 401 млн. тенге. Но при этом в официальном отчете указано, что «по причине снижения объемов реализации регулируемых услуг сумма недополученного дохода предприятия от основной деятельности составила 426 млн. тг». Причем, снижение объёмов наблюдается, несмотря на увеличение числа потребителей. Счетчики холодной воды потребители устанавливают довольно активно: из 119 474 потребителей индивидуальные счётчики установили 74 560 (62,4%). И вот результат – сумма недополученного дохода больше суммы годовой прибыли. Можно прогнозировать, что с 2020 года, когда закончится срок действия предельных тарифов, произойдёт резкий скачок стоимости воды и канализации, впрочем, как и всех остальных коммунальных услуг. Ведь к тому времени станет действовать новый порядок формирования тарифов, когда в цену услуги будет заложена и прибыль. Это будет т.н. стимулирующий метод, который придет на смену нынешнему — затратному. А что, и кого он будет «стимулировать»? Ведь уже сейчас говорят о 20-30% повышении на коммунальные услуги после перехода на такой метод. Хороший «стимул», однако.

Итак, в очередной раз мы приходим к выводу, что монополисты коммунальных услуг работают с хроническими убытками. Ежегодно практически все декларируют убытки, иногда эти цифры просто поражают, зашкаливают за миллиард тенге. При этом они продолжают работать, годами, десятилетиями работают с убытками, но не разоряются, не становятся банкротами! И такие, якобы убыточные предприятия охотно покупают в частную собственность! ВК РЭК купили, несмотря на убыток более чем в миллиард тенге! Купили более чем за 10 миллиардов, в американских долларах это более 30 миллионов. Неужели бизнесмены совсем перестали «с головой дружить»? Или настолько разбогатели, что просто сорят деньгами? С головой-то, как раз они дружат, и деньги считают. И, наверное, уже просчитали свою прибыль после введения т.н. «стимулирующего» метода формирования тарифа.

Есть ещё одна загадка – тарифы растут каждый год, а то и несколько раз в год, а сети, оборудование, механизмы продолжают оставаться до предела изношенными, потери практически не снижаются. Так, когда же наши монополисты станут прибыльными? Или они уже давно прибыльные?



Денис Данилевский