Портрет идеального чиновника

«Он умывает свои чистые руки только в краденой воде».
Сергей Мырдин
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении слова «коррупция»? Мне на память сразу приходит сцена из гоголевского «Ревизора», где главный герой, не собираясь врать, от страха, непроизвольно оправдываясь, впадает в воодушевленную и вовлеченную ложь. Чем больше он врёт, тем больше ему верят. В такой захватывающей схватке мнимый ревизор оказывается на высоте, сам того не ожидая. И вот городские тузы один за другим спешат выразить герою своё почтение, и он, впадая в экстаз лжи, берёт у них взаймы, то есть взятки, как бы сам того не понимая.
За последние 27 лет в Казахстане коррупция стала притчей в народе. Все о ней слышали, многие о ней говорят, а кое-кто её даже видел.
Думаю, что не открою Америки, если скажу, что коррупция по возрасту сопоставима с обществом. Во все времена была своеобразная коррупция, просто изначально говорить о ней не было возможности, ведь еще и письма то не было. У коррупции, несомненно, были и другие названия. Даже Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» поселил тогдашних коррупционеров – мздоимцев на восьмом, предпоследнем, кругу ада. Исходя из истории и возраста коррупции, можно сделать вывод, что коррупцию нельзя истребить полностью. Хорошая аналогия в данном случае — это борьба с алкоголизмом. Бороться с коррупцией нужно обязательно, пусть даже полностью её пресечь, как вселенское зло, при действующей общественно-политической системе невозможно, но постараться свести это явление к минимально возможному уровню необходимо.
Согласно данным сайта www.transparency.org, автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Инттернешнл», которое объединяет более 100 государств по всему миру, Казахстан в 2017 году занял 122 место в рейтинге с индексом восприятия коррупции (ИВК) равным 31, где ИВК 100 указывает на самый низкий уровень коррупции. То есть, наша страна коррумпирована на 69 %. Такой же результат, как Казахстан, в 2017 году получили Азербайджан, Либерия, Малави, Мали, Молдова и Непал. При этом стоит указать, что в 2016 году ИВК по Казахстану составлял 29, в 2015 – 28, в 2014 – 29, в 2013 – 26, в 2012 – 28. Значит, сдвиги хоть и есть, но весьма нестабильные и с незначительной разницей, если учесть, что с 2012 года фактов коррупции уменьшилось всего на 3 %, и это за 7 лет наблюдений. Причем, за это время была введена уйма документов, методик и законов, призванных успешно бороться с коррупцией.
В текущем году власти решили создать единую методику оценки деятельности госслужащих корпуса «Б», которая утверждена постановлением акимата ВКО от 29.03. 2018 г. В корпус «Б» входят госслужащие-исполнители. Это не акимы, не заместители акимов, и не руководители департаментов, управлений, отделов. Подробно со стандартом и методами оценки работы можно также при желании ознакомиться на сайте акима области и города Усть-Каменогорска. Методика настолько подробная и объёмная, что публиковалась в нескольких номерах областной газеты «Рудный Алтай», занимая по целому развороту формата А2. Здесь и таблицы, и формулы, и подробное описание человеческих и деловых качеств чиновников. Наверное, над составлением этой методики трудились не один месяц, и написал такой фундаментальный труд явно целый коллектив, при этом получая зарплату из бюджета.
Здесь предусмотрено всё: должностное лицо, которое назначает на государственную должность и освобождает с неё же, которое тут же создаёт Комиссию по оценке, количество членов которой составляет не менее 5 человек, треть из которых – представители различных структурных подразделений государственного органа, в котором проводится оценка, в том числе председатель. Но самой важной составляющей является составление индивидуального плана работы чиновника с его непосредственным руководителем, а также заполнение оценочного листа компетенций.
Оценка проводится по двум отдельным направлениям:
• Оценки достижения ключевых целевых индикаторов (далее КЦИ) — показатели (за исключением процессной работы), достижение которых свидетельствует об эффективности их деятельности;
• Оценки компетенций служащих корпуса «Б» — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на конкретной государственной должности.
И если результаты оценки выполнения КЦИ влияют на выплату бонусов, поощрения, ротации, понижения в государственной должности либо на увольнение, то оценка компетенций не влияет ни на что. Поэтому оценка КЦИ производится ежеквартально.
Только стоит взглянуть на набор поведенческих индикаторов, представленных к каждому критерию оценки компетенций, и мы видим идеального чиновника, посланного для спасения нашей страны. Ведь тут оценивается как управление деятельностью, и сотрудничество, так и принятие решений, и оперативность, и куда же без саморазвития, добропорядочности, ответственности, инициативности и даже стрессоустойчивости. И без сомнения, любой чиновник нашей доблестной государственной службы легко, и на полном «расслабоне» в конце года получит оценку «превосходно», ведь не может быть иначе. Действительно, подумаешь — ведь должен он уметь всё и сразу. Ну, просто должен он направлять коллектив на качественное выполнение задач и устанавливать конкретные задачи, ну должен расставлять правильно приоритеты, должен делиться опытом, должен вносить предложения для эффективности работы – это всё понятно, ведь он ГОССЛУЖАЩИЙ. Понятно и то, что он должен организовывать сбор нужной информации, должен анализировать и прогнозировать, проводить мониторинг удовлетворенности потребителей (имеется в виду потребителей государственных услуг, которыми мы все являемся), должен быть всегда вежливым и доброжелательным, уважать мнение потребителей и являться примером. Ему необходимо изучать новые подходы, знания и технологии, всегда, не смотря ни на что, сохранять самоконтроль, моментально адаптироваться в меняющихся условиях. А еще, конечно, он должен всю свою жизнь стремиться к саморазвитию и практиковать новые знания, непременно соблюдать и контролировать соблюдение этических норм, признавать достижения других и никогда не обсуждать коллег, во всем являться образцом для подчиненных, сдержанно реагировать на критику и устранять недостатки — и это понятно, ведь он не просто человек, он — ЧИНОВНИК. Но и это еще не всё, перечислять можно бесконечно, только стоит ли? Мы и так видим честного, скромного, справедливого, вежливого, инновационного человека, соблюдающего все этические нормы, пресекающего все нарушения и никогда не обсуждающего других людей.
Ну, нет, конечно, никто не хочет делать из людей роботов, это лишь современное представление о требованиях к чиновникам, то есть к людям. А чего им, вечно находиться в спокойном состоянии? Нет, необходимо и нервы «пощекотать». И никакая это не показуха, глядишь, так все госслужащие станут вдруг порядочными, тем более что оценивать их будут ежеквартально.
Ежеквартально в «дневниках» у чиновников будут красоваться надписи — «превосходно», «эффективно», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Это уже Комиссия решать будет: или-или.
Как праздник, как повышение на работе, как получение диплома, будет отмечаться получение оценок «4» и «5». Всей своей семьёй наши чиновники будут скромно отмечать подтверждение своей уникальности и порядочности.
Теперь любая проблема простого народа воспринимается чиновником как своя собственная, и он безусловно протянет руку помощи каждому нуждающемуся: «Я просто обалдел, потому и молчу. Первый раз такое — чтобы чиновник позвонил и сам предложил помощь». Юрий Владимирович Никулин
И наш чиновник, несомненно, будет заботиться о благосостоянии своих подчинённых, предоставлять им конкретные задачи и даже проанализирует лучшие пути их качественного и своевременного выполнения. Любой промах наш чиновник возьмет на свои стойкие плечи, и с достоинством выслушает все замечания от вышестоящего руководителя и сделает всё, чтобы изменить то неидеальное, что в нём еще осталось.
Теперь серьёзно, не знаю даже человека, который смог бы спокойно выполнять свою работу, находясь круглый год под «прицелом», в неведении от того «пристрелят» тебя, или в этом квартале пощадят. Как сказал Н.А. Назарбаев: «Когда на тебя возложено столько надежд, как можно пребывать в покое?!». Можно только представить себе, сколько денег было и еще будет потрачено на составление этих бумажек с критериями идеального государственного служащего. Чиновники просто создают работу друг для друга.
Вместо того, чтобы действительно бороться с проблемой коррупции, отсутствия добросовестности в работе, власти решили «продлить школьные годы», и внедрили собирательный образ идеального чиновника. Да только еще Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души», представлял чиновников как общество, в котором правит взяточничество, казнокрадство и лицемерие.

Результаты внедрения методики
А для того чтобы узнать — какой же всё-таки результат дала методика оценки госслужащих, принятая в прошлом году, мы направили официальный запрос в акимат города Усть-Каменогорска. Нам сообщили, что оценка Служащих акимата города по итогам 2017 года осуществлялась на основании средней оценки деятельности за отчетные кварталы и оценки выполнения индивидуального плана работы, составляемого на год. Методика показала, что из 210 Служащих, подлежащих оценке, 17 человек получили оценку «превосходно», 193 человека – «эффективно». Служащих с удовлетворительными и неудовлетворительными результатами оценки по акимату города не было.
Согласно Методике, вступившей в силу 27 апреля текущего года, оценка проводится только 1 раз в год по результатам оценки достижения КЦИ, определяемых непосредственными руководителями Служащих. Ежеквартальная оценка исключена. Вместо нее будет проводиться мониторинг достижения КЦИ.
Если Служащим в течение 2 лет подряд получены неудовлетворительные оценки, то его переводят на нижестоящую должность, а если таковых нет, либо Служащий отказывается от данной должности, то ему грозит увольнение.
А также нас проинформировали, что народ не имеет возможности ознакомиться с результатами оценки госслужащих, так как размещение в средствах массовой информации результатов оценки деятельности Служащих законодательством о государственной службе не предусмотрено.
Подводя итог новой методике оценки деятельности госслужащих, можно дать данной методике свою оценку. Ведь в этой методике оценивают работу Служащих, тогда почему бы не оценить работу тех, кто разработал данную методику? Почему бы не дать оценку тем, кто платил за такую бессмысленную работу заработную плату? Кто платил за составление этих подробных поведенческих индикаторов эффективного и неэффективного поведения, расписанных на 11 листах формата А4? Для чего составляют такие бумажки, как «Индивидуальный план работы административного государственного служащего корпуса «Б»», «Лист оценки по КЦИ», которые заполняются в соответствии с каждым кварталом, и «Лист оценки по компетенциям», заполняемый по итогам года. Те листы, после заполнения которых, руководитель отправляет их на утверждение вышестоящему руководителю, а тот, в свою очередь, отмечает замечания, и отправляет обратно данные листы на доработку, а после доработки руководитель вновь отправляет листы вышестоящему руководителю. Замкнутый круг получается. Даже с листом оценки по компетенциям могут возникнуть проблемы. Вышестоящий руководитель может решить, что проработаны не все поведенческие индикаторы, т.е. комиссия не полностью выполнила свою работу. Для чего тогда, спрашивается, нужна комиссия? Если даже после выполнения своей работы, её нужно проверять? Почему в суде решение судьи не отправляют вышестоящему судье на рассмотрение — насколько судья учёл все пункты законов? В суде можно лишь самому подать на апелляцию. Только представьте, в прошлом году оценке подлежали 210 служащих только городского акимата Усть-Каменогорска. Вот и выходит, что на всех служащих нужно 630 листов в общем, по оценке компетенций, оценке КЦИ и индивидуального плана работы. Все эти 630 листов составляются, отправляются вышестоящему руководителю и от него обратно на доработку. Я-то наивно считала, что для того, чтобы человек стремился к улучшению качества своей работы, его надо стимулировать, но, правда, я не знала, что таким способом. Слом коррупционной системы возможен только при замене её системой законного материального стимулирования чиновника за получение нужного гражданам результата. И еще реальной отчетности перед народом, а не перед вот такими комиссиями и такими оценками.
Где вообще заканчивается благодарность и начинается коррупция? 5 тенге — это коррупция? А 100? А 1000? А куры, молоко и яйца от благодарного сельского населения? А цветы и конфеты на эту сумму от не менее благодарного — городского? Где та тонкая грань, исчисляемая в куриных яйцах или алматинских розах, которая отделяет вежливое «спасибо» от преступной деятельности? Коррупция — это когда обязательно государственный чиновник. А в частном секторе что, коррупции не бывает? Или это не коррупция? А если нет, то тогда что? А если «да», тогда, при чём тут государство?
Парадокс нашего времени — чаевые доктору – взятка, чаевые официанту – хороший тон. Один спас жизнь, другой принёс кофе… Так и живём.

Кристина Капрелян

От редакции. Итак, судя оценке, данной чиновникам городского акимата их руководителями, в целом акимат в количестве 210 служащих корпуса «Б» сработал на оценку «превосходно» и «эффективно». Так полагают руководители управлений и отделов и комиссии по оценке. А как думают жители города?

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.