В ВТО вступили, а цены на импорт растут… Что даёт нам членство во Всемирной торговой организации?

Газета "Flash!"

Лишь немногие задаются таким вопросом. Между тем, 27 июня исполняется три года с момента официального вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Наша газета регулярно анализирует эту тему. Мы писали о возможных последствиях членства в ВТО еще до официального вхождения в эту организацию. В прошлом году сделали большой обзор тех изменений, которые стали происходить в экономике после двух лет членства в ВТО (статья «Не желаете осла? Недорого. Петля ВТО начинает затягиваться», «Flash!», №14 (355), 20.07. 2017 г.).

Одно из преимуществ нахождения страны в ВТО, о котором нам говорили власти – это снижение цен на импортные товары. Ведь теперь Казахстан обязан открыть свой рынок для импорта, сделать поступление импортных товаров практически свободным. Наша страна, войдя в глобальную систему торговли, должна снижать или вообще отменить ввозные пошлины на многие товары и изделия. А если пошлины снижаются, значит, должны снизиться оптовые и розничные цены. Вроде бы хорошо. Это должно стать одним из немногих плюсов вхождения в ВТО.

Но вот странное дело. Оказывается, цены на импорт не только не снижаются, но и растут!

«Стоимость импортных товаров в Казахстане выросла на 1,5% в январе-марте 2018 года, передает портал LS. По данным комитета по статистике, среди импортируемого товара значительно выросли цены на табак – 22,9%. Рыба подорожала на 2,4%, овощи – на 2,3%, молочные продукты – на 1,7%. Также увеличилась стоимость кожи на 4,2%, текстильных изделий – на 3,5%, строительных материалов – на 2,2%, древесины – на 1,6%, пластмассы – на 1,5%». Правда, есть и некоторые импортные товары, цены на которые снизились. Так, «подешевели: кофе на 5%, сахар – на 4,6%, какао – на 3,8%, мясо птицы – на 1,7%, маргарин – на 1,5%», — сообщает LS.

«Одной из причин роста цен является повышение стоимости импорта. При этом очевидно, что стране потребуется больше времени для восстановления импортозамещения», — сказал председатель Национального банка РК Данияр Акишев.

В чём же дело? Почему в стране, ставшей членом ВТО, не наблюдается снижение цен на импорт? Мы решили разобраться в этой экономической загадке, и обратились в министерство национальной экономики.



Пошлины снижаются, а курс доллара растет!

На наши вопросы отвечает вице-министр национальной экономики РК Дана Жунусова.

— На какие группы импортных товаров за это время были снижены или обнулены ввозные пошлины? Сколько в целом наименований импортных товаров уже ввозится в Казахстан по сниженным или нулевым пошлинам?

— С момента вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию были снижены импортные таможенные пошлины в отношении порядка 4,5 тыс. тарифных линий, что составляет приблизительно 35-40% всей товарной номенклатуры.

При этом, в отношении большей части товаров (порядка 3,6 тыс. тарифных линий), в дальнейшем в 2016 и 2017 годах снижение ставок импортных таможенных пошлин было продолжено, в соответствии с обязательствами РК в ВТО.

Такое снижение затрагивает все виды товарных групп, но наибольшее количество линий, которых коснулось данное снижение, относятся к таким группам как механизмы и оборудование (12,5% из снижаемых линий), рыба и морепродукты (6,8%), аппараты и машины электрические (6,8%), моторные транспортные средства (3,6%), бумага и картон (3,5%), инструменты и аппараты оптические (3,4%), напитки (3,4%), а также мясо (3%)

— Почему при снижении пошлин на большую группу импортных товаров, в целом статистика фиксирует рост цен на импорт? Ведется ли анализ – как снижение пошлин отражается на конечной цене импортного товара в оптовой и розничной торговле? Если при значительном снижении пошлин это не отражается на конечной цене товара, в чем причины дисбаланса? Какие меры в таком случае намерено принимать министерство?

— Средневзвешенный размер импортной таможенной пошлины, применяемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан, составляет 5,7%.

При этом средний размер снижения ежегодно составляет около 1,5 процентных пунктов.

Учитывая снижение курса национальной валюты в 2015-2016 гг. более чем на 50%, снижение размера импортных таможенных пошлин не получило положительного отражения в конечных ценах импортных товаров.

Наш комментарий. Вот она — причина роста цен на импорт! Мы видим, что снижены пошлины на 4,5 тысячи наименований товаров и изделий. И снижение продолжается, ежегодно в среднем на 1,5%, таковы наши обязательства в ВТО. Но снижения цен на импорт нет! Посмотрите на те группы товаров, по которым уже снижена пошлина. Возьмём, к примеру, бумагу и картон. Стоимость бумаги для принтера только растет, причем, сумасшедшими темпами. Если раньше пачка офисной бумаги в 100 листов стоила 500 тенге, сегодня уже зашкаливает за 700.

А все дело в курсе доллара. В августе 2015 года, кстати, как раз после вступления в ВТО, курс тенге к доллару отпустили в свободное плавание. И тенге обесценилась почти в 2 раза, а не на 50%, как скромно сообщают в министерстве. Какой был курс тенге до 20 августа 2015 года? 185 тг за доллар. А сейчас какой? 330 тг за доллар, а ведь доходило и до 370-380! Выходит, что предприниматели, торгующие импортом, покупают теперь товары почти в 2 раза дороже, чем летом 2015 года. И снижение пошлин им мало помогает. А возвращают свои затраты они через повышение цен. Вот и вся разгадка этой нехитрой задачки. Повышение курса доллара выгодно только тем, кто экспортирует товары из Казахстана. А таких немного. Это владельцы нефти, газа, цветных металлов, металлургических предприятий. Тогда возникает другой вопрос: зачем мы вступали в ВТО? Свой рынок мы открыли, а выгоды от этого никакой.



Какая выгода от ВТО для населения Казахстана?

— Каков в целом на сегодняшний день экономический эффект от членства Казахстана в ВТО? Что конкретно дало членство в ВТО жителям страны (к примеру, снизились ли цены на лекарства и другие важнейшие товары и продукты первой необходимости импортного производства?), конкретным отраслям экономики, бизнесу? Какие отрасли казахстанской экономики получили возможность более свободного выхода на рынки стран-участниц ВТО, и воспользовались ли наши промышленники и предприниматели этой возможностью?

— ВТО способствует получению Казахстаном более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений, получению доступа к новым возможностям для развития торговли, а также устранению дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, который способствует обеспечению защиты национальных интересов.

Рост ВВП по итогам 2017 года достиг 4%, что почти в 3,5 раза опередил среднегодовой темп 2015 года (1,2%), товарооборот 2017 года по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,4%, при этом импорт товаров снизился на 4,2%, а экспорт показал рост в 5%. Чистый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан в 2016 году составил 8,16 млрд. долл. США, что в 2,2 раза больше, чем в 2015 году, а за 9 месяцев 2017 года данный показатель составляет 4,33 млрд. долл. США, что на 83,8% выше аналогичного показателя 2015 года, составивший 2,4 млрд. долл. США.

Развитие перерабатывающих производств и продвижение экспорта также показывают положительные результаты. Так, по итогам 2017 года рост обрабатывающей промышленности достиг своего пятилетнего максимума – 5,1% (2013 г. – 2,9%, 2014 г. – 1,6%, 2015 г. – 0,2%, 2016 г. – 1,8%).

Высокий рост показали фармацевтика (41,8%), автомобилестроение (39,0%), легкая промышленность (7,3%) и химия (7,2%).

Экспорт несырьевых товаров вырос более чем на 22%. Одновременно с его ростом расширилась и товарная линейка – на зарубежные рынки увеличились поставки бытовой техники, автобусов, металлопрокатных изделий, строительных инструментов, растительных масел, сахарной, бумажной и другой продукции (экспорт перечисленных товаров составил 1,5 млрд. долл. США или в 1,5 раза больше).

В целом Казахстан в настоящее время обладает всем необходимым для того, чтобы стать одной из 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Построение конкурентоспособной экономики тесно связано с интеграцией страны в мировую экономику. Поэтому вступление Казахстана в ВТО открывает широкие возможности для дальнейшего развития Казахстана как полноправного субъекта глобальной экономики.

Более того, ВТО позволит стимулировать развитие собственного экспорта, так как снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам, открывает свободный доступ на внешние рынки, а также будет способствовать доступности сырья, комплектующих и запасных частей из дальнего зарубежья.

Кроме того, приведение внешнеторгового режима в соответствие с нормами ВТО должно обеспечить прозрачность процедур. Так, например, упрощение лицензионных и таможенных процедур в отношении импортируемой продукции, а также сокращение лицензируемых видов товаров и услуг могут обеспечить предсказуемость экономической политики и благоприятно повлиять на развитие предпринимательства в Казахстане.

Приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО будет способствовать устранению излишних барьеров в торговле, усилению транспарентности и предсказуемости торговой политики, а в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. Например, принятие за основу общепризнанных норм при разработке технических регламентов и стандартов позволит способствовать выходу отечественной продукции на внешние рынки.

Наш комментарий. Все-таки, наши чиновники, независимо от занимаемой должности, одинаковые. Им задаёшь конкретные вопросы, а они тебе вместо конкретных ответов – лавину цифр. Мы спрашиваем, что дало членство в ВТО простому человеку, стали ли дешевле импортные лекарства, продукты, а нам в ответ – о росте ВВП! Ну и что, что ВВП вырос? Ведь ВВП как считают – это стоимость всех товаров, изделий, услуг, производимых и оказываемых в стране. Выросли цены – вырос и ВВП. Чего же здесь доблестного?

Цифры вообще вещь лукавая. Говорят, к примеру, о росте автомобилестроения. У нас, как известно, это сборочное производство. Конечно, рос есть. Но по отношению к чему? По отношению к практически полному падению в 2015 году, когда казахстанцы из-за выгодного курса рубля завезли из России более 100 тыс. автомобилей. Тогда автосборочное производство практически остановилось.

Нам рассказывают о росте экспорта. Говорят, что даже автобусы стали экспортировать! Автобусы у нас собирают (не производят, а именно собирают) только в Семее, на заводе СеМАЗ. Это сборка корейского автобуса Daewoo, такие колесят и по Усть-Каменогорску. В год планировалось собирать около 500 таких автобусов. Куда и сколько было экспортировано семейско-корейских автобусов? Наверняка несколько штук в Россию. И об этом нам говорят, как о величайшем достижении. А какую бытовую технику выпускают в Казахстане, да еще и на экспорт? Телевизоры, холодильники, стиральные машины? Зайдите в любой магазин, и попросите показать бытовую технику казахстанского производства. Как на вас посмотрит продавец?

Ну, а заверение о том, что «Казахстан в настоящее время обладает всем необходимым для того, чтобы стать одной из 30 наиболее конкурентоспособных стран мира», ничего, кроме улыбки, причем, грустной, вызвать не может. Давайте назовем 29 передовых в экономическом отношении стран мира, после которых должен следовать Казахстан на 30-м месте. Назовем хотя бы первую десятку самых развитых стран мира по итогам рейтинга 2017 года по индексу социального прогресса: 1. Дания 2. Финляндия 3. Исландия 4. Норвегия 5. Швейцария 6. Канада 7. Нидерланды 8. Швеция 9. Австралия 10 Новая Зеландия. Беларусь в этом рейтинге заняла 65-е место, Россия – 67-е, Казахстан – 74 –е.

Если брать другой рейтинг – по размеру ВВП, то возглавляют его США И Китай, а замыкает 30-ку Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан на 51 месте по данным Международного валютного фонда. Впрочем, до 2050 года, времени, когда нужно выполнить эту цель – войти в 30-ку, времени еще довольно много. И многие из читателей могут сказать: «Жаль только жить в эту пору прекрасную, уж не придется ни мне, ни тебе». А вот вице-министру национальной экономики Дане Жунусовой, даст Бог, наверное, посчастливится увидеть это великое время. Сейчас Дане Бейсеновне всего 33, а в 2050 году будет 65, и вполне возможно, что она еще продолжит трудится на ответственных государственных постах.



Что дальше? Не погибнет ли наша экономика под глобальным натиском?

— Когда завершится переходный период, после которого все субсидии, преференции для экономики должны будут не превышать нормы ВТО и достигнутые соглашения? Готова ли наша экономика к полностью свободной конкуренции с импортом? Готово ли сельское хозяйство выстоять в условиях гораздо меньшего объема государственной поддержки?

— При вступлении в ВТО, существовали некоторые меры государственной поддержки, которые не соответствовали нормам ВТО. В частности, Казахстан договорился о переходных периодах до 1 января 2017 года, по вопросам поддержки промышленных предприятий в рамках СЭЗ, режима свободного склада и по вопросам машиностроения в рамках режима промышленной сборки. На данный момент все субсидии соответствуют нормам ВТО. Стоит отметить, что ВТО не запрещает странам-членам оказывать государственную поддержку товаропроизводителям. Условиями субсидирования является то, чтобы субсидии не были увязаны с результатами экспорта и импортозамещением. Также, в настоящее время ведется работа по разработке альтернативных мер поддержки экономики.

Так, Правительство РК прорабатывает комплексный подход, стимулирующий рост, диверсификацию и открытие новых производств, в частности, направленных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и развитие экспорта услуг.

К примеру, в 2017 году выпуск продукции малого и среднего бизнеса (МСБ) расширился на 29% по сравнению с 2016 годом, а занятость в этом секторе составила 3,1 млн. человек. Количество работающего бизнеса увеличилось на 3,6% и составило 1,1 млн. субъектов.

Приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, в рамках которых предусмотрены стимулы для МСБ, упрощается налоговое администрирование, вдвое сокращаются основания проверок, оформление товаров и их декларирование стало доступным в электронном формате.

Ключевым инструментом поддержки предпринимательства является программа «Дорожная карта бизнеса 2020», в рамках которой удешевлена стоимость и прогарантированы кредиты, обучено 23 тыс. предпринимателей. Всего поддержку получили 192 тыс. субъектов бизнеса или на 10,3% больше по сравнению с 2016 годом.

В рамках Карты индустриализации в 2017 году введено 120 проектов, создано порядка 10 тыс. постоянных рабочих мест.

Также принята и начата реализация новой Программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства. В рамках направления по развитию предпринимательства обучено основам бизнеса более 15 тыс. безработного и самозанятого населения, из них порядка 22% (3 314 человек) получили финансирование для старта своего дела.

Наш комментарий. И опять цифры, цифры, и общие слова. Мы спрашиваем конкретно – выстоит ли экономика и сельское хозяйство, когда завершится переходный период, и наш рынок станет абсолютно свободным для импорта, а нам в ответ об обучении самозанятых и безработных.

По некоторым позициям переходный период составляет 5 лет, по некоторым 7 лет, по некоторым уже закончился. Но в целом к 2020 году наша экономика должна полностью соответствовать нормам ВТО. А это значит, что государственная поддержка будет оказываться в тех объёмах, которые не противоречат нормам ВТО. И разве смогут наши крестьяне на равных конкурировать с зарубежными фермерами, где себестоимость продукции значительно ниже в силу климата и использования передовых технологий?

И разве спасут нашу экономику 3314 человек из числа безработных и самозанятых, которые получили по 1-2 млн. для открытия обувной мастерской или покупки пары коров? Никакого хотя бы самого ориентировочного прогноза последствий нашего пребывания в ВТО мы не услышали. А ведь отвечает вице-министр национальной экономики!



Страна независимая, а законы нужно согласовывать с ВТО!

— По соглашению с ВТО казахстанские законопроекты в области экономики должны согласовываться с руководящими органами ВТО на предмет их соответствия нормам Всемирной торговой организации и условиям свободной конкуренции. Какие законопроекты за это время были направлены на согласование в ВТО? Были ли случаи, когда ВТО вносила изменения в казахстанские законопроекты, или отклоняла наши проекты законов?

— В соответствии с правилами ВТО, государства-члены ВТО в рамках транспарентности (открытости) направляют в Секретариат ВТО нотификации (уведомления) о вводимых/отменяемых страной мерах, которые затрагивают меры, искажающие торговлю, либо регулируются соглашениями ВТО для последующего представления членами ВТО и презентации на заседаниях рабочих органов ВТО.

В рамках заседаний рабочих групп ВТО страны-члены, либо Секретариат ВТО могут выразить позицию о несоответствии принимаемых национальных актов правилам ВТО.

Наш комментарий. Эта информация специально для тех, кто называет себя национал-патриотами, и на каждом углу говорит, что за независимость они будут «землю грызть». Не пора ли уже этим заняться? Можно ли считаться независимыми, если национальные законы, касающиеся экономики, необходимо согласовывать с ВТО? Причем, присылать за 30 дней до вынесения проекта закона на обсуждение в своей стране! И «страны-члены либо Секретариат ВТО могут выразить позицию о несоответствии принимаемых национальных актов правилам ВТО»? Что-то не слышно голоса национал-патриотов об этом явном ущемлении суверенитета. И вновь на наш конкретный вопрос не последовало конкретного ответа – были ли уже случаи, когда ВТО «заворачивала» наши законы? Или мы их уже на стадии подготовки так «вылизываем», чтобы не было замечаний у «куратора»?



Торговые войны

внутри ВТО

— Есть ли смысл членства в ВТО, если страны-участницы организации вводят друг против друга экономические санкции, ведут масштабные торговые войны, увеличивают торговые пошлины?

— Вступление в ВТО является признанием крупных стран, крупных экономик мира в том, что Казахстан уже является стабильным транспарентным партнером, который ведет свою торговлю по установленным во всем мире правилам и которому можно доверять, развивать торговые отношения, и вкладывать инвестиции, которые будут защищены международным правом.

Напомним, что приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан в 2016 году составил 8,16 млрд. долл. США, что в 2,2 раза больше, чем в 2015 году, а за 9 месяцев 2017 года данный показатель составляет 4,33 млрд. долл. США, что на 83,8% выше аналогичного показателя 2015 года, составивший 2,4 млрд. долл. США.

Одной из ключевых целей вступления Казахстана в ВТО было получение доступа к механизмам Органа по разрешению споров для эффективной защиты казахстанских интересов на мировых рынках. Данная площадка позволяет обжаловать решения государств-участников ВТО и отстаивать интересы казахстанских производителей в случае неправомерного применения торговых мер в отношении казахстанских товаров.

Наш комментарий. И опять общие слова. Между тем, ВТО переживает непростые времена, и само существование организации под вопросом. В отношении России, вступившей в ВТО раньше Казахстана (в 2012 году), введены экономические санкции со стороны США и Евросоюза, и действуют эти санкции уже 4 года. После избрания Д. Трампа президентом США со стороны Штатов стали вводиться импортные пошлины в обход правил ВТО. США защищают свою промышленность, прежде всего, металлургию. В ответ Китай вводит пошлины на американский экспорт, Евросоюз также намерен ввести ответные меры, ни Франции, ни Германии не удалось договориться об отмене американских пошлин.

Империалистические противоречия нарастают, и в этих условиях трудно говорить о соблюдении каких-то правил игры, которые больше подходят для периода стабильности. ВТО была создана для расширения рынков сбыта продукции ведущих стран мира. Теперь, когда между ними начинается схватка за передел мира, вряд ли выработанные тогда правила и соглашения имеют шанс на сохранение в неизменном виде. В этой ситуации действительно возникает вопрос – а нужно ли состоять в такой организации и добровольно ограничивать свой суверенитет и подчиняться чужим правилам? Впрочем, иного выбора, похоже, пока и нет. Ведь для другого выбора нужна сильная и самодостаточная национальная экономика.

В прошлом году, завершая обзор по вхождению Казахстана в ВТО, мы отметили, что, все-таки, есть и положительные моменты. Например, ослы теперь ввозятся в нашу страну вообще без всякой пошлины. Так что можно по вполне сходной цене купить ослика, как транспортное средство. Похоже, что и в этом году, кроме дешевых ослов, нам нечего добавить для иллюстрации плюсов нахождения в ВТО.

Подготовил

Денис Данилевский