Вечно «новая» школа

Газета "Flash!"

С самого начала обучения в школьной жизни учащихся появляются отрицательные моменты: активный образ жизни резко сменяется сидячим и малоподвижным положением. Переход от этапа «игрового» дошкольного детства, к школьному «учебному», да еще и сидячему, очень сложный и многоступенчатый процесс. И как-раз-таки школьная мебель играет огромную роль в учебной жизни ребенка. Не все родители задумываются над тем, какой мебелью пользуется их ребенок в школе. Какие критерии используют в министерстве образования страны и руководители школ при выборе школьной мебели?

Система Базарного в действии



Чаще всего, руководство образовательных учреждений, не задумывается над этими вопросами, а руководствуется только лишь ценой на приобретаемое школьное обустройство. Конечно же, недорогая мебель не всегда является плохой. Однако чтобы найти подходящие по средним физиологическим параметрам парты и стулья по приемлемой цене, необходимо провести некоторое время в их поиске, а именно этим почти все пренебрегают.

Родители учеников нашего города негодуют, вот только некоторые мнения, в ходе обсуждения в социальной сети Facebook: «За 35 минут, проведенных на родительском собрании, на школьных стульях просто невозможно удобно устроиться, а тем временем дети проводят в школах по 8 часов в день. Мы с самого детства развиваем у детей сколиоз и прочие отклонения от нормы в плане здоровья. Каждый человек индивидуален, и, разве в законе РК не предусмотрено соответствие всем параметрам ученика при выборе мебели, разве нет определенных санитарных правил?».

Занятия со зрительно-вестибулярным тренажером



В статье 48, пункте 1 Закона РК «Об образовании» сказано: «в организациях образования обеспечивается выполнение необходимых мер по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников». В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к объектам образования», глава 4, пункте 37, указано: «Мебель и оборудование, включая оборудование на игровых и спортивных площадках, соответствуют росту и возрасту обучающихся и воспитанников. Спортивное, игровое оборудование и малые архитектурные формы содержатся в исправном состоянии». Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что настоящие объекты образования пренебрегают как законом «Об образовании», так и установленными санитарными правилами, и нормами.



Учить нельзя калечить?

На сегодняшний день тема здоровья школьников является весьма наболевшей и массовой проблемой. Важно понимать, способен ли выпускник школы, поступивший в ВУЗ, являясь нездоровым человеком, к кропотливому научному труду, вечному напряжению, и к дальнейшей работе, допустим, на производстве. Именно на эти вопросы ответил ученый Владимир Базарный. Владимир Филиппович более 33 лет посвятил решению судьбоносной проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка. (Источник сайт bazarny.ru)

Уже немало было сказано о деградации здоровья детей. На протяжении многих лет поднимался данный вопрос, и решение, казалось бы, нашли. Источник проблем определили, и продолжали говорить об этих проблемах:

«У нас больше не осталось здоровых выпускников школ»

(Давыдов М.М. из выступления на объединенном собрании шести Академий наук РФ, 2006 год).

Рабочее место школьника с массажным ковриком. Ярославль.



«Идет физическая деградация детей»

(«АиФ», №48,2010). Ведущий педиатр России академик А. А. Баранов.

“За голову хочется схватиться, — до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные — в 4 раза, а мочеполовые — в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни — чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений.

А дети-то причем?”

(“Семья”№ 6, 1989). Министр здравоохранения 80-х годов академик Е.И.Чазов

Так вот, педагог-новатор создал так называемую систему Базарного, которая, по мнению сторонников применения системы, позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых детей. В ходе проведённых исследований под руководством Базарного В. Ф., группой исследователей были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровое развитие детей.

Таким образом, было доказано, что современный сидяче- обездвиженный учебный процесс ведёт к подавлению развития детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, ведёт к деформации развития позвоночника, нарушению способности школьника к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологической, физической и эмоциональной готовности к обучению и нарушению ощущения, восприятия, мышления, представления, внимания, чувств (эмоций) и воли, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье.

В таких условиях от поколения к поколению, через детский сад и школу, через неблагополучную семью, рождаются молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует уже 200 лет.

Стало понятно, что истоки массового нездоровья молодых поколений народов следует искать в образовательных учреждениях, т.к. настоящая система воспитания и обучения детей направлена против моторной и эмоционально-волевой природы ребёнка.

Благодаря этому была создана Система Базарного. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций. Характерные особенности системы Базарного:

• Подвижность детей во время занятий;

• Раздельное обучение мальчиков и девочек;

• Подотчётность педагогов родителям и детям, минуя бюрократические структуры министерства образования

• Чёткие количественные критерии, по которым производится оценка интеллектуального и психофизиологического состояния детей (а значит, и качества работы педагога) — воображение, осанка, острота зрения и т. д.;

• Учёт природных задатков человека, опора на них, а также на единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия— образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей (в отличие от традиционной системы образования).

• Совместное творчество педагогов, детей и родителей;

• Внедрение предмета «Детское хоровое пение», основанного на народных песнях и классической музыке.

В настоящее время система широко используется в двух регионах России — в Республике Коми и в Ставропольском крае. Система Базарного используется также в некоторых школах Москвы, Московской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана и Башкортостана.

Кабинет физики в НИШ



Школьная мебель, известная как «конторка Базарного», и связанные с ней режимы обучения стали революционным подходом в организации оптимального трудового рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой. Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат.



Всё у нас согласно санитарным правилам

А для того чтобы узнать подробнее о требованиях к школьной мебели и перспективах оснащения школ современным учебным оборудованием, мы отправили запрос в управление образования ВКО. Как всегда, ответ составлен сухим казённым языком: согласно санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611, подбор учебной мебели осуществляется в соответствии с ростом обучающихся. А также, мебель в образовательном учреждении должна иметь документы, подтверждающие её качество и безопасность. В свою очередь, вся ответственность за соответствие школьной мебели росту и возрасту учащихся, её исправное состояние, качество и безопасность возлагается на администрацию организаций образования.

Местными исполнительными органами городов и районов ежегодно предусматриваются средства на содержание объектов образования, на обновление школьной мебели, в частности приобретение ростовой мебели, позволяющей регулировать высоту ученических столов и стульев по росту учащихся.

Кроме того, в 2018 году по инициативе акима ВКО Ахметова Д.К., в рамках акции «Менiн мектебiм», в школы области будет поставлено 476 кабинетов новой модификации (физики, химии, биологии и робототехники), оснащенных учебным оборудованием и мебелью, соответствующим стандартам АОО «Назарбаев интеллектуальные школы».

А вот на вопрос о том, почему бы не использовать в нашей области систему Базарного В. Ф., нам ответили очень кратко. А именно, что внедрять любую другую мебель нужно в рамках действующего законодательства РК, а именно в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Получается, что необходимо одобрение министерства здравоохранения, или они попросту считают, что данная система пагубно влияет на здоровье детей?

Интересно вот что: проводится ли контроль над исполнением санитарных правил? Если родители обеспокоены, значит, не всё так гладко и администрация не каждой школы соблюдает требования и работает в пользу учеников, а не для экономии средств и собственной выгоды?

Своим мнением также поделилась руководитель ГУ «Средняя школа № 17 имени М. Ауэзова» Елена Саакян:

-Наша школьная мебель вся промаркирована. К примеру, в начальной школе, мебель идет разных размеров, от меньшего к большему, а также имеется возможность регулировки высоты, допустим, для тех, кто сидит на последних партах — установить парту повыше, как и, соответственно, первым партам — пониже. В этом году мы приобрели школьную мебель с эргономичными стульями. Школа имеет право сама составлять техническую спецификацию. Поэтому мы подробно узнаем информацию о школьной мебели. Учитываем мнение попечительского совета, пожелания родителей, ищем специалистов. Поэтому в текущем году мы получили два новых комплекта мебели, и я думаю, что мы будем ими довольны в полной мере. Даже парты мы заказали индивидуальные, для каждого ребенка. Такие парты можно потом собирать в круг. Сейчас усиленно практикуется групповая работа на уроках. По поводу старой мебели даже сказать нечего. Она действительно устаревает. Но ежегодно мы получаем порядка двух комплектов новой мебели. В этом году к нам поступит, в рамках программы «Менiн мектебiм», три новых кабинета робототехники, биологии и физики. Другие директора, которые уже данную мебель получили, говорят, что она действительно очень хорошая. Это не значит, что всё хорошо, но обновление, несомненно, идёт, и современная мебель постепенно появляется. В школе, конечно, обновлена только меньшая часть мебели. Но в этом году мы получим вместо двух комплектов мебели, целых пять. Так как частный фонд «Барыс», дарит нашей школе эти три дополнительных кабинета, — подвела итог Елена Алексеевна.

Вот и получается, что движение хоть и идёт, но неспешными шагами. Но то, что движение есть, не может не радовать.

Немного об эргономичных стульях, которые упомянула руководитель школы № 17. В чем же их уникальность и польза? Да в том, что мебель адаптируется под конкретного человека. То есть, имеется возможность настройки угла наклона сидения и спинки по росту и состоянию позвоночника. При этом плечи прилегают к спинке, как положено. Благодаря такой мебели пользователь в процессе длительной сидячей работы не будет ощущать чувство усталости. Поэтому эргономическое кресло идеально подходит для эксплуатации в учебных заведениях.

Но отмечу, не в каждой школе мебель вообще обновляется. Обеспеченность многих школ всё еще держится на уровне советских стандартов. Было бы справедливо узнать также мнение учеников о том, насколько удобно им учиться, располагаясь на школьной мебели:

Милена, 3-й класс:

— Парты в классе у нас старые, стулья тоже старые, у них плохо закреплены болты, поэтому сиденье двигается. Сидеть весь урок на таком твердом стуле тяжело. У нас даже был случай, когда мальчик на парте сзади меня заснул на уроке. Наверное, устал. Я сказала учительнице, но она не стала его будить. На уроке музыки немного другие парты, чуть покатые, не плоские.

— А хочется во время урока встать и размяться?

— Да, хочется, все затекает.

— Физкультминуток у вас во время урока нет?

— Нет.

— А сколько минут длятся перемены?

— Смотря, после какого урока. Бывают по 5 минут, бывают по 10, а после английского – 15 минут.

Алан, ученик 2 класса.

— У нас парты и стулья старые, покрашенные.

— Тебе удобно сидеть весь урок за такой партой и на таком стуле? Устаешь за урок?

— Не очень удобно. Хочется положить голову на парту и отдохнуть. Нас перевели в другой кабинет, потому что потолок посыпался.

Тимофей, ученик 5 класса:

— В некоторых кабинетах есть мягкие стулья, там сидеть удобнее, чем на жестких деревянных стульях. На таких и спина очень устает. По 10 –бальной системе, я бы поставил школьной мебели 5 баллов. У нас только доски новые, интерактивные, висят во всех кабинетах рядом с обычными досками.

— У вас не бывает минуток разминки на уроках?

— Такого я не помню.



А как дела в образцовой школе?

Назарбаев Интеллектуальная школа (НИШ), является образцовой. Интересно, какая там школьная мебель? Руководство школы любезно пригласило нас увидеть все собственными глазами.

В фойе школы расположены мягкие кожаные диванчики и столы для настольного тенниса. У каждого ученика имеется свой именной шкафчик, что тоже является большим преимуществом. Конкретно о мебели, можно сказать, что в кабинете физики, химии, и робототехники мебель не регулируется под рост обучающихся школьников, она попросту подобрана по подходящим средним физиологическим параметрам.

А вот остальные кабинеты оборудованы стандартной мебелью, но с регулируемыми под рост учеников стульями и партами. У каждого ученика имеется свой ноутбук, который он с легкостью может поставить на зарядку в школе, в специальный бокс, который запирается на замок.

В школе представлено всё, чтобы ученик чувствовал себя комфортно: от настольного тенниса до шахмат; от удобных диванов, до индивидуальных шкафчиков; от яркого и приятного оформления, до уютных просторных коридоров. Всё, кроме мебели в специализированных кабинетах физики, химии и робототехники, где стулья и столы установлены стандартно на один рост.

Что получается в итоге? А то, что образцовая интеллектуальная школа Назарбаева, не во всех случаях оснащена мебелью с регулируемой высотой парт и стульев. Соответственно, те три кабинета, которыми будет оснащена школа №17, а именно кабинет робототехники, кабинет физики и химии, будут ровно такими же, как в интеллектуальной школе Назарбаева: простые столы и пластмассовые стулья в кабинете физики, и стулья с мягкой спинкой и сидением в кабинете химии и робототехники. Причем сами же учителя данной школы отмечают, что ученики порой жалуются на пластмассовые стулья и на их неудобство.

В свою очередь, родителям на заметку: если вы заметили, что школьная мебель не соответствует санитарным правилам, а именно, индивидуальным параметрам вашего ребенка, и пагубно влияет на его здоровье, то незамедлительно поднимайте этот вопрос в школе, обсуждайте его с руководством и решайте данную проблему. Ведь здоровье вашего ребенка именно в вашем внимательном к нему отношении, и именно в ваших руках.

Кристина Капрелян