Итог блокировок Telegram

Газета "Flash!"

На днях в Алматы прошел Евразийский медиа-форум. На нем оживленно обсуждалась ситуация, сложившаяся на сегодняшний день с социальными сетями. Соцсети становятся едва ли не ведущим источником новостей, значительно опережая традиционные СМИ в оперативности и в популярности. И не только в этом значение соцсетей. Они начинают диктовать повестку дня, образы поведения, становятся инструментом мобилизации масс, а также распространения различных деструктивных и радикальных идей.

Кстати, участники форума были удивлены, что в Казахстане работают практически все социальные сети. В такой позиционирующей себя демократической и европейской стране, как Украина, запрещены российские соцсети. А в самой России блокируется мессенджер Telegram. В этой связи, думается, интересными будут мысли нашей журналистки Ксении Хейфец.



Начиная с 16 апреля 2018 года Роскомнадзор начал активно блокировать популярный мессенджер Telegram. Официальной причиной блокировок называют действия террористических группировок, которые используют Telegram для координирования своих действий.



Пути обхода

Вспоминая предшествующие этому события о требовании предоставить ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей, получился по-настоящему фееричный парад безумия. Как в случае с предоставлением ключей, которых, по словам разработчиков приложения, не существует вовсе, РКН начал блокировать всё без разбора.

Павел Дуров, создатель мессенджера, уверил пользователей в том, что сервис будет использовать «встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей». Хотя и предупреждал, что стопроцентная доступность сервиса без VPN* не гарантирована.



*VPN вместе с прокси-серверами, сервисом Tor позволяют пользователю открывать ресурсы, заблокированные в той или иной стране.



Чтобы поддержать работу мессенджера без установки подобных инструментов пользователями, Telegram начал активно менять IP-адреса, используя новые адреса из облачных сервисов Amazon Web Services и Google Cloud. И, как только Роскомнадзор вносит новые IP-адреса в реестр и блокирует доступ к ним из России, мессенджер тут же переходит на новый адрес.

IP-адрес используется любым устройством, которое подключено к сети Интернет. Это как улица и номер дома, по которому можно найти ваше местоположение, только в рамках Глобальной сети. Любой сайт в Интернете тоже имеет свой адрес, только по одному адресу может быть прописано несколько жильцов-сайтов. Блокируя определенный IP-адрес, под замком оказываются все его жильцы. То есть недоступными становятся сразу все сайты на нем зарегистрированные.

Изначально Telegram зарегистрировал для работы сервиса около 8 тыс. IP-адресов, которые по решению Таганского суда были внесены в реестр запрещенных. В дальнейшем же сервис стал арендовать адреса Amazon и Google. Как только РКН отслеживал и блокировал адреса мессенджера, он тут же переходил на новые. Помимо того, Роскомнадзор ведет переговоры с Google Play и AppStore об удалении Telegram, но магазины приложений совсем не спешат отвечать на такие просьбы.



Хронология событий

16 апреля 2018 года Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса, используемые Telegram, включая те, которые мессенджер арендовал у Amazon и Google. В первую неделю в реестр запрещенных попали более 18 миллионов адресов. Telegram продолжал работать, а вот многие сторонние сервисы оказались недоступны. Наблюдались перебои в работе Viber, некоторых платёжных систем, сервисов регистрации на авиарейсы, систем продажи электронных полисов ОСАГО, сайтов СколТеха, МГУ, Высшей школы экономики и других вузов, научных архивов, системы подачи заявок в РФФИ.

22 апреля стали недоступны поисковая система Google и онлайн-переводчик Google. О том, что причиной тому служат блокировки РКН, пользователи узнали из каналов в том самом Telegram. Роскомнадзор объяснил блокировку тем, что «Google позволяет мессенджеру Telegram использовать свои IP-адреса для обхода блокировки», а позднее отверг свою причастность к блокировке Google, возложив ответственность за сбои на «операторов, не имеющих полноценных систем фильтрации».

27 апреля в реестр запрещённых адресов на несколько часов попали Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Yahoo! и Liveinternet.ru. РКН объяснил это «технологическими особенностями работы системы».



Последствия

В результате блокировок была нарушена работа около 400 интернет-ресурсов. Интересно, что надзорный орган заблокировал даже свой собственный сайт, но мессенджер как работал, так и продолжает работать.



Реакция на блокировки не заставила долго ждать. 22 апреля в разных городах России прошла «акция в поддержку свободного интернета», приуроченная к седьмому дню блокировки Телеграма. Жители России запускали бумажные самолётики (символ Телеграма).

Интернет-террор заставил людей проявлять активность в реальной жизни. Есть в этом и свои плюсы, конечно — отвлеклась молодежь от треклятых мобильников и вышла погулять. Погулять пошли по проспекту Академика Сахарова в Москве на митинг против блокировки Telegram, а также против Роскомнадзора и цензуры. Митинг насчитывал 12 тыс. человек и прошел без грубых нарушений, не считая того, что участники акции обвинили в блокировке Telegram президента РФ Владимира Путина.

В ситуации с блокировкой Telegram сработал эффект обратного действия. Его еще можно назвать антирекламой. На фоне попыток блокировки количество пользователей совсем не уменьшилось, а наоборот возросло. Увеличилось и количество просмотров каналов в мессенджере.

Блокировки, заставившие молодежь выходить на митинги, стали хорошим поводом для оппозиции нести свои идеи дальше, воздействуя на все большее количество людей. Стоит вспомнить события в Египте в 2011 году, когда блокировка интернета привела к тому, что не было адекватного диалога оппозиции с властью, люди вышли на улицы и начали громить всё, что встречали на своем пути.

Шутки шутками…

Очень сильно с митингующей молодежью контрастируют активистки патриотического движения «Отряды Путина». По-настоящему смешно и страшно становится, когда осознаешь, что в эти отряды входят исключительно пенсионеры.

27 апреля активистки движения провели перфоманс, в ходе которого демонстративно сожгли портрет создателя Telegram Павла Дурова и логотип мессенджера. Встав в круг, пенсионерки рвали и поджигали распечатанные бумаги, требовали «закрыть, уничтожить» мессенджер в России, чтобы его «вообще не существовало». «Предателю» Дурову, который выступает «против России», они посоветовали «гореть всю жизнь и сгореть дотла».

Пенсионерки явно с трудом понимали, что это за организация такая и что она делает. И если пенсионерам позволительно не разбираться в технологиях, то вот их детям (людям 30-50 лет) уже стоило бы освоить основы. Массовое отсутствие цифровой грамотности порождает большое количество виртуальных бесов, а бесов надо изгонять. Самый известный из всех бесов – «Синий кит». Это якобы существующая игра, финальной целью которой является совершение самоубийства. Новости о ней были раздуты в СМИ и вызвали массовую народную панику, а вина за все подростковые суициды в итоге была списана на «группы смерти» и игру, существование которой не доказано до сих пор.



На волне блокировок подростки придумали шутку про нового «синего кита». В сети было выложено шуточное письмо от Роскомнадзора о «ВиПээН» (VPN), с помощью которого подростков вербуют в террористы с помощью мессенджера Telegram. К вечеру 17 апреля шутка докатилась уже и до аудитории «Одноклассников», где ее сразу же заметили родители и приняли всерьез.



При чем здесь Казахстан?

Все прекрасно понимают, почему у нас иногда по вечерам не работают YouTube и Instagram – очередная трансляция Аблязова. Обратное действие и здесь, и заключается в нарастающем интересе послушать, что же он там такое вещает, а может даже поверить ему, невзирая на то, что он является крайне подозрительной личностью на политической арене Казахстана. Убедиться в этом можно почитав его биографию.

Блокировки по вечерам это только вершина айсберга. У нас в стране заблокировано большое количество ресурсов. Некоторые из блокировок вызывают откровенное недоумение. Если с Deviantart все понятно – на этот ресурс для художников, где они могут презентовать публике свои работы, в последнее время набежало немало девиантов. На личном опыте проверила, что выкладывают не только рисунки обнаженной натуры и изображения умеренной жестокости, но и фото мужских половых органов в купе с плохо нарисованными пони от девочек лет тринадцати. Сочетание не самое удачное. А вот блокировка Coub.com вызывает некоторый диссонанс. Смешные зацикленные видео котиков были обвинены в экстремизме.

Блокировки подобных ресурсов не вызывают больших потерь, но вызывает опасение возможность похожих блокировок как в России. Без сомнений это вызовет волну общественного недовольства. На фоне прошедшего 10 мая в Астане несанкционированного митинга, любое действие, направленное на цензуру и ограничение свободы слова, будет играть на руку оппозиции, потому что будет повод снова поднимать людей.

Конечно, в существовании оппозиции есть свои плюсы – это заставляет власти реагировать. Однако опасность кроется в том, что чаще всего такие страны как Россия и Казахстан идут по наиболее неправильному пути – по пути запретов. Ведь все мы знаем, что запретный плод сладок.

Ксения Хейфец