Министр не будет приносить извинения

Газета "Flash!"

Принесет ли министр здравоохранения РК Елжан Биртанов извинения больным, оказавшимся без лекарств, людям, которым пришлось испытать мучения от сильнейшей боли? Почему в этом году сложилось такое катастрофическое положение с бесплатными лекарствами, и признает ли министерство свою вину за срыв поставок медикаментов? Будут ли компенсированы расходы тем больным, которые купили лекарства за свой счет?

Людмила Бюрабекова – председатель Комитета фармации Министерства здравоохранения РК



Об этом и многом другом, связанном с поставками лекарств, мы попросили рассказать министра здравоохранения страны. Но, как обычно, наши вопросы переадресовали нижестоящим чиновникам. В итоге, на вопросы редакции газеты «Flash!» отвечает председатель Комитета фармации Минздрава РК Людмила Бюрабекова. Но от этого интервью не стало менее интересным.

Прежде всего, Людмила Витальевна сообщила, что по состоянию на 24 апреля 2018 года (дата предоставления ответов – ред.) для Восточно-Казахстанской области фармацевтическая услуга по хранению, транспортировке и реализации лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоров закуплена. (Нас интересовала, прежде всего, ситуация с поставкой обезболивающих лекарств для онкобольных). В настоящее время, с поставщиком ТОО «АСФАРМ» заключается договор на оказание фармацевтической услуги. Итак, констатируем, что до конца апреля вопрос обеспечения лекарствами больных раком на IV, самой последней и самой тяжелой стадии болезни, не был решен!

Теперь перейдем к ответам на наши вопросы.

— В интервью газете «Время» (№47, 29.03.2018г.) Вы (речь идет о министре Е. Биртанове) сказали, что при проведении реформ в здравоохранении нужно руководствоваться правилом «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Было ли соблюдено это правило при принятии решения о переводе снабжения амбулаторных больных бесплатными лекарствами единому поставщику – ТОО «СК–Фармация»? Просчитывались ли все возможные негативные последствия, риски, необходимость принятия заблаговременных управленческих и организационных решений на местах?

— До 2018 года лекарства для амбулаторного лекарственного обеспечения закупались из местного и республиканского бюджета. В основном, Управления здравоохранения проводили закуп фармацевтической услуги у фармацевтических компаний, в которую входили и стоимость самих лекарств, и услуги по их транспортировке, учету и реализации через аптечные пункты этих компаний. Причем закуп этих услуг проводился в начале года и, соответственно, поставки начинались уже позже. Это и стало одной из важных причин передачи закупа амбулаторного лекарственного обеспечения единому дистрибьютору.

Еще одной важной причиной передачи амбулаторного лекарственного обеспечения для закупа в систему единой дистрибуции стала значительная экономия, которая образуется благодаря консолидации объемов закупа со всей республики и особым закупочным процедурам, которые позволяют значительно снизить цены на лекарства. Причем сэкономленные средства – это те деньги, которые медицинские организации в последующем используют для дополнительного закупа лекарств, обеспечивая более широкий охват пролеченных пациентов.

Так, в 2016 году Министерством был проведен анализ закупа фармацевтических услуг в разрезе регионов. По итогам анализа выявилось отсутствие единых подходов к закупу фармацевтической услуги и высокие цены. Например, стоимость одного и того же препарата эналаприл с учетом фармацевтической услуги в регионах колебалась от 104 до 239 тенге, при этом в рознице такой же препарат стоил 60 тенге (или 75 тенге с учетом 25% наценки);

В связи с этим, Министерством было принято решение о проведении в 2017 году пилотного централизованного закупа 47 наименований лекарственных средств для бесплатного амбулаторного обеспечения из средств местных бюджетов через Единого дистрибьютора. Экономия составила от 22 до 66% в разрезе наименований.

С внедрением новой системы амбулаторного лекарственного обеспечения Единым дистрибьютором ТОО «СК-Фармация» предусмотрено разделение структуры фармацевтической услуги на непосредственно лекарственные средства, услугу по транспортировке и хранению и на услугу по учету и реализации (до 12%). Произошло снижение стоимости фармуслуги на 13%. Следует отметить, что 8 регионов страны отказались от услуг учета и реализации, а сэкономленные финансовые средства направили на дополнительный закуп лекарств.

— Известно ли было заранее, что ТОО «СК-Фармация» не имеет лицензии на поставку наркосодержащих препаратов? Если было известно, то, что помешало решить этот вопрос получения лицензии до начала года и до перехода на новую систему поставок? Почему этот вопрос не был решен заблаговременно?

— Да, известно. Единому дистрибьютору ТОО «СК-Фармация» не требуется лицензия в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее — НсПвП), так как он закупает только фармацевтическую услугу.

Согласно Правилам (Постановление Правительства Республики Казахстан № 1729 (далее – ПП РК №1729) закуп НсПвП предусмотрен только через фармацевтическую услугу. Фармацевтическая услуга включает в себя закуп, хранение, транспортировку и реализацию. В связи с чем, лицензию в сфере оборота НсПвП должны иметь потенциальные поставщики (т.е. аптеки) для того, чтобы провести закуп таких препаратов способом двухэтапного тендера.

— Почему не было учтено то обстоятельство, что вновь организуемым аптечным пунктам при СВА и поликлиниках также потребуется получение лицензии на работу с наркосодержащими препаратами, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий? Просчитывалось ли, что эти аптечные пункты будут не готовы хранить и выдавать онкобольным обезболивающие лекарства с содержанием наркотиков? Почему работу по надлежащей организации аптечных пунктов и приведению их в соответствие всем нормативам нельзя было провести заранее, задолго до 1 января 2018 г.?

— Закуп фармацевтической услуги (лекарственных средств, содержащих наркотические средства) предусмотрен через поставщиков, имеющих соответствующее разрешение на фармацевтическую деятельность, а не через аптечные пункты при СВА и поликлиники.

Для участия в закупе фармацевтической услуги, предусмотрено наличие соответствующего разрешения, лицензии в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

— Почему тендер на поставку лекарств для амбулаторных онкобольных не был проведен заблаговременно, до начала нового года?

— 30 июня 2017 года вступил в силу Закон РК, затрагивающий вопросы централизации амбулаторного лекарственного обеспечения (далее – АЛО). В реализацию данного Закона были утверждены в новой редакции Правила закупа лекарственных средств (далее – ЛС), изделий медицинского назначения (далее — ИМН) и медицинской техники (далее – МТ) (ПП РК 1729 и 515), приняты 8 ноября 2017 года.

Также, в ноябре 2017 года разработаны и утверждены «Правила формирования цен и перечней лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС)». 13 октября 2017 года Единым дистрибьютором был объявлен тендер на закуп 484 ЛС и ИМН, который не состоялся в связи с отсутствием зарегистрированных цен (за исключением 45 орфанных препаратов).

В связи с чем, Министерством в ноябре 2017 года разработан и утвержден приказ по зарегистрированным ценам ЛС и ИМН (около 5000 наименований). Согласно Правилам закупа, длительность процедуры 2-х этапного тендера, проводимого Единым дистрибьютором по закупу ЛС и ИМН, составляет 59 дней. Ориентировочная дата начала поставки ЛС — с 15 февраля по 10 марта 2018 года.

В этой связи, в целях недопущения срыва лекарственного обеспечения внесены дополнения в ПП РК №1729 в части предоставления возможности единому дистрибьютору ТОО «СК-Фармация» осуществления закупа 3-х месячной потребности ЛС, ИМН на 2018 год из одного источника. Что позволило провести закуп и начать поставки лекарств с 10 января 2018 года.

— В январе-марте т.г. ТОО «СК-Фармация» несколько раз объявляло тендер на поставку лекарств для амбулаторных онкобольных, но тендеры не состоялись из-за отсутствия участников. В чем причина отсутствия потенциальных участников? Может быть, в заниженных ценах? Почему не были приняты оперативные меры для скорейшей поставки лекарств для онкобольных на текущий период без проведения конкурсных процедур? Ведь больные, не получая лекарств, были, по сути, подвергнуты пыткам болью.



Елжан Биртанов – министр здравоохранения РК



— Централизация АЛО и соответствующие внесенные изменения в нормативно-правовые акты в ноябре 2017 года привели к позднему проведению тендерных процедур.

В связи с этим, Министерством заблаговременно (начиная с сентября 2017 года) были проинформированы все региональные управления здравоохранения о необходимости формирования запасов лекарств на период январь-февраль 2018 года. Для этого дополнительно были выделены средства из республиканского бюджета в размере 5,4 млрд.тенге.

Однако, в некоторых регионах закупленные лекарственные средства были выданы пациентам уже в конце 2017 года, в результате чего запасы лекарств в медицинских организациях ряда регионов на период январь-февраль 2018 года не имелись в полном объеме.

В настоящее время ситуация уже практически выровнялась, большинство препаратов уже закуплены, и есть на складах единого дистрибьютора.

Государственная квота — это расчет потребности, в пределах которой осуществляется их оборот юридическими лицами, имеющими лицензии в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Данная квота утверждена ПП РК «Об утверждении государственной квоты на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры на 2019 год».

— Какие меры приняты на сегодняшний день по лекарствам для онкобольных, и в целом по бесперебойным поставкам бесплатных лекарств для всех категорий амбулаторных больных?

— По состоянию на текущий момент для амбулаторного лекарственного обеспечения казахстанцев закуплено 424 наименования ЛС и ИМН. В целом по списку Единого дистрибьютора закуплено 1045 наименований для амбулаторного и стационарного лекарственного обеспечения, что составляет 95% из общей потребности. По не закупленным препаратам повторно проводятся тендерные процедуры, итоги будут подведены 27 апреля.

— Будут ли привлечены к ответственности чиновники, по вине которых была сорвана поставка бесплатных лекарств? Если будут привлечены – то к какой ответственности? Обнародует ли министерство фамилии виновных и информацию об их наказании? Принесет ли министр публичные извинения больным за причиненные страдания?

— Законом Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» внесены изменения в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», предусматривающие централизованный закуп лекарственных средств, связанных с амбулаторным лекарственным обеспечением.

Данный Закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, тогда как сам Закон был официально опубликован 3 июля 2017 года.

Вместе с тем, для реализации внесенных в Кодекс изменений, потребовалось внести изменения в порядок закупа лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2009 года № 1729, предусматривающие процесс закупа лекарственных средств, связанных с АЛО.

Данные изменения приняты Правительством 8 ноября 2017 года, при этом вступили в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования (официальное опубликование 21 ноября 2017 года).

То есть, исходя из вышеизложенного, обстоятельства, сложившиеся вокруг нормативной регламентации централизованного закупа ЛС, связанных с амбулаторным лекарственным обеспечением, привели к задержке и позднему объявлению закупа лекарственных средств, что цепной реакцией отразилось на своевременной закупке и надлежащей их поставке.

Вместе с тем, Министерством были предприняты меры для своевременного и бесперебойного лекарственного обеспечения граждан – проанализированы остатки лекарств в регионах, выделено дополнительное финансирование из средств республиканского бюджета в размере 5,4 млрд. тенге для формирования запасов на январь-февраль месяцы, проведены закупки 90-дневной потребности из одного источника в декабре 2017 года для начала поставок с января 2018 года.

Следует отметить, что формированием потребности в лекарствах для обеспечения диспансерных пациентов на амбулаторном уровне занимаются региональные управления здравоохранения с учетом динамики заболеваемости, регистрами диспансерных пациентов и темпами потребления за предыдущий финансовый год.

— Поскольку бесплатные лекарства отсутствовали, больные вынуждены были приобретать медикаменты за свой счет. Тем не менее, средства на эти лекарства уже выделены, и закупки все равно будут произведены. Что будет с партиями лекарств, которые должны были выдать больным в январе – апреле, но не выдали? Эти лекарства все-таки получат больные в качестве компенсации за потраченные собственные средства, или эти медикаменты уже «не считаются»? Есть неофициальная версия, что такие лекарства, которые поступили позже срока, затем направляются в свободную продажу. Что происходит с такими лекарствами, куда они направляются в дальнейшем? Или закупки происходят уже за минусом прошедших месяцев года? Будет ли предусмотрен механизм компенсации тем больным, которые имеют право на бесплатные лекарства, но вынуждены были приобретать их за собственные средства?

— Деятельность, осуществляемая Министерством здравоохранения Республики Казахстан, как и любого другого государственного органа нашей страны, регламентирована действующим законодательством Республики Казахстан, а также актами, принимаемыми в его реализацию. То есть, деятельность Министерства здравоохранения ограничена нормами, установленными законодательством, а также установленной для него компетенцией, задачами и функциями.

Требования к процессу закупа лекарственных средств в рамках ГОБМП установлены Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» и Правилами, утвержденными ПП РК.

Следует отметить, что при сборе предварительной потребности на амбулаторное лекарственное обеспечение на 2018 год был выявлен дефицит в лекарствах как минимум на уровне 32% или 60 млрд. тенге. Дополнительным подтверждением дефицита лекарств является большое количество обращений в Министерство касательно отсутствия бесплатных лекарств (Кызылорда, Астана, Алматы, ЗКО, ВКО), а также подтвержденные данные из управлений здравоохранения. Таким образом, все закупленные лекарства будут выданы пациентам в рамках ГОБМП, а в случае наличия остатка, законодательством предусмотрен порядок перехода остатка лекарственных средств, нереализованных в текущем году, на следующий финансовый год. Данный порядок позволяет государству оперативно обеспечить нуждающихся в лекарственных средствах, начиная с первых дней соответствующего года, а также сэкономить на разнице лекарственного средства.

Также, один из способов решения проблем с планированием лекарств и формированием адекватных объемов при закупе, напрямую связан с внедрением медико-информационных систем (МИС) во всех амбулаторных организациях, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Интеграция МИСов с действующими информационными системами лекарственного обеспечения (ИСЛО), регистрами пациентов и Единой информационной фармацевтической системы ТОО «СК-Фармация» позволит вести учет диспансерных больных, охватить 100% выпиской рецептов на бесплатные лекарства в электронном формате и вести учет остатков лекарств в онлайн режиме. Эту работу Комитет проведет в течение 2018 года.

От редакции. Итак, уважаемые читатели, вы видите, что чиновники минздрава всю проблему срыва поставок лекарств свалили на объективные обстоятельства. Дескать, новый закон был принят поздно, лишь в июле прошлого года. Да и правительство припозднилось с принятием новых правил централизованного закупа лекарств для амбулаторных больных, приняв этот документ лишь в ноябре. Также только в ноябре определили и правила формирования цен на бесплатные лекарства. Вот и получается, что тендеры были объявлены так поздно. А поставленные в регионы дополнительные партии лекарств, которые больные должны были получить в январе-феврале 2018 года, почему-то закончились уже в конце 2017 года?! Вот и получается, что винить в срыве поставок лекарств некого, и извинения никто народу приносить не будет!

Из этих ответов высокого должностного лица минздрава хорошо видна вся наша управленческая система, которая, похоже, работает сама для себя. Изменения в закон были приняты в июле. Впереди еще 5 месяцев. Неужели недостаточно, чтобы принять необходимые документы? Но их принимают лишь в ноябре! Через 4 месяца после внесения поправок в закон! А почему нельзя было раньше? И кто разрабатывает для правительства правила закупа лекарств и правила определения цен на медикаменты? Разве не само министерство здравоохранения? Выходит, что министерство само и виновато в затягивании с принятием необходимых правил! Но в ответе они кивают куда-то в неопределенную сторону. Нет, господа, не получится водить народ за нос!

Между тем, речь идет всего лишь о бумажках, всего лишь о правилах, которые просто нужно сесть и вовремя разработать. По другую сторону – десятки, сотни тысяч больных, которые страдают и ждут лекарств! По состоянию на конец апреля закуплено 95% от необходимого для амбулаторных больных объёма лекарств. Значит, те больные, которые не получили эти недостающие 5%, продолжают страдать! Что же это за система управления у нас такая, если чиновники не в состоянии за 4 месяца решить вопрос с медикаментами?! Зачем нам такие управленцы?!

Единственное, что такие чиновники делают хорошо и вовремя – получают зарплату. Здесь срывов не бывает. Вот только некоторые цифры. Согласно республиканскому бюджету на 2018 год расходы на формирование государственной политики в области здравоохранения (говоря проще, на содержание министерства здравоохранения и других республиканских управленческих структур в медицине) составляют 16 миллиардов 330 млн. 372 тыс. тенге. На реформирование системы здравоохранения выделено 2 млрд. 975 млн. тенге. Хорошие деньги, уважаемые читатели? А ведь это деньги налогоплательщиков, в том числе и тех больных, которые так и не дождались бесплатных лекарств! А заслуживают ли чиновники от медицины таких расходов на них? Больные 4 месяца не получали лекарств, но чиновники, ответственные за поставку медикаментов, свою зарплату, и, судя по приведенным цифрам, немаленькую, получали исправно!

Подготовил

Денис Данилевский