Экологической службе – 30 лет

Газета "Flash!"

Приближается замечательный праздник всех защитников природы и специалистов по охране окружающей среды – День эколога, который будет отмечаться 5 июня. К тому, же в этом году специалисты — экологи отметят свой 30 –летний юбилей. Трудно представить, что всего три десятилетия назад единой экологической службы попросту не существовало, что неминуемо привело к возникновению проблем, многие из которых современным экологам не удается разрешить и по сей день.

О том, как создавалась служба, без которой сейчас невозможно представить существование всего человечества, какие экологические проблемы существовали в то время и как строилась работа молодой организации — рассказывает непосредственный участник тех событий, один из первых руководителей комитета охраны природы Восточно-Казахстанской области Адамов Ришат Жомартович.

В конце 80-х, с развитием индустриальной промышленности стали возникать острые экологические проблемы. Условия жизни людей ухудшались, что приводило к возмущению населения во всех республиках СССР. Именно тогда, в 1988 году, при Совете министров СССР был создан государственный комитете по охране природы, а через месяц такие комитеты сформировали и во всех союзных Республиках. В их полномочия входил контроль за охраной животного и растительного мира, рыбных запасов, земельных ресурсов, водоемов и атмосферного воздуха.

В 1989 г. руководителем комитета по Восточно-Казахстанской области был назначен Адамов Ришат Жомартович, который возглавлял его на протяжении 14 лет. Общая контролируемая площадь составляла 283, 3 тыс. кв. км. с населением 1 млн. 660, 6 тыс. человек.

— Было очень сложно. Совершенно не было нормативной базы, экологическое законодательство только — только формировалось методом проб и ошибок, постоянно корректировалось. Постепенно багаж знаний и опыта накапливался, стали включаться экономические рычаги. ВКО была первой в Республике, где был образован резервный фонд охраны природы за счет платежей и возмещения ущерба за загрязнение окружающей среды, который был в составе нашего управления. К чести тогдашнего руководства, среди всех областей РК процент использования этих средств на охрану природы был самый высокий, — вспоминает Ришат Адамов.

В связи с крайне напряженной экологической обстановкой в области и Усть-Каменогорске, на основании поручения Правительства в 1991г. была проведена комплексная экологическая экспертиза области с привлечением крупнейших ученых, экологов, специалистов здравоохранения и многих других. Исследования, выводы и рекомендации комиссии были положены в основу развития направлений природоохранной работы специалистов комитета, нашли отражение в программе оздоровления окружающей среды области и в обосновании необходимости разработки законодательства по социальной защите граждан, проживающих в зонах экологического бедствия.

В ту пору, самым знаменательным событием для экологии региона стал Указ Президента Нурсултана Назарбаева о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. На волне борьбы с радиационной опасностью и в Усть-Каменогорске началась работа по ликвидации радиационных пятен.

— При нашем комитете была создана специальная группа по исследованию радиационных пятен и разработана программа по их ликвидации. В первую очередь были обследованы территории промплощадки и взяты пробы грунта в разных точках города, наугад. Результаты были поразительны, фонили даже деревья и различные металлические конструкции. Радиационные пятна были обнаружены на территориях больниц, детских садов, на р. Комендатке, в районе СДИ и других местах. Часть пятен была ликвидирована. На эту работу были выделены немалые деньги и даже закуплены радиометры, которые установили в 9 точках города. Однако превышение радиационного фона за все годы их работы выявлено не было.

К сожалению, начало 90-х ознаменовалось и катастрофическим событием для всего населения Усть-Каменогорска. Аварией на бериллиевом производстве Ульбинского металлургического завода, последствия которой до сих пор остаются тайной «за семью печатями».

— Бывший директор завода Виталий Метте принял все меры, чтобы наше участие в расследовании этой катастрофы было минимальным. В расследовании учувствовало 3-е закрытое управление Министерства здравоохранения СССР. Все документы, которые касались итогов работы этой комиссии или даже фрагменты шли под грифом «секретно» и до сих пор остались таковыми, — рассказывает Ришат Жомартович.

К слову сказать, последствия не только глобальных экологических катастроф, но и влияние загрязненного атмосферного воздуха на здоровье населения по сей день практически невозможно определить. По словам специалистов, даже в мировой практике попытки коррелировать состояние здоровья населения и атмосферного воздуха остаются бесплодными, потому, что невозможно учесть синергетический эффект, когда газы, смешиваясь в атмосфере, образуют неизвестные соединения вредных веществ. К тому же, в те не столь отдаленные годы, предприятия всячески старались скрыть возникающие на производстве аварийные ситуации. Экологам тех лет «поймать за руку» нарушителя было гораздо сложнее.

Чтобы как-то улучшить ситуацию с определением источников выбросов, экологи решили закупить систему (аналог РАИСПЭМ – Региональной автоматизированной информационной системы производственно-экологического мониторинга), которая должна была отслеживать состояние атмосферного воздуха Усть-Каменогорска в режиме он-лайн, стоимость которой составляла 3 млн. долларов. Однако, швейцарская фирма, с которой был заключен контракт на поставку оборудования, неожиданно обанкротилась, а часть оборудования, которое успели получить специалисты, была направлена на улучшение работы гидрометеорологов. В тот период это помогло специалистам улучшить систему определения виновника нарушения.

-Я помню очень серьезный случай, когда по халатности огромная емкость с загустителем была сброшена в очистные сооружения СЦК, и все ушло в реку Ульбу. Тогда там погибла практически вся рыба. Ею были усыпаны все берега. Предприятие очень серьезно наказали, размер штрафа тогда составил около 2 млн. рублей.

Именно в тот период, при непосредственном участии экологических служб, началось глобальное внедрение различных передовых технологий в производственные процессы предприятий. Уже тогда разработанная учеными ВНИИцветмет технология КИВЦЕТ начала применяться на свинцово-цинковом комбинате, и сейчас она успешно работает в зарубежных странах. Общими усилиями удалось добиться ощутимых результатов в сокращении выбросов от стационарных источников более чем на 30%.

— В то время, основную часть (это порядка 80%) в атмосферный воздух выбрасывали промышленные предприятия и более 200 котельных, а 20% отдавалось передвижным источникам. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Выбросы от предприятий уменьшились по двум основным причинам. Во-первых, сократилось производство и количество самих предприятий, и, во-вторых, это, конечно, внедрение новых технологий очистки. Сегодня больше половины всех выбросов можно смело отнести к автотранспорту, количество которого увеличилось в четыре раза, при этом в отличие от предприятий, у которых присутствует элемент рассеивания, автомобильный транспорт выбрасывает выхлопные газы на уровне дыхания человека.

Однако, по словам Ришата Адамова, и тогда и сейчас для экологов не существует неразрешимых ситуаций, и решение любых экологических проблем зачастую упирается только в вопрос финансирования.

— Любые проблемы — они решаемые, и мы знаем, что нужно делать в первую, во вторую очередь, а что на длительную перспективу. У нас лучшие специалисты во всем Казахстане, и это давно доказано на практике. Я считаю, что наш регион заслуживает лучшего и мне хочется пожелать руководству Восточно-Казахстанской области и Республики Казахстан прислушиваться к мнению общественности и уделять немного больше внимания вопросам экологии.

Пресс-служба Центра экологической безопасности