То яма, то канава… Что делать: ныть в Интернете, или реально призвать дорожников к ответу?

Газета "Flash!"

Весна – время традиционной темы – состояние дорог. Вместе с растаявшим снегом открывается просто ужасающая картина разбитых дорог. Грустно не только от этого вида. Ещё печальнее знать, что всё это повторяется из год в год. Так было, так будет и в следующем году…

Нынче, однако, что-то совсем плохо. Просто ужас. И такое положение не в отдаленном селе, а в областном центре, можно сказать, даже мегаполисе по казахстанским понятиям.

Традиционно начинается и нытьё в Интернете. Народ выставляет картинки одна ужаснее другой. Здесь даже есть повод для творчества. Весьма оригинальным стало фото, где ямы на наших дорогах обретают форму сердечка. Может, дорожники таким образом кому-то в любви признаются?

К этим фото и видео целый поток комментариев. И цензурных, и нецензурных. Кто-то рассказывает, как попал в яму, залитую водой, по дороге на Бабкиной Мельнице, и машина получила повреждения… Кто-то пишет, что «уханькал» автомобиль на колдобинах. Кто-то отчаянно вопрошает власть: куда уходят наши налоги? Здесь же фото и видео пресловутого ямочного ремонта, когда дорожники кладут асфальт под дождём прямо в воду. Наиболее «продвинутые» в политике и экономике пишут, что такой способ «ремонта» самый выгодный, потому что деньги будут выделять каждый год, и именно поэтому ничего не изменишь. Если сделать ремонт хорошо, то дорогу можно не ремонтировать несколько лет, а это не входит в планы ни чиновников, ни дорожников. Некачественные дороги, получается, выгодны всем, кроме автомобилистов и пассажиров. Власть осваивает деньги, подрядчики получают работу, асфальтовые заводы – заказы. И здесь трудно что-то возразить. Кто-то восклицает: дескать, а что толку шуметь в Интернете – ну, написали, ну, выставили фото, а результата никакого. И они тоже правы.

Действительно, с приходом Интернета, и, особенно, социальных сетей, власть, похоже, удовлетворенно потирает руки. Ведь тысячи и тысячи взрослых людей ушли из реальности в виртуальный мир. Не будем говорить о тех, кто полностью погрузился в игрушки или, к примеру, в порнографию. Это уже клиника. Но ведь и вся гражданская активность перешла в социальные сети. Написал гневный пост, и уже ощущаешь себя героем. Поставил подпись под электронной петицией – и уже вообще чуть ли не подвиг совершил. Ну, а если фото или видео выложил – так уже круче какого-нибудь журналиста или политика стал! Пыл самоудовлетворения в Сети не остудили даже новые нормы закона о том, что нельзя размещать анонимные комментарии, нужно обязательно зарегистрироваться. Но ведь эта норма касается только казахстанских сайтов. И народ продолжает развлекаться и надувать щеки в Фейсбуке, Инстраграме, ВКонтакте и прочих иностранных ресурсах. Там можно писать и под вымышленным именем.

Месяца два назад, когда в Сети пошёл шум вокруг сбора подписей под петицией по экологии под громким названием «Хватит нас травить!», мы опубликовали статью: «Перестанут ли травить Усть-Каменогорск после петиции по экологии?». Ответ на этот вопрос сегодня уже очевиден.

Кстати, можно уверенно сказать, что с приходом лета и жары в соцсетях будут преобладать фото и видео смога, чадящих труб, фото людей в противогазах или респираторах, и поток нытья переместится на экологию. Дороги к тому времени худо-бедно закатают, и тема отойдёт на второй план до зимы, когда недовольство сосредоточится на проблеме уборки улиц от снега и гололёде. И так по кругу до бесконечности.

— Я уже устал говорить, что есть только один самый эффективный правовой способ заставить чиновников нормально работать, и выполнять свои обязанности – это подавать иски в суд, — рассуждает редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь», юрист, правозащитник Алексей Божков.

Алексей Николаевич не только говорит, но и имеет богатейший опыт защиты интересов горожан в суде. Пока подавляющее большинство предпочитает постучать по клавиатуре, и испытать неимоверное наслаждение собственной смелостью, Божков сам, в одиночку, на свои собственные деньги подаёт иски в суд.

Он судился с отделом ЖКХ по поводу размещения дорожных знаков на дорогах города, по поводу представляющих угрозу движению нависших деревьев. Он подавал иск, чтобы приняли меры по обеспечению безопасности детей, играющих на детской площадке в нескольких сантиметрах от дороги на бульваре Гагарина. Но доказать свою правоту Алексею Николаевичу было очень сложно, несмотря на все аргументы. Пришлось отделу ЖКХ держать ответ в суде и по поводу безобразного содержания кладбищ. Но там чиновники вывернулись, оказывается, 2 крупнейших кладбища города переданы в частную собственность. Но не было бы этого процесса, и мы бы никогда не узнали о приватизации погостов!

— Никаких правовых последствий ваши посты, фото, комментарии в Интернете не имеют, — говорит Алексей Божков. – Также, как и петиции. У нас даже эти петиции составляются юридически безграмотно. Подписант ставит закорючку, и всё. Хотя нужно полностью писать фамилию, имя, отчество, данные удостоверения личности, адрес, и только после этого ставить разборчивую подпись. Подобные петиции, наверное, сразу же идут на макулатуру в тех органах, куда их направляют. Не советовал бы я обращаться и в прокуратуру, это только лишняя трата времени, всё равно прокуратура вам ответит – обращайтесь в гражданском порядке в суд.

— Давайте рассмотрим ситуацию, когда машина на Бабкиной Мельнице угодила в залитую водой яму, и получила повреждения. В таком случае нужно сразу остановиться, принять все меры, как при ДТП, и вызвать дорожную полицию для составления протокола дорожно-транспортного происшествия, где пострадавшим будет владелец повреждённой машины. После составления протокола необходимо вызвать эксперта, имеющего лицензию на проведение автотехнической экспертизы. Эксперт из страховой компании в данном случае не поможет, поскольку страховая выплачивает только по полису гражданско-правовой ответственности. Вот эти документы: протокол ДТП, акт экспертизы с определением размера ущерба, чеки оплаты эвакуатора и чеки оплаты ремонта на СТО и послужат основанием для подачи иска в суд либо на городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, либо на конкретного подрядчика, либо и на отдел, и на подрядчика. Шансы победить в суде в таком случае не просто велики, они практически стопроцентные.

— Можно вызвать дорожных полицейских и даже в том случае, если нет повреждений. Но они должны составить протокол о том, что состояние данной дороги вызывает угрозу безопасному движению, здоровью и жизни людей, вынуждает нарушать ПДД, Ведь, к примеру, чтобы объехать крупную яму, приходится выезжать на встречную полосу, а это грубейшее нарушение. Потом с этим протоколом также можно подавать в суд, требуя привести дорогу в нормальное состояние, признать бездействие государственного органа и вынести частное определение акиму города о состоянии дороги, приводящем к угрозе жизни и безопасности, — продолжает Алексей Николаевич.

— Представьте, если в суд поступит хотя бы десяток подобных исков. Уверяю вас, что положение с дорогами в городе кардинально улучшится. А если отдел ЖКХ вместе с нерадивыми подрядчиками вынуждены будут компенсировать автовладельцам ущерб за раздолбанные машины, то положение совсем улучшится. Вот тут могут помочь и социальные сети, чтобы сообщить о таком иске, и попросить других автовладельцев, водителей поддержать эти требования. Прийти в суд в качестве свидетеля, или хотя бы присутствовать в зале суда как зрителям, как группе поддержки. Только так мы сможем сделать дороги в нашем, да и в любом другом городе или населённом пункте, на любой трассе — нормальными.

Правда, тут же Алексей Божков сокрушённо вздыхает.

— Я прекрасно понимаю, что вряд ли кто-то пойдёт по этому пути. Такой путь долгий, требует времени, сил, нервов, да и определённого мужества. Хотя, о каком мужестве тут можно говорить? Что – на амбразуру что – ли бросаться нужно? Это правовой путь, Конституция гарантирует нам возможность защищать свои права и интересы в суде.

Но, конечно, не каждый решится пойти в суд. Кто-то подумает: вот, подам иск, а потом меня гаишники замучают. Но ведь в суд подавать нужно не на дорожных полицейских, хотя и от их произвола также нужно защищаться в суде, но это уже отдельная история, а на отдел ЖКХ.

Но пока мы не осознаем, что только через суд мы сможем заставить и дорожников, и чиновников делать нормально и качественно свою работу, всё так и будет идти по-прежнему. Поэтому кто-то должен начать. Я уже давно начал, и ничего, как видите, слава Богу, живой. Но в одиночку не сдвинуть эту махину безответственности. Если все-таки есть желающие перейти от уже надоевшего нытья в Интернете к реальным делам, заставить работать всех, кто причастен к состоянию автомобильных дорог в городе – обращайтесь в редакцию газеты «Flash!» 24-83-72.

Кстати, когда мы прочитали в соцсетях о машине, угодившей в лужу на Бабкиной Мельнице, то сразу предложили обращаться в суд. И предложили помощь. Но в ответ последовала тишина. А вот посты об отвратительных дорогах появляются на самых разных интернет-ресурсах, как грибы после дождя, каждый день. Выходит, что не хочет народ ездить по хорошим дорогам.

Беседовал

Денис Данилевский