Когда уйдем со школьного двора…

Газета "Flash!"

Май — самая напряженная пора в школах. Учебный год подходит к концу, и ученикам, и учителям нужно его достойно завершить. Кто-то переходит в следующий класс, а кто-то готовится к Единому национальному тестированию, к выпускным и вступительным экзаменам в ВУЗ, определяет свой дальнейший жизненный путь. Нынче в школах страны было столько новшеств, что пора обдумать и первые итоги этих реформ.

Об этих и других проблемах школ областного центра нам рассказывает и.о. руководителя отдела образования г. Усть-Каменогорска Дина Ибраимова.

— Дина Калимбековна, завершается учебный год, первый год учебного процесса по обновленному содержанию учебных программ в некоторых классах. В начале этого учебного года большие споры и недовольство у родителей вызвали как сами учебные программы, так и содержание учебников, методика оценки успеваемости и другие новшества. Как прошел первый год обучения по обновленному содержанию? Какие имеются успехи, какие выявлены проблемы, недороботки, что нужно совершенствовать? Как в этом направлении идет взаимодействие с родительской общественностью?

— В сентябре 2017 года остро стоял вопрос о содержании и качестве учебников. Родители выражали сомнения в успешности обучения по новым учебникам. Профессионализм, компетентность, заинтересованность педагогов принять активное участие в формировании национальной системы образования позволили снять остроту этого вопроса. Педагоги проанализировали структуру, содержание учебно-методических комплексов и пришли к выводу, что обновленное содержание дает возможность проявить самостоятельность, адаптировать содержание к образовательным потребностям учащихся, их возможностям. Учителя активно используют в своей педагогической практике широкий спектр информационных ресурсов, что позволяет учебный процесс сделать более разноплановым, ярким, интересным, запоминающимся.

В современной национальной системе образования главным является не полученные знания, а их применение. Особое значение в обновленной программе отводится оцениванию. Отсутствие традиционной оценки больше всего вызывает вопросов у родителей: как отслеживать учебные достижения ребенка, насколько он успешен.

Школы в своей работе использовали индивидуальные консультации, групповые формы работы, проводили общешкольные и классные родительские собрания. Наибольшую эффективность, по оценке самих родителей, имели собрания, на которых применялись активные формы работы, позволившие им на практике познакомиться, что такое критерии, дескрипторы, формативное оценивание.

Именно формативное оценивание влияет на качество образования, а значит, каждый субъект образовательного процесса несет ответственность: учитель сопровождает ученика к достижению учебной цели, ученик мобилизует свои силы для продвижения, родители поддерживают и мотивируют.

Сегодня мы видим перспективу успешности внедрения обновленного содержания образования именно в тесном сотрудничестве педагогов и родителей как субъектов учебно-воспитательного процесса. На данный момент мы видим, что родители не только приняли, но и видят преимущества новой системы: рост самостоятельности учащихся, осознанное отношение к учению.

Результаты наблюдения за процессом внедрения критериального оценивания позволяют сделать следующий вывод: формативное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Безусловно, рано говорить о каких-то глобальных достижениях, но очевидно, что формативное оценивание действительно помогает повысить мотивацию школьников к учению. Доля обучающихся с высоким уровнем мотивации повысилась именно в классах с обновленным содержанием образования.

Наша справка. Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Дескрипторы – уровни достижения того или иного критерия, последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. (Источник – образовательные сайты).

— В следующем учебном году обновленным содержанием будут охвачены еще несколько классов. Как проявили себя педагоги тех параллелей, где уже шло обучение по обновленному содержанию, какова готовность учителей тех параллелей, в которых такое обучение еще предстоит?

— В следующем учебном году на обновленное содержание перейдут 3,6,8 классы. Средняя школа №39 в числе пилотных школ прошла апробацию учебных программ, учебников и учебно- методических комплексов.

Для успешного внедрения обновленного содержания создаются все условия, улучшается состояние материально-технической базы школ города, приобретаются учебники и учебно-методические комплексы обновленного содержания. С этой целью в рамках программы «Рухани жаңғыру» в области реализуется проект «Менің мектебім». Данный проект подразумевает оснащение школ области кабинетами предметной модификации (химии, физики, биологии, робототехники).

Педагоги проходят курсовую переподготовку по образовательной программе повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. В текущем году планируется 100% прохождение курсов.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса связаны и с переходом на пятидневную учебную неделю. Для школ это новвоведение позволяет реализовать задачу по воспитанию творческой личности и дает возможность использовать шестой развивающий день для предметно- творческой деятельности.

Для школьников, обучающихся по новой системе, сокращён объём домашних заданий. По расчётам, ученикам придётся тратить на домашнюю работу примерно на треть меньше времени.

В рамках реализации Комплексного плана по развитию трехъязычия на 2015-2019 годы 501 учитель прошел 120 — часовые курсы по методике преподавания английского языка в начальной школе с приглашением прямых носителей языка. Для учителей, показавших высокий результат, приглашены тьюторы (наставники) для 120 часового обучения на международный сертификат CELTA, который дает право быть тренером международного уровня для всех категорий людей, изучающих английский язык.

В 2017 году трем учителям языковых дисциплин вручены премии в размере от 170 до 800 тыс. тенге. Миссия школы была и остается — воспитание и обучение «Будущего страны», «Будущего нации». Каким оно будет, зависит от учителя, от его статуса в обществе.

— Долгое время педагоги не получали доплату за преподавание по обновленному содержанию. Решился ли этот вопрос с материальным стимулированием?

— Оплаты за обновленное содержание началась с апреля 2018 года с учетом задолженности с 01.01.2018 года. На данный момент задолженности по обновленному содержанию перед преподавателями школ города нет.

— В каких школах уже внедряется преподавание предметов на трех языках? В каком году планируется перейти на такое преподавание в тех параметрах, которые заданы министерством образования? Как идет подготовка педагогов к переходу на преподавание предметов на трех языках, особенно, учителей — предметников? Реально ли выполнить эту задачу? Смогут ли ученики получить в таком случае достаточно знания?

— На оснований приказа МОН РК № 556 от 31.12.2017 г. «О внесений дополнений в приказ МОН РК от 6.11.2014 г. № 455 «О пилотном внедрении обновленного содержания образования» с сентября 2017 года в 10 школах в пилотном режиме преподаются предметы естественно – научного цикла на английском языке: информатика — в школах № 2, 3, 9, 18, 30, 43; физика — в школах № 1, 9; биология — в школах № 11, 26; химия — в школах № 18,19. По итогам пилота Министерством образования будет принято окончательное решение по переходу на трехъязычное обучение.

На сегодняшний день 92 учителя естественно — научных дисциплин прошли языковые курсы на базе АО «НЦПК «Өрлеу» по теме «Формирование предметной и коммуникативно-языковой компетентности в условиях обучения на трех языках». По окончании курсов учителя- предметники сдают тестирование на уровень владения языком.

— Аким области подверг критике средние школы областного центра за прошлогодние показатели по ЕНТ, где Усть-Каменогорск уступил Аягозскому району. Был ли сделан анализ — почему ученики городских школ показали худшие результаты, чем учащиеся сельских школ?

— Анализ результатов Единого национального тестирования отделом образования города Усть-Каменогорска проводится ежегодно. И в 2017 году, несмотря на то, что, согласно п.56 ст.1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» единое национальное тестирование – одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения, анализ также был сделан. Результаты ЕНТ-2017 года школ города Усть-Каменогорска имеют положительную динамику в сравнении с ЕНТ-2016 года, несмотря на введение нового формата, и по общегородскому среднему баллу (повышение на 0,5 балла), и по выпускникам набравшим 100 баллов и выше (на 8 выпускников больше), и почти в 2 раза уменьшилось количество выпускников, набравших ниже 50 баллов (меньше на 49 выпускников). Следует отметить, что количество выпускников в сравнении с 2016 годом увеличилось. Доля выпускников школ текущего года, прошедших пороговый уровень при поступлении в вузы, составила 85 % и соответствует показателям, запланированным на 2017 год Государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы. Средний балл по городу Усть-Каменогорску выше областного и республиканского на 4,9 и 6,6 балла соответственно. И по результатам трудоустройства выпускников также имеется положительная динамика, в высшие учебные заведения поступили на 5,2 % больше выпускников в сравнении с 2016 годом. Поэтому некорректно называть результаты ЕНТ-2017 школ города Усть-Каменогорска «худшими».

— В каких школах города будут оборудованы кабинеты по образцу Назарбаев интеллектуальной школы? Смогут ли оборудовать эти кабинеты к новому учебному году?

— В рамках программы «Рухани Жаңғыру» по проекту «Менің мектебім», планируется оснащение 42 полнокомплектных средних школ, 70 кабинетами новой модификации (физики, химии, биологии и робототехники), по аналогии с АОО «Назарбаев интеллектуальная школа».

Поставка нового оборудования и мебели завершится к новому 2018-2019 учебному году.

— Какова обеспеченность школ города преподавательским составом? По каким предметам есть нехватка учителей? Что делается для решения кадрового вопроса? Что предпринимается, чтобы повысить престиж профессии учителя?

— Отделом образования был рассмотрен вопрос о кадровом обеспечении организаций образований города, проблемах и путях решения. Проведен подробный мониторинг потребности педагогических кадров, что позволило установить объективную потребность специалистов в подведомственных организациях образования города Усть-Каменогорска.

Наибольшая потребность в учителях начальных классов, русского языка и литературы, английского языка, воспитателей дошкольных организаций образования. Количество педагогов других категорий, необходимых в организациях образования, колеблется от 1 до 4 человек.

Информация о наличии вакантных мест в организациях образования города Усть-Каменогорска доведена как выпускникам высших учебных заведений, так и до всех желающих, обратившихся в отдел образования по вопросу трудоустройства. Сведения о вакантных местах в организациях образования размещены на официальном сайте городского отдела образования.

Согласно плану мероприятий по привлечению педагогов, отдел образования будет активно принимать участие в «Ярмарках вакансий», проводимых региональными вузами города Усть-Каменогорска и Семея, с целью заключения трудовых договоров с молодыми специалистами. В городской центр занятости населения своевременно подается информация об имеющихся вакансиях.

— Акимом области поставлена задача — сократить отток выпускников в зарубежные ВУЗы, прежде всего российские ВУЗы ближайших городов — Барнаула, Новосибирска, Томска. Что делается для выполнения этой задачи?

— Организациями образования города ежегодно проводится профориентационная работа. В 2017-2018 учебном году среди учащихся общеобразовательных школ города проводятся экскурсии на промышленные предприятия города, дни открытых дверей в организациях средне-специальных и высших учебных заведений, выступления представителей колледжей и ВУЗов перед учащимися и их родителями, на которых школьники получают информацию не только о профессиях, но и о возможности обучения на различные специальности в организациях образования города, области и Республики, а также дальнейшего трудоустройства.

В 2017 году отток составил 27 %, в нынешнем году в результате проделанной работы по предварительным данным отток составляет 20,8 %. Однако до конца учебного года ещё месяц, и профориентационная работа продолжается.

— Как в этом году будет проходить ЕНТ и выпускные экзамены? Уже имеются цифры: сколько выпускников будут сдавать ЕНТ, и сколько отказались от тестирования?

— Итоговая аттестация в 11 классах будет проходить согласно приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан № 74 от 27.02.2018 года «О завершении 2017-2018 учебного года и проведении итоговой аттестации обучающихся в организации среднего образования».

Единое национальное тестирование входит в число основных мероприятий, проводимых Национальным центром тестирования. Основной целью деятельности Национального центра тестирования является организация и проведение всех видов внешних экзаменов и мониторингов в системе образования Казахстана, формирование базы тестовых заданий для них. ЕНТ-2018 будет проходить в том же формате, как и в прошлом году. В базу ЕНТ внесены все выпускники дневных общеобразовательных школ города Усть-Каменогорска, планируют участвовать в ЕНТ 80 %, что на 15 % выше прошлогодних показателей.

— Как и когда будут проходить выпускные вечера?

— Согласно приказу министерства образования РК о завершении 2017-2018 учебного года и сдаче итоговой аттестации учащихся 11 классов выпускные вечера будут проведены 15 июня 2018 года.

На основании концепции проведения выпускных мероприятий «Ел жүрегі — Астана» в организациях общего среднего образования Республики Казахстан, посвященных 20-летию Астаны, целью выпускных мероприятий является развитие у молодежи высокой социальной активности и стремления быть достойными гражданами Республики Казахстан.

Выпускные мероприятия будут включать:

— праздник Последнего звонка – 25 мая 2018 года;

— торжественное вручение аттестата;

— акция выпускников – май-август 2018 года.

Решение о проведении выпускных мероприятий принимается администрацией школы совместно с попечительским советом и родительским комитетом.

Организаторы выпускных мероприятий: организационный комитет из числа родителей и членов попечительского совета, актив выпускников, творческая группа учителей.

Почетные гости выпускных мероприятий: ветераны педагогического труда, почетные жители города, родители выпускников, члены попечительского совета, представители неправительственных организаций, в том числе представители молодежи, подшефных организаций, спонсоры и меценаты, представители высших учебных заведений.

Сценарий программы выпускного мероприятия включает поздравления лидеров республиканского движения «Жас ұлан», «Жас қыран», лидеров молодежных общественных движений, активистов молодежного крыла партии «НурОтан».

Согласно рекомендациям проведение выпускных мероприятий включает:

— поддержку благотворительной инициативы выпускников по оказанию помощи пострадавщим от наводнения «Түлектер кешінің орнына – балалардың өмірін сақтау», «Поклон родной земле», «Посвящается тебе – родная страна», «За вежливый выпускной вечер!», «Сохраним зеленую природу» и т.д.;

— региональные акции «Подари книги школе!», «Помоги родной школе!», «Выпускник – любимой школе!», «Ассоциация выпускников — новому выпускнику!»;

— массового движения: школьное движение «Start school: участвуй в улучшении любимой школы», движение выпускников школ «Завтра моей школы», движение успешных родителей «Прочитай лекцию в школе», «Открой кружок в школе», «Проведи час воспитания для своего сына и его друзей», «Дочь, тебе мое назидание», спонсорское движение «За будущее школы» и т.д.

Итак, прекрасный весенний месяц май вывел школы на финишную прямую. Пожелаем ученикам, педагогам и родителям успешного завершения учебного года. Особые пожелания успеха, удачи и воплощения всех намеченных планов – выпускникам, тем, для кого особо актуальны слова песни «Когда уйдем со школьного двора...». Хороших, незабываемых последних звонков, выпускных вечеров и отличного летнего отдыха!

Агентство

«Восточный экспресс»



Фото- сайт отдела образования г. Усть-Каменогорска