По принципу Кемерово

О пожаре в Кемерово не говорил только ленивый. Пожар был показателен для Казахстана – выяснилось, что пожарная безопасность у нас температурит. Но, мало кто задумывается: по роковому сценарию «Пока гром не грянет…» действуют и другие структуры. Взять, к примеру, такси.
Чтобы не заниматься рекламой или антирекламой мы обозначим такси названием «Перекати поле». Каких только приложений для услуг этих «Перекати поле» мы не встречали за последнее время! С одной стороны это радует – конкуренция, сокращается время ожидания, мы можем видеть на экране движение нашей машины и стоимость поездки. А с другой – риски могут быть гораздо серьезнее преимуществ.

Как становятся перевозчиком?
Это не слишком сложно, как оказалось. Достаточно скачать мобильное приложение, которым активно пользуются местные жители – и вы уже «Перекати поле». В описании приложения так и написано: «Внимание автолюбителям! Вы хотите заработать с помощью программы для такси? Тогда просто установите приложение… и заказы от ближайших клиентов сами посыпятся к вам».
Мы зашли в один из сервисов в качестве потенциального водителя. Оказывается, главное – пройти регистрацию и иметь баланс для принятия заказа. Но, нашли ли мы требования, предъявляемые к перевозчику Правилами? Нет.
Как все должно происходить, нам ответили в РГУ «Инспекция транспортного контроля по ВКО»: перевозка пассажиров и багажа такси индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами осуществляются легковыми автомобилями, оборудованными соответствующим образом; для начала перевозок необходима подача уведомления о начале деятельности в качестве перевозчика такси. Осуществление деятельности без соблюдения требований уведомительного порядка при организации перевозок пассажиров и багажа не допускается. Но, выполняют ли требования пользователи сервиса?
Также нам сообщили, что деятельность перевозчика находится в пределах компетенции местных исполнительных органов. Таким образом, в нашем расследовании появляется первая «нянька», призванная опекать «такси-ребенка». Бодрствует ли она?
В телефонном разговоре с одним чиновником мы услышали фразу «да они просто организовали сервис по приему заказов». Допустим, это так. «Инспекция транспортного контроля по ВКО» сообщила нормы правил, действующие в этом случае: если информационно-диспетчерская служба такси создается не перевозчиком, то она заключает договор с перевозчиком, соответствующим требованиям по предрейсовому техническому осмотру машин, предрейсовому и послерейсовому медицинскому осмотру водителей, обеспечению замены при неисправности машины, соблюдению режима труда и отдыха водителей.
Мало того, согласно нормам законодательства, перевозка пассажиров перевозчиком, не заключившим договор обязательного страхования ответственности перевозчика, не допускается.
Но, из рекламы мобильного приложения мы не видим ссылки на перевозчика, с которым заключен договор! Обслуживаясь в такси, увидим ли мы страховой полис перевозчика? Зато мы видим, что именно частник может стать перевозчиком в любой момент – было бы желание и мобильное устройство! В одном из пунктов правил пользования сервисом мы видим требование — прийти в офис с удостоверением личности. Если это не признаки трудовых отношений, то хотя бы признаки подряда. Но, где, в таком случае, трудовой договор или договор подряда?
При наличии трудового договора сервис автоматически подпадает под требования о предрейсовом и послерейсовом контроле. Что для них, как мы полагаем, крайне нежелательно – это все требует затрат! При договоре подряда уже подрядчику должны быть выставлены определенные требования, а перед подрядчиком должны быть определенные обязательства. И, должна быть определена ответственность перед третьими лицами. Но, кроме информации о неустойках со стороны водителя особо примечательного мы не увидели! Да, и с обязательствами у сервиса есть проблемы!

Услуга как есть
Мало того, что пользовательское соглашение «Перекати поле» не подразумевается в качестве договора, так это соглашение еще и может быть изменено в любой момент без предварительного уведомления. И, если вы были зарегистрированы год назад, то вполне можете не знать об изменениях!
Дальше – больше. Цитируем: «Пользователь использует Сервисы «Перекати поле» (ред.) на свой собственный риск. Сервисы предоставляются «как есть». «Перекати поле» (ред.) не принимает на себя никакой ответственности, в том числе за соответствие Сервисов целям Пользователя.
«Перекати поле» (ред.) не гарантирует, что:
Сервисы соответствуют/будут соответствовать требованиям Пользователя;
Сервисы будут предоставляться непрерывно, быстро, надежно и без ошибок;
Результаты, которые могут быть получены с использованием Сервисов, будут точными и надежными и могут использоваться для каких-либо целей или в каком-либо качестве (например, для установления и/или подтверждения каких-либо фактов); качество какого-либо продукта, услуги, информации и пр., полученных с использованием Сервисов, будет соответствовать ожиданиям Пользователя.
«Перекати поле» (ред.) не несет ответственности за любые виды убытков, произошедшие вследствие использования Пользователем Сервисов «Перекати поле» (ред.) или отдельных частей/функций Сервисов.
«Перекати поле» (ред.) не оказывает транспортных услуг.
Сервисы «Перекати поле» (ред.) представляют собой исключительно информационную площадку, созданную для взаимодействия между Пользователями.
«Перекати поле» (ред.) не отвечает ни по каким вопросам и / или обязательствам, возникшим в связи с использованием Сервисов «Перекати поле» (ред.)». Вы внимательно читали правила, перед пользованием услугами?
Удобно, не правда ли? Ни за что не отвечаешь, даже если твои руки выросли не из правильного места и ты не способен обработать заказы! Эти условия наглядно демонстрируют, что вы вполне рискуете опоздать к месту назначения, отчего можно пострадать финансово. Например, опоздать на самолет или поезд. И потянутся самые неприятные последствия – потеря денег, опоздание на мероприятие. А срыв мероприятия тоже может иметь последствия. Представьте, что вы на поезде должны были везти ребенка в столицу на медицинское обследование, и вас подвело такси.
Так вот, согласно условиям пользования услугами «Перекати поле», получается, все претензии вы будете адресовать водителю. А какому водителю их адресовать, если такси, к примеру, вообще не появилось на горизонте? На досудебную претензию «Перекати поле» ответит со ссылкой на указанный пункт условий пользования сервисом: мол, мы выложили заказ в сеть и дальше не наши проблемы. И в суде вы упретесь в эти пресловутые правила, что на руку этим нечистым на руку сервисменам. Да и установить «юридический факт» через сервис у вас тоже может не получиться: ««Перекати поле» (ред.) не гарантирует, что: результаты, которые могут быть получены с использованием Сервисов, будут точными и надежными и могут использоваться для каких-либо целей или в каком-либо качестве (например, для установления и/или подтверждения каких-либо фактов)...».
Кстати, и не пытайтесь даже возмущаться! У нас в расследовательском деле имеется справка в отношении одного из таких сервисов. Обратили внимание на вид его деятельности? Информационное агентство. Как вам это нравится? А на сайте в названии этого не имеется! Почему?
В то же время, на учет в качестве информационного агентства оно не поставлено и в реестре не состоит. Мы проверяли. Опять же, почему не поставлено и не состоит?

Билеты – это еще цветочки!
Если вас просто не обслужило такси – при текущих нормах вам придется в гражданском процессе разграничивать ответственность диспетчерской и водителя. Одно дело, если вызов не был передан и диспетчер не докажет обратного, и совсем другое – когда вызов был передан, принят водителем, но не обслужен.
Хуже, если тот же таксист въехал, к примеру, в чужую машину и погиб. Конечно, страховую выплату вы (или, ваши родные) получите в любом случае – 1000 МРП за гибель, а по инвалидности – в зависимости от группы. Но, страховая выплата может и не покрыть вред. И моральный вред не возмещается страховой выплатой.
В этом случае, при наличии адекватного такси, отвечать будет предприятие. А при наличии простого физического лица, разницу должно покрывать данное физическое лицо. Если оно погибло – вред не возмещенным так и останется.

Контролеры и ответственность
Кроме местного исполнительного органа, в роли еще одной няньки выступают органы внутренних дел – они осуществляют надзор за дорожным движением на линии. В соответствии с Законом «Об органах внутренних дел» они предназначены «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности».
Вот только как они защитят жизнь, здоровье гражданина и обеспечат общественную безопасность, если они не будут в курсе об участии гражданина в перевозках пассажиров? Ну, запустили мы сервис на мобильном приложении, но если мы не стоим на учете в качестве перевозчика, кто проверит наше физическое состояние? А вдруг Иванов катает пассажиров третью ночь подряд, занимаясь днем домашними делами? Вот вам и выезд на встречную полосу со всеми вытекающими последствиями.
«Нянька» в лице РГУ «Инспекция транспортного контроля по ВКО» осуществляет проверки предприятий пассажирского транспорта на предмет соблюдения ими транспортного законодательства. А внеплановая проверка проводится по конкретным фактам о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства. Но, по мнению Инспекции, нами не были представлены конкретные факты для открытия Инспекцией внеплановой проверки. А ведь мы им детально показали всю цепь взаимодействия! Получается, Инспекции нужна кровь для того чтобы принять меры? И, желательно, чтобы этой крови было много, как при пожаре в Кемерово?
Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.