Государственно-частное партнёрство набирает ход

Газета "Flash!"

В прошлом номере мы опубликовали первую часть интервью с председателем правления АО «Восточно-Казахстанский региональный центр государственно-частного партнёрства» Шакарымом Буктугутовым. Речь шла о взаимодействии ВКО и таких международных финансовых институтов, как Европейский Банк реконструкции и развития.

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с ответами Шакарыма Буктугутова на наши вопросы по поводу другого способа привлечения инвестиций – государственно-частного партнёрства (ГЧП)

— Шакарым Сабырович, какие проекты уже реально осуществляются в рамках такого механизма ГЧП, как концессия? На какую сумму?

— В рамках такого механизма ГЧП как концессия осуществляются следующие проекты:

• в сфере здравоохранения:

— «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 300 коек в г. Усть-Каменогорске» стоимостью 21 млрд. тенге;

— «Строительство и эксплуатация детской городской больницы на 200 коек в г. Семей» ориентировочной стоимостью 16,2 млрд. тенге;

• в сфере образования:

— «Строительство и эксплуатация комплекса шести детских садов в г. Усть-Каменогорске» стоимостью 4,1 млрд. тенге;

— «Строительство и эксплуатация комплекса пяти детских садов в г. Семей» стоимостью 2,6 млрд. тенге;

• в сфере транспортной инфраструктуры:

— «Строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе» стоимостью 30,2 млрд. тенге;

— «Строительство моста через реку Иртыш в створе улицы Виноградова с выходом на автомобильную дорогу «Усть-Каменогорск-Таврия» стоимостью 62,1 млрд. тенге;

• в сфере коммунального хозяйства:

— «Реконструкция районной котельной г. Зыряновска» стоимостью 2,6 млрд. тенге.

Нужно отметить, что по проектам строительства мостов ещё пока идёт поиск инвесторов.

— Начались ли уже выплаты из бюджета для компенсации затрат концессионерам? Если такие выплаты производятся, то, какая сумма направляется на эти расходы в течение года? Сколько лет будут производиться выплаты по уже действующим проектам в рамках концессии?

— В связи с тем, что объекты по вышеуказанным проектам в эксплуатацию не введены, выплаты из бюджета для компенсации затрат концессионерам в настоящее время не производятся.

— Какие еще проекты предполагается реализовать через концессию и другие механизмы ГЧП?

— Касательно реализации других механизмов ГЧП, поясняем следующее.

16 декабря 2017 года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», в том числе «О концессиях» и «О государственно-частном партнерстве».

В целях упрощения процедур планирования проектов ГЧП весь процесс сокращен с пяти до трёх этапов. Были исключены этапы разработки концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП, что позволит сократить сроки подготовки проектов с семи до трёх месяцев.

Одним из новшеств является внедрение «программного ГЧП» (по данному механизму планируется реализовать 5 проектов по строительству пяти типовых детских садов на 240 мест в г. Усть-Каменогорске). Все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны в упрощенной форме для каждой сферы в государственных и правительственных программах без проведения дополнительных экспертиз.

В сфере образования планируются к реализации следующие проекты: «Реконструкция школы с. Приморское Катон-Карагайского района под пришкольный лагерь» стоимостью 155,1 млн. тенге, «Реконструкция и эксплуатация детского сада «Тополек» на 150 мест в г. Курчатов» стоимостью 219,9 млн. тенге, «Строительство спортивного зала в с. Аксу Катон-Карагайского района, вместимостью 50 мест» стоимостью 223,62 млн. тенге.

В сфере транспортной инфраструктуры начата реализация проекта: «Безопасный умный город» (ориентировочная стоимость 7 млрд. тенге), в рамках которого планируется установка аппаратно-программных комплексов по фото- видеофиксации правил дорожного движения и общественного порядка.

В сфере ЖКХ реализуется проект: «Строительство полигона твердо-бытовых и прочих нетоксичных отходов емкостью 10 тыс. м3 / год в поселке Актогай Аягозского района Восточно-Казахстанской области» стоимостью 69 млн. тенге.

В сфере физической культуры и спорта реализуются 2 проекта:

— подписан сервисный контракт с ТОО «Тарланбатырлары» в рамках ГЧП по проекту «Сервисное обслуживание и организация тренировочного процесса по силовым видам спорта в г. Семей» на сумму 161,3 млн. тенге. В рамках договора на частном спортивном объекте в г. Семей будет размещен государственный заказ для 350 спортсменов сроком на 3 года, которые тренируются по пяти видам спорта – боксу, борьбе, дзюдо, таэквандо и тяжелой атлетике;

— начата разработка конкурсной документации по проекту «Сервисный контракт по содержанию и обслуживанию Дворца спорта им. Б. Александрова со спортивными действующими секциями, ледового катка по ул. Тимирязева и оказание услуг по развитию хоккея с шайбой».

В 2017 году в рамках частной финансовой инициативы подписано 64 договора ГЧП по функционированию частных детских садов с обеспечением долгосрочного государственного заказа на сумму 7,8 млрд. тенге (договоры уже зарегистрированы в Комитете казначейства Министерства финансов Республики Казахстан). Центром совместно с управлением образования и акиматами городов и районов проводится работа для последующего перевода учреждений образования на механизм ГЧП (27 колледжей, 106 детских садов, из которых по 64 заключены договора, 42 в работе).

В настоящее время по передаче в доверительное управление рассматриваются следующие объекты:

— 11 детских садов в г. Риддер (в качестве пилотного проекта определен детский сад «Дельфин» на 160 мест п. Ульба, ул. Дреймана, 2А).

— здание Почечного центра г. Семей;

— больница №4 г. Усть-Каменогорск;

— здание Хосписа в с. Таврия Уланского района.

Итак, мы видим, что государственно-частное партнерство получает распространение в самых разных сферах. Если первоначально ГЧП в основном было распространено в строительстве детских садов, то теперь дошло даже до спорта.

В чем выгода государства в таком сотрудничестве? В том, что частная фирма сразу полностью финансирует строительство социального объекта. Где фирма находит эти средства – из собственных денег, или берет банковский кредит – это дело владельцев фирмы. Затем эти средства государство возвращает, но не сразу, а постепенно, в обговорённый срок. Сумма возврата инвестиционных вложений не может превышать максимальный размер, указанный в договоре.

Посмотрим, к примеру, протокол совещания, где обсуждались детали ГЧП по проекту строительства многопрофильной больницы в Усть-Каменогорске, стоимостью более 21 млрд. тенге. На этой встрече с потенциальными участниками проекта представители государственных органов ещё раз подтвердили государственную гарантию возврата средств на строительство, вложенных частным собственником. Оказывается, в компенсацию инвестиционных затрат входит даже процент по кредиту, если частная фирма будет брать заём в банке (14,85% годовых). Также частный инвестор после строительства обязан оказывать медицинские услуги, в качестве поддержки ему предоставляется государственный заказ на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи. Если сам инвестор не хочет или не может оказывать медицинские услуги, то ему разрешено привлекать третьих лиц. Также государство безвозмездно выделяет земельный участок, и на период строительства и эксплуатации объекта освобождает инвестора от земельного налога. Очень серьёзная поддержка – подведение к объекту за счёт бюджета инженерных коммуникаций.

Да, выгода есть и у государства, и у инвестора. Государство получает социальный объект, и постепенно возвращает деньги. Инвестор получает разные меры поддержки и гарантию возврата средств, а также возможность заработать за счёт гарантированного государственного заказа. После возврата всех вложенных средств объект передаётся в государственную собственность, при этом инвестор может продолжать оказывать услуги – медицинские, или по воспитанию детей в детском садике.

Для примера познакомимся с финансовыми условиями проекта «Создание и эксплуатация системы фотовидеофиксации и видеоаналитики в г. Усть-Каменогорске», или, более известного как «Безопасный город». В течение полугода после заключения договора инвестор должен смонтировать системы наблюдения и фиксации на 85 улицах, 74 перекрёстках, всего должно быть установлено 1700 видеокамер, из них 1000 нужно объединить в единую систему. А также оснастить дорожных полицейских 100 планшетами, с которых можно будет входить в эту систему.

После завершения работ инвестор должен эксплуатировать систему в течение четырёх с половиной лет, затем передаёт её в коммунальную собственность, но сохраняет право владения и пользования для продолжения эксплуатации.

Государство гарантирует возврат инвестиционных затрат – не более 1,97 млрд. тенге, возврат эксплуатационных затрат – 4,115 млрд. тенге, и оплату за управление объектом, находящимся в государственной собственности – 890 млн. тенге. Вроде бы обоюдовыгодные условия, и ТОО «Коркем – Телеком» уже заявило о своём желании участвовать в проекте.

Интересно, что ГЧП активно входит в спорт. Ранее мы узнали, что подписан контракт на подготовку спортсменов на частном спортивном объекте в Семее. Такой подход может стимулировать бизнесменов строить спортзалы и спортивные центры, если они будут знать, что получат госзаказ на организацию тренировок и соревнований.

Много вопросов вызывает передача под частное управление уже имеющихся спортивных сооружений. Например, такого уникального объекта, как Дворец спорта им. Б. Александрова. В условиях заключения контракта написано, что управляющий должен обеспечить проведение игр хоккейных команд «Торпедо», «Алтай-Торпедо», «Алтай, а также проведение других спортивных соревнований во Дворце, и в ледовом модуле на ул. Тимирязева, работу спортивных секций, прежде всего хоккейных. Не совсем понятна такая услуга, как «развитие хоккея с шайбой», а также «подготовка и содержание хоккейных команд». На содержание профессиональных хоккейных команд требуется как минимум несколько миллионов долларов – где же найти такого желающего, готового выложить огромные деньги? Как он вернёт эти затраты? Через продажу билетов явно не компенсируешь. Будет госзаказ на содержание команды? Вопросов много, и пока ясных ответов на них нет. Но ясно, что вполне вероятно повышение стоимости билетов на хоккейные матчи, или расширение платных услуг в хоккейных секциях.

Что касается социальной сферы, то большой резонанс вызывает передача в частное управление детских садов. Так, к примеру, в Семее большой шум вызвала новость, что детский сад «Айдана», считающийся образцовым, будет отдан частнику. По этому поводу пояснения дала заместитель акима города Надежда Шарова:

— Одна из стратегических задач Послания Главы государства нацелена на улучшение и расширение бизнес-среды и расширение государственно-частного партнерства. Есть наглядный пример, и он показывает, насколько совместная работа бизнеса и государства положительно влияет на решение задач по обеспечению детей дошкольным образованием в возрасте от 3 до 6 лет. В Семее находится 15 государственных детских садов и 39 частных. Детские сады, которые были открыты за последние 3-5 лет, позволили решить проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях на окраинах города, — сказала Надежда Шарова. — Подчеркиваю, что изначально было недопонимание, что детский сад «Айдана» выставляется на продажу. Детский сад передается в доверительное управление без права выкупа. При этом условиями конкурса четко определено: инвестор должен вложить порядка 18 миллионов тенге. При этом он полностью обязан сохранить штат, обязан сохранить профиль, сохранить объем заработной платы и так далее. Выгода в данном случае у государства. То есть доверительный управляющий будет обязан выполнять условия тендера.

Было отмечено, что существует определенный план передачи учреждений в доверительное управление, утвержденный акимом города. Так, в рамках этого плана в 2020 году все детские сады Семея будут переданы в доверительное управление частным лицам.

Передадут в управление частникам и 11 детских садов в Риддере.

Немало вопросов и по передаче в доверительное управление частным фирмам медицинских учреждений. В ВКО пока планируют передать больницу №4 Усть-Каменогорска, Почечный центр в Семее и хоспис в селе Таврическое. Возникает резонный вопрос: зачем готовые медицинские учреждения отдавать частникам? Пусть строят новые, с нуля!

На этот вопрос отвечает директор Департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК Лейла Ахметниязова.

— Передача в конкурентную среду объектов здравоохранения проводится в соответствии с политикой Президента РК. Глава Государства говорит: «Сегодня важно максимально высвободить внутренние ресурсы для обеспечения стабильного экономического роста. Для этого мы должны использовать два эффективных инструмента – масштабную приватизацию и расширение конкуренции».

В соответствии с перечнем объектов, не подлежащих отчуждению, утвержденному Указом Президента РК, в системе здравоохранения не подлежат отчуждению более 80% организаций. Передача в доверительное управление осуществляется согласно приказу министра национальной экономики РК от 16 января 2015 г. №17.

В качестве критериев выбора организаций, планируемых к передаче в доверительное управление и приватизации, предложены следующие:

1. Просроченная или переходящая текущая кредиторская задолженность;

2. Необходимость в инвестициях (капитальный ремонт здания, замена или доукомплектование оборудованием);

3. Принцип Yellow pages – невмешательство государства в те сферы экономики, где представлен бизнес;

4. Нерациональное использование ресурсов, не достижение плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности (в т. ч. в части доходов), не реализованный производственный и финансовый потенциал предприятия.

Передача (отбор и организация передачи) объектов областного коммунального имущества в имущественный наём (аренду), доверительное управление физическим и негосударственным юридическим лицам осуществляется местными исполнительными органами на тендерной основе. В случае передачи объекта в доверительное управление с правом последующего выкупа, обязательным условием является сохранение профиля деятельности организации.

Передача в конкурентную среду объекта здравоохранения будет способствовать дальнейшему развитию данного объекта, повышению конкуренции и менеджмента в здравоохранении в целом, в частности, позволит изучить и внедрить новые технологии и методы лечения. Так как частный партнер заинтересован в прибыльности, в увеличении объёмов оказываемых услуг, им будут внедрены лучшие элементы корпоративного управления. И международный опыт показывает, что частное лицо оказывается более лучшим менеджером, чем государство.

Итак, государственно-частное партнёрство охватывает самые разнообразные сферы экономики. Первые результаты ГЧП можно будет оценить уже в ближайшие годы, когда появятся первые социальные объекты, построенные частными инвесторами, пройдёт время для оценки эффективности частного управления больницами, детскими садами, спортивными сооружениями.

Агентство

«Восточный экспресс»