Все – спик инглиш? Перспективы массового овладения английским языком в Республике Казахстан

Газета "Flash!"

Сегодня, в рамках всемирной глобализации, английский язык играет весьма важную роль. Английский язык — это наиболее часто употребляемый язык в мире. Более 500 миллионов человек в 12-ти странах мира являются так называемыми «native speakers», то есть считают его родным языком. Около 600 миллионов человек используют английский язык в качестве языка для международного общения.

Данный язык используется во многих странах мира в качестве языка ведения бизнеса. Владение английским языком является обязательным условием для желающих получить образование заграницей, а также для тех, кто хочет найти престижную и высокооплачиваемую работу.

Более того, английский язык будет необходим в путешествиях по странам мира. Понимание английского языка и умение изъясняться на нем позволит более глубоко изучить обычаи и традиции посещаемой страны, завести новые интересные знакомства и даже приобрести иностранных друзей. Если вы владеете английским языком, вы всегда сможете обратиться за помощью в чужой стране, благодаря чему за границей вы будете чувствовать себя уверенно.

Изучение английского языка также необходимо в аспекте стремительного развития технологий. Ежегодно во всем мире изобретаются и внедряются новые передовые технологии, этим технологиям зачастую присваиваются англоязычные названия, на английском языке пишутся инструкции и руководства.

Немаловажна роль английского языка в сети Интернет, где большая часть контента и общения между пользователями представлены на английском языке.

Процесс глобализации также затронул и Казахстан. Вхождение Республики Казахстан в мировое сообщество, а также влияние политической, экономической, социальной и культурной глобализации на средства общения определили особую роль английского языка в социально-коммуникативной сфере республики. Бизнес-процессы, которые затронули все сферы деятельности в Казахстане, привели к стремительному развитию английского языка.

Таким образом, одним из приоритетных направлений языковой политики в Казахстане является всеобъемлющее развитие и внедрение английского языка.

Данный факт отражается в проекте «Триединство языков», принятом в 2007 г., в данном проекте английский язык получил особую роль — язык интеграции в мировую экономику [1].

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает «значение и роль английского языка, открывающего казахстанцам окно в мир инноваций, технологий и бизнеса» [2].

На сегодняшний день в Казахстане работает около 9000 иностранных компаний [3], главные офисы которых находятся заграницей. Документооборот, деловая переписка и общение с высшим руководством в таких компаниях ведется на английском языке. К таким компаниям относится гигант нефтегазового сектора Тенгизшевройл (Tengizchevroil), эксплуатирующий месторождение Тенгиз на западе страны. В разряд таких компаний можно отнести и немало известный Казцинк (Kazzinc), контрольный пакет акций которого принадлежит швейцарской компании Гленкор Интернешнл АГ (Glencore International AG), а также многие другие компании, привлекающие иностранных специалистов. Как правило, такие компании предлагают хорошие условия труда и соответствующую заработную плату, но основным из условий трудоустройства является знание английского языка.

Специалисты со знанием английского языка высоко востребованы, трудностей с трудоустройством у них не возникает. Но таких специалистов мало, так как степень владения английским языком в нашей республике невысока. Несмотря на то, что английский язык преподаётся повсеместно, от детских садов до высших учебных заведений, на предприятиях, а также в многочисленных языковых школах, владеет английским языком совсем небольшой процент населения.

Например, граждане Германии, также изучают английский язык на базе школы. Но по окончании школы они владеют английским языком на уровне родного языка и являются так называемыми «билингва», то есть людьми, одинаково свободно владеющими двумя языками. Граждане Казахстана после окончания ВУЗа порой не могут связать и пары слов на английском языке. Возникает вопрос – почему? Может быть, ответ кроется в системе и качестве образования?

Известно, что уровень и качество образования в нашей стране заметно уступает уровню и качеству образования в большинстве стран мира. Что касается уровня преподавания английского языка, то в большинстве случаев он чрезвычайно низок. Зачастую сами преподаватели английского языка не обладают достаточными знаниями.

Как правило, в преподаватели английского языка идут те выпускники языковых факультетов, которые не смогли устроиться на более «интересные» должности. Зачастую данные «специалисты» имеют весьма ограниченные знания и навыки. В отдаленных районах преподаватели английского языка едва могут читать на английском. Можно только догадаться, чему они могут научить.

В высших учебных заведениях качество преподавания также оставляет желать лучшего, особенно это касается государственных учебных заведений. В частных учебных заведениях, как правило, лучшие условия и качество обучения. Объяснение данного феномена лежит на поверхности – уровень заработной платы.

Не секрет, что оплата труда преподавателей не является высокой. Согласно пояснению вице-министра образования и науки Казахстана Бибигуль Асыловой:

— В настоящее время должностной оклад учителя со стажем в три года работы без присвоенной категории составляет 56 тыс. тенге, вместе с рядом «надбавок и доплат за проверку тетрадей, за заведование кабинетом» зарплата такого учителя составляет около 78 тыс. тенге. [4]

При том, что количество выделяемых государством грантов на обучение весьма ограничено, большая часть студентов обучается на платной основе. Оплата обучения по специальности «иностранный язык» в среднем по ВУЗам Казахстана составляет 450 000 тенге в год, срок обучения составляет 4 года. Более того, во многих ВУЗах происходит ежегодное повышение оплаты обучения.

Учитывая приведенные выше цифры, выпускник, получивший образование на платной основе, будет искать должность с более высокой заработной платой, чтобы, по крайней мере, окупить обучение. Следовательно, в преподаватели английского языка идут те выпускники, которым не удалось найти более высоко оплачиваемые места.

Суммируя один и два, мы получаем низкий уровень владения английским языком в Казахстане.

Так какие же все-таки перспективы массового овладения английским языком в Республике Казахстан?

Ситуация может развиваться в двух направлениях:

— при сохранении текущего порядка вещей в данной области, особых изменений, как и перспектив, не ожидается. Степень владения английским языком в республике останется на существующем уровне. Углубленным изучением английского языка будет заниматься ограниченная часть населения, которая столкнулась с острой необходимостью изучения в профессиональной среде.

— если в системе образования произойдет качественный скачок, будет улучшена программа преподавания английского языка, а также произойдет заметное повышение оплаты труда преподавателей, что позволит привлекать квалифицированных сотрудников в учебные заведения, то в сфере изучения и овладения английским языком среди молодежи ожидается положительная динамика и в ближайшем будущем население республики будет свободно использовать английский язык наряду с русским и казахским языками не только в профессиональной среде, но и при повседневном общении.

Массовое овладение английским языком в Казахстане – это стратегическая концепция, направленная на дальнейшее укрепление страны, ее экономического и финансового потенциала, реализация которой напрямую зависит от того, какие решения будут приняты и какие улучшения будут внедрены Министерством образования Республики Казахстан.



Инна Виннер,

переводчик английского языка




Используемые источники

1. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана. [Электронный ресурс]. — Архив за 2007 год. — М.: Астана, 2007. — Режим доступа: kazak hemb.org.il/? CategoryID=250&ArticleID=551 &Page=1, свободный.

2. Обращение участников XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: akorda.kz/ru/speeches/addresses_congratulations/obraschenie_uchastnikov_xix_sessii_assamblei_naroda

3. kapital.kz/business/52420/v-kazahstane-pochti-9-tysyach-inostrannyh-kompanij.html

4. www.nur.kz/1713270-zarplata-ucitela-v-kazahstane-2018.html