С заботой об окружающей среде

Газета "Flash!"

Выбросы диоксида серы снизились ещё на 200 тонн. Таков главный итог реализации природоохранных мероприятий подразделений Усть-Каменогорского металлургического комплекса ТОО «Казцинк», проведенных в прошлом году.



«Мы продолжаем выполнять свою главную цель»



— Конечно, такая цифра может кому-то показаться небольшой, — поясняет главный специалист по экологии УК МК ТОО «Казцинк» Вадим Кушнарёв. – Но, если вспомнить, что начинали мы с того, что в атмосферу города выбрасывалось 69,4 тысячи тонн диоксида серы, то результат впечатляет! Резкое снижение было после ввода установки по очистке газов «Хальдор-Топсе» — до 34 тыс. тонн. Реализация проекта «Новая металлургия» позволила снизить выбросы до 26 тыс. тонн. Сейчас, конечно, таких кардинальных снижений нет, это были масштабные вложения, масштабные проекты. Да и снизить выбросы до нуля – просто физически невозможно, мы уже подошли к минимальному из возможных порогов. И мы постоянно работаем над тем, чтобы уменьшить выбросы диоксида серы, пусть это будут и 200 тонн, но мы снизим своё вредное воздействие на атмосферу города. В 2017 году выбросы составили 18,5 тыс. тонн. Таким образом, за 20 лет работы компании, объёмы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города, снизились более чем на 50 тысяч тонн. В 2018 году работа по снижению выбросов продолжится, планируется уменьшить этот показатель еще на 500 тонн, до 18 тыс. тонн.

— Мы продолжаем выполнять главную цель – уменьшать свои выбросы в атмосферу, а это диоксид серы, — говорит главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев. – Продолжаем модернизировать свои технологии, чтобы образовывалось меньше газов, чтобы меньше усилий прилагалось для их утилизации. Так, в Риддере мы работаем над проектом создания мини-завода, который полностью заменит вельцкомплекс, а именно этот комплекс вносит наибольший вклад в объём выбросов. Это очень серьёзный проект, разработано технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Затем мы планируем запустить эту технологию на УК металлургическом комплексе. Свою задачу мы выполняем.



Состояние воздуха в городе ухудшается



— Недавно в Центре экологической безопасности прошло совещание по состоянию воздуха в Усть-Каменоногорске. Ситуация такова, что качество воздуха за последние 2-3 года снижается. Так, по сравнению с 2016 годом состояние атмосферного воздуха ухудшилось в 2 раза! Ещё печальнее, что никто не может дать внятный ответ на вопрос – почему это происходит? — констатирует Казтай Баязиевич.

— Диоксид серы сегодня уже отошёл на второй план. Главной проблемой в городе стали запредельные концентрации сероводорода. «Казцинк» никакого отношения к появлению сероводорода не имеет, на нашем производстве нет выбросов такого вещества, — поясняет главный эколог ТОО «Казцинк». – Превышения по сероводороду фиксируют стационарные посты «Казгидромета». Наша лаборатория помогает проводить анализы. Хотя мы не выбрасываем сероводород, но несколько лет назад, когда только стала обозначаться проблема по наличию этого вещества в воздухе города, мы приобрели оборудование для анализов, прошли сертификацию, чтобы объективный контроль позволил нам доказать свою полную непричастность к появлению таких выбросов. Откуда он взялся — тоже никто не может сказать.

— Конечно, нас очень огорчает, что, несмотря на наши немалые усилия, проблема загрязнения воздуха в Усть-Каменогорске так и не решается. Почему? Это дело государственных органов. На наш взгляд, департамент экологии может на основе предоставленных анализов, данных контроля составить объективную картину того, что происходит в воздухе, и что нужно делать, — полагает Казтай Баязиевич.

На УК металлургическом комплексе заинтересованы в том, чтобы контроль за состоянием атмосферы в городе был максимальным, оперативным и объективным. Кроме постов «Казгидромета» и собственного мониторинга, организовано наблюдение за воздухом в рамках РАИСПЭМ (региональной автоматизированной информационной системы производственного экологического мониторинга). Вокруг промплощадки УК МК расположены 4 датчика контроля атмосферы РАИСПЭМ.

— По нашей просьбе в прошлом году при поддержке Центра экологической безопасности в границах санитарно-защитной зоны предприятия установили дополнительный пост-анализатор. Такой подход позволяет получать полную и достоверную информацию о состоянии воздушного бассейна и оперативно принимать соответствующие решения, — рассказывает Вадим Кушнарёв.



Модернизация производства и совершенствование технологий – главный путь к снижению выбросов

Именно на улучшение состояния воздуха и снижение выбросов в атмосферу и были направлены основные природоохранные мероприятия в прошлом году.

Главным направлением снижения негативного воздействия на окружающую среду является модернизация и реконструкция агрегатов сернокислотного завода, на котором перерабатываются отходящие газы промышленных площадок УК МК. За 21 год работы «Казцинка» оборудование этого важного участка обновлено полностью. Ведётся постоянный поиск новых решений, применяются новые методы очистки. В прошедшем году улучшения коснулись самого различного оборудования: двух электрофильтров и промывной башни участка утилизации газов цинкового завода. Для модернизации использовали современные стеклопластиковые конструкции и применили новейшие футеровочные материалы для повышения прочности.

В прошлом году было проведено ещё одно важнейшее мероприятие.

— В октябре мы занялись ремонтом дымовой трубы установки «Хальдор-Топсе» — делится Вадим Кушнарёв. – Особенности материалов конструкции позволяют проводить плановые работы раз в 13 лет, а запущена установка была в 2004 году. Ремонт стал первым за время ее эксплуатации.



— Эта была непростая работа, — вспоминает Вадим Юрьевич. – Была разобрана верхняя часть трубы длиной 20 метров, и полностью заменена на новую. При этом процесс очистки газов продолжался в нормальном режиме, все отходящие газы мы перевели на очистную установку «Lavalin». Она была запущена в эксплуатацию вместе с медным заводом в рамках проекта «Новая металлургия», и работает с большим запасом.

На территории металлургического комплекса Казтай Баязиевич и Вадим Юрьевич показали знаменитую трубу установки «Хальдор-Топсе». А ведь эта установка – наша защитница! Она принимает на себя все вредные газы металлургического производства, утилизирует и очищает их, а уже из этой трубы они выходят практически полностью очищенными. Хорошо видны и два верхних яруса трубы, которые заменили прошлой осенью. Побывали мы и на пульте управления «Хальдор-Топсе», где операторы контролируют все процессы и параметры.

Рядом – установка «Lavalin», возведённая уже в 2011 году. Это ещё более мощная, и более совершенная система очистки газов.

— Если на «Хальдор-Топсе» степень очистки доходит до 0,13 %, то на «Lavalin» этот показатель достигает 0,03%. Т.е. только 0,03% газов не очищается, практически стопроцентная очистка, — поясняет Вадим Кушнарёв.

Вот эти две установки и берут на себя важнейшую задачу очистки вредных газов и защиты воздуха города. Благодаря таким системам, а также постоянному технологическому совершенствованию металлургических процессов и произошло столь резкое снижение выбросов диоксида серы.



Как металлургическое производство действует в период НМУ



— Несмотря на такую колоссальную работу по снижению выбросов, в массовом сознании горожан «Казцинк» всё-таки остаётся главным загрязнителем воздуха в Усть-Каменогорске. Происходит это в основном из-за того, что в дни неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в городе действительно тяжело дышать. Каков алгоритм действий на металлургическом комплексе в дни объявления НМУ?

— Я расскажу о ситуации с неблагоприятными метеорологическими условиями в целом по Казахстану, — отвечает на наш вопрос главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев. – Эта тема стала особенно актуальной в связи с ситуацией в Темиртау. Кто внимательно следит за событиями, помнит, что в конце прошлого года жители этого города возмутились тем, что выпал черный снег. Дело дошло до того, что разбирались в причинах появления столь странных осадков на уровне министерства энергетики. Были привлечены специалисты департаментов экологии тех регионов, где есть предприятия металлургии, учёные, экологи-промышленники. В итоге пришли к выводу, что в появлении чёрного снега на 70% виноваты неблагоприятные метеоусловия.

В ходе этой работы мы также узнали, что серьёзно снижением последствий НМУ занимаются только у нас, в Восточном Казахстане. Только у нас в дни НМУ предприятия снижают объёмы производства. Только мы предоставляем в департамент экологии отчёт о своих действиях в дни НМУ. А в других городах нет такой практики! Наша информация была воспринята с огромным интересом. В результате в Темиртау Карагандинский металлургический комбинат также стал в дни НМУ снижать производство. Кстати, у нас и контроль за состоянием воздуха — самый тщательный в Казахстане. В Балхаше, например, всего один пост замеров состояния воздуха, и тот за пределами города.

— НМУ ещё не означают, что обязательно будет загрязнение воздуха. Наступление НМУ – это прогноз, вероятная возможность, риск повышенного загрязнения воздуха, — поясняет главный специалист по экологии УК МК ТОО «Казцинк» Вадим Кушнарёв. – В этот период мы должны снизить объёмы производства. Это обязаны делать и другие промышленные предприятия, которые выбрасывают в воздух вредные вещества.

— О прогнозе наступления НМУ сообщает «Казгидромет». Они дают эту информацию в Департамент экологии, Департамент по ЧС и отдел образования. Раньше её доводили и до промышленных предприятий. Мы получаем информацию об НМУ от дежурного департамента по ЧС, у нас налажено взаимодействие. Это сообщение за 4 часа до введения режима НМУ передаётся в Центр управления производственными процессами, — рассказывает Вадим Юрьевич. – ЦУПП круглосуточно контролирует ситуацию на производстве, отсюда информация поступает уже во все подразделения, на все производственные участки, лаборатории. На металлургическом производстве снижается нагрузка.

— Все наши действия в период НМУ легко проверить, у нас всё в автоматическом режиме, контролирующие органы в такие дни практически постоянно находятся у нас с проверкой, они могут зайти в любое время, и проверить всё, начиная с Центра управления вплоть до металлургических цехов. И мы сами заинтересованы в этом, пусть будет постоянный контроль, — подчёркивает Вадим Кушнарёв. – Последний период НМУ длился почти месяц, с 19 января 2018 года до 18 февраля. И весь этот месяц мы работали на сниженной нагрузке, весь этот месяц у нас каждые сутки были проверяющие.

— Достигнуто значительное, просто колоссальное снижение выбросов диоксида серы. Тем не менее, по официальным данным, случаются разовые существенные превышения предельно допустимых концентраций по этому веществу до 5-7 ПДК. В чём причина таких высоких разовых концентраций?

— Мы проводили анализ совместно с «Казгидрометом» и контролирующими органами. Получается интересная картина. Например, в районе промзоны такие разовые концентрации не наблюдались. А вот в районе КШТ превышение по диоксиду серы доходило до 12 ПДК. Каким образом там мог оказаться диоксид серы? От нас он никак туда попасть не мог, — размышляет, отвечая на этот вопрос, Казтай Такеев.

— В связи с ситуацией по сероводороду сейчас много говорят о возможных погрешностях при измерении, о человеческом факторе. Департамент экологии ставит вопрос о проверке подлинности показаний приборов на постах «Казгидромета». Пусть они разбираются. Мы полностью отвечаем за своё производство, — продолжает Казтай Баязиевич.

— Весьма интересна динамика показаний по диоксиду серы по временам года, — поясняет главный эколог «Казцинка». – В первом квартале прошлого года превышения доходили в среднем до 2 ПДК. С мая и всё лето этот показатель равнялся почти единице, в среднем 1,1 ПДК. Странно, ведь летом жара, безветрие, НМУ, все условия для превышения. Однако, концентрация диоксида серы меньше, чем зимой. Осенью показатель по диоксиду серы возрастает до 2-3 ПДК, и в декабре доходит до максимума в 5 ПДК.

Наша доля в общем показателе содержания диоксида серы по городу лучше всего отслеживается именно в летние месяцы, когда, по сути, это вещество выбрасываем только мы. Объекты теплоэнергетики значительно снижают свою нагрузку, в частном секторе дома не отапливаются углём. Летом содержание диоксида серы значительно снижается. При этом наше металлургическое производство работает стабильно круглый год, мы не снижаем летом объёмы производства во всех наших подразделениях.

— Я часто бываю в Астане. И в столице ситуация по экологии ничуть не лучше, чем у нас, — делится своими впечатлениями Казтай Такеев. – Там такой же смог, газ. А в январские сильные морозы этого года было даже хуже, смог просто накрыл город. Люди возмущались, вопрос рассматривался на уровне правительства, говорили и о плохом качестве угля. Правительство решило пойти на серьёзные затраты и решить проблему кардинально, проведя полную газификацию Астаны.

Не воздухом единым…



Конечно, разговор о состоянии воздуха в областном центре, и о тех мерах, которые принимаются на металлургическом комплексе Усть-Каменогорска для защиты атмосферы, занял самое значительное место в разговоре о природоохранных мероприятиях. Но природоохранная деятельность металлургического гиганта только воздухом не ограничивается.

Водооборот на УК металлургическом комплексе уже дошёл до 99 процентов. Т.е. только 1 процент забираемой воды сбрасывается обратно в Ульбу. В 2016 году показатель водооборота составлял 98,6%. Сейчас ставится задача углубления очистки сбрасываемой воды.

— Два года мы вели испытания на опытной установке. Испытания прошли успешно, и в 2018 году мы будем устанавливать дополнительные сорбционные фильтры с особыми сорбентами. Эта установка позволит проводить тонкую доочистку той воды, которую технически нельзя включить в оборот, и которая идёт на сброс, — рассказывает Вадим Кушнарёв.

Большая работа проводится с техногенными отходами. Практически все отходы используются или как техногенное сырьё для получения продукции, или для рекультивации выработанных шахтных пустот и карьеров. Складируются только мышьяксодержащие отходы.

— Как вы знаете, все мышьяксодержащие отходы мы вывозим на специально построенное для этой цели хранилище на площадке Балапан бывшего Семипалатинского ядерного полигона. Мы доставляем отходы, а далее их складирование и хранение осуществляют специалисты Национального ядерного центра, — отмечает Казтай Такеев.

— В этом году мы также продолжим рекультивацию прежнего отвала мышьяксодержащих отходов, находящегося на территории УК МК, — рассказывает Казтай Баязиевич. — Здесь они складировались с 1952 по 1997 годы, всего было помещено 280 тыс. тонн. Тогда экологические нормы не соблюдались, и отходы сваливали практически на землю. В 1997 году эта земля, участок в 50 гектаров, и сам отвал были переданы государству. Но мы понимаем, что это историческое наследие бывшего свинцово-цинкового комбината, и продолжаем заниматься рекультивацией этого отвала. Ранее там была уложена геомембрана, чтобы исключить попадание вредных веществ в подземные воды. Теперь наша задача – полная изоляция отвала, поверх земли будет нанесён асфальт.

Ну, а теперь приведём некоторые цифры. В 2017 году «Казцинк» заплатил в государственный бюджет 972 млн. тенге платежей за эмиссии УК металлургического комплекса в окружающую среду. В прошлом году на реализацию плана природоохранных мероприятий было направлено 1 млрд. 128 млн. тенге (в 2016 г. – более полумиллиарда тенге).

В 2018 году в природоохранный план УК МК включено 19 мероприятий. На их реализацию будет направлено не менее 2 миллиарда тенге, в том числе 934 млн. – на охрану воздушного бассейна, 451 млн. – на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 705 млн. тенге – на мероприятия по обращению с отходами производства.



Денис Данилевский