Перестанут ли травить Усть-Каменогорск после петиции по экологии?

Газета "Flash!"

И снова крик души. Незамысловатый текст, всего один абзац, несколько предложений, но, сколько за этими словами боли! 11 февраля на сайте www.petitions247.com одна из жительниц города по имени Наталья разместила петицию под названием «Хватит травить Усть-Каменогорск!!!» с призывом к горожанам начать сбор подписей. Текст петиции вы видите на скрин-шоте.

Обращение в никуда

Ещё одна попытка хоть как-то решить экологические проблемы города, попытка наивная, и самая простая, не требующая никаких усилий. Поставил подпись, сидя за ноутбуком или смартфоном, и можно дальше сидеть, и ждать, что экология улучшится, и нас перестанут травить. Понимают ли люди, подписывающие эту петицию, что ни сама петиция, ни их подписи, не дадут никакого реального результата? Это обращение в никуда.

Размещено обращение горожан на всемирном сайте петиций. Посмотрите, сколько здесь самых разных обращений, на любой вкус. Например, «Протест против закрытия архива Георга Лукача в Будапеште», или «Верните Рому Веремейчука на Х-фактор!», граждане Молдовы подписываются под петицией «Хотим европейского правосудия» и т.д. Где-то среди этих обращений затерялась и мольба жителей Усть-Каменогорска. Через 8 дней, 19 февраля, когда была начата работа над этой статьёй, под петицией подписались 1789 человек. Немного. Какой-нибудь пост в Инстаграме или Фейсбуке на развлекательную тему, или картинка в Ватсапе набирают зачастую больше просмотров и лайков.

Как долго инициаторы петиции будут собирать подписи – неясно. И совсем неясно, что же дальше делать с этой петицией и с подписями? А ведь разработчики этого сайта сразу поясняют, что их онлайн-платформа – это всего лишь хороший инструмент для создания и подписания петиций. Но затем нужно «Доставить вашу петицию тем, кто принимает решения». Здесь же даже даётся практический совет: «Запланируйте встречу с тем, кто принимает решения, и пригласите СМИ».

Кому из числа тех, «кто принимает решение», будет доставлена эта петиция? Вообще, кому она адресована? Президенту? Правительству? Парламенту? Генеральному прокурору? Акиму области? Или «Власти вообще»? Или, всё-таки, авторы и подписанты надеются, что петиция «повисит» на сайте, на неё обратят внимание, и сразу же дадут указание сделать воздух в Усть-Каменогорске чистым?

Да, конечно, для власти петиция не будет совсем бесследной. И в Астане, и у нас в области есть специальные структуры, которые тщательно отслеживают публикации в СМИ, публикации и комментарии в Интернете, и, особенно в социальных сетях, одним словом, держат руку на пульсе общественного мнения. И докладывают «наверх» о проблемах и очагах недовольства народа. А уже дело политиков – принимать решения, основываясь на этом анализе. Не останется без внимания и петиция «Хватит травить Усть-Каменогорск!!!». Но это не значит, что она возымеет действие. Впрочем, ничего нового из этой петиции власти не узнали, и не узнают. О том, что жители областного центра ВКО возмущаются плохой экологией, известно уже более четверти века. Гораздо более интересным для власти будет цифра подписей под петицией. И если из десятков тысяч пользователей Интернета в городе подпишутся лишь пара тысяч, то, обладатели кресел в высоких кабинетах скажут: «А нечего нам идти на поводу у всяких подписантов! Их всего ничего, кот наплакал. Так что никакого реального протеста против загрязнения воздуха в Усть-Каменогорске нет». И они будут правы.



Заставить чиновников найти всех загрязнителей!

Так к чему же клонит автор статьи? Что – совсем не нужны петиции? А что тогда делать? Так хоть этой петицией немного «вякнем», может, хотя бы пожалеют, что задыхаемся, если уж не испугаются.

Я подписался под петицией, поставив подпись под №517, и добавил от себя: «Нужно побудить многочисленные государственные органы определить полную картину загрязнения города, кто загрязняет, чем загрязняет, и чем это опасно для нашего здоровья, и что нужно сделать, чтобы экологическое состояние нормализовалось». Вот такую петицию, с таким примерным содержанием, на мой взгляд, нужно составлять и собирать под ней подписи. И собирать не в Интернете, а реально, на бумаге, в производственных коллективах, учебных заведениях, возле торговых точек, в оживлённых местах города, даже по самому известному и самому действенному, но самому сложному способу агитации – от двери к двери, или хотя бы во дворах жилых домов.

Петиция должна быть адресована конкретным представителям власти, и после сбора подписей выслана адресатам, или доставлена, как говорится, из рук в руки. Тогда они обязаны будут дать ответ и принять меры. Способны ли мы создать такую петицию, и, самое главное, подключить к её идеям тысячи жителей города? Наверное, способны. Но для этого нужна большая команда единомышленников, способных пожертвовать своим временем, комфортом, пойти на определённый риск и сложности, ведь несомненно, что сбору подписей будут чинить препятствия, будут запугивать, возможно, что и разными способами перетягивать на другую сторону. Всё это будет. Но когда есть команда единомышленников, все эти препятствия можно преодолеть. Реально ли собрать такую команду? Судя по тому, что даже электронный сбор подписей идёт туговато, сделать это весьма и весьма непросто. Пока желающих выйти из удобного и комфортного интернетовского способа выражения своего протеста особо не видно. Вот в Интернете покричать – таких полно. Кто-то делает это искренно, а кто-то и очки зарабатывает для раскрутки своего имиджа, или своего бизнеса.

Тем не менее, начинать надо. Пусть и малыми силами. И начинать с извечного для Усть-Каменогорска вопроса: «Кто нас травит?». Этот вопрос мы задаём на страницах нашей газеты с момента её основания. И до сих пор на него нет ответа. «А «Казцинк»? – воскликнет почти каждый читатель. Конечно, «Казцинк» травит, это несомненно. Диоксида серы, который выбрасывает бывший СЦК, а ныне УК металлургический комплекс, в атмосфере ещё навалом. Но если думать только так, то полной картины отравления города мы никогда не составим, а значит, не будем знать диагноз. По диоксиду серы мы загрязнителя знаем. А остальные предприятия? Что они выбрасывают, и к чему эти выбросы могут привести? Кто должен ответить на этот вопрос?

Безусловно, это дело департамента экологии. Вы что-нибудь слышали хотя бы за последнее время о деятельности этого ведомства? Я припоминаю только признание в полной беспомощности главного экологического ведомства области. В некоторых районах города зашкаливают показатели по наличию в атмосфере сероводорода. Зашкаливают с превышением в десятки раз! Так, в декабре прошлого года было зафиксировано 370 случаев высокого и 4 случая экстремального загрязнения сероводородом, превышение нормы достигало цифры в 62 раза! Это было в районе Пристани. А в январе сероводородом задыхались уже жители Ульбинского района. И что отвечает департамент? Они не могут найти источник выбросов! И это ответ контролирующего органа! Появляется версия о неточности показаний приборов на стационарных постах замеров. Так приборы на постах контроля исправные, или неисправные?! Тогда выходит, что и на других постах, и по другим веществам могут быть неточные показания. Получается, что мы вообще можем не знать, что творится в атмосфере города? А приборы РАИСПЭМ (региональная автоматизированная информационная система производственно-экологического мониторинга), которыми занимается Центр экологической безопасности (ещё одна экологическая контора) в это время на поверке в Москве. И с этими приборами вообще ничего непонятно. Вроде бы они и есть, но юридической силы их показания не имеют.

Такая же история случилась и с огромным пятном нефтепродуктов в Иртыше близ Аллеи влюбленных, появившемся в начале февраля. Ни департамент экологии, ни полицейские не смогли найти загрязнителя! И уголовное дело закрыли поразительно быстро, через несколько дней после обнаружения пятна. Выходит, что можно запросто вылить цистерну бензина в реку, и никто ничего не найдёт! А зачем тогда система видеонаблюдения, на которую тратят сотни миллионов бюджетных денег? Почему вообще никаких следственных действий не проведено? Не иголку же в стоге сена нужно найти. Дело ведь происходило в центре большого города. И за такую, с позволения сказать, работу экологов и полицейских, мы должны им зарплату из бюджета платить?

Вот только 2 ситуации за первые 2 месяца нового года, показывающие полную несостоятельность государственного экологического контроля. Кроме департамента экологии и Центра экологической безопасности в экологической и природоохранной сфере также «руководят» ещё такие государственные органы, как природоохранная прокуратура, управление природных ресурсов и регулирования природопользования, департамент охраны общественного здоровья (бывший санитарно-эпидемиологический надзор). А разве управление здравоохранения не причастно к вопросам экологии? Разве плохая экология не влияет на здоровье? Так почему же молчат медики, не бьют в набат? Есть ещё НИИ профпатологии и профзаболеваний. Если хорошо подумать, то найдутся и ещё структуры, причастные к экологическим проблемам. Вот сколько ведомств, вот сколько начальников, а дышать в городе в дни неблагоприятных метеоусловий реально невозможно! Что делает эта орава чиновников, кормящихся на экологии и охране природы? Ищут главный источник загрязнения в шашлычных, о чём заявили в Центре экологической безопасности, чем изрядно позабавили горожан. На эту тему уже столько было всяких роликов и картинок в Интернете.

Так может быть, с этого и стоит начать – заставим чиновников работать, отрабатывать свою зарплату? Пусть ищут загрязнителей, пусть определяют – кто нас травит, и чем травит? Пусть принимают меры, чтобы мы могли нормально жить в своём городе, не стремиться бежать отсюда, сломя голову. Наверное, об этом и должна быть наша, ещё не написанная, и ещё не подписанная петиция. А иначе так и будем задыхаться, и плакаться друг другу в социальных сетях.



Денис Данилевский



Депутат

Усть-Каменогорского городского маслихата II созыва (1999-2003 годы),

член оргкомитета экологического митинга

19 октября 2002 года