ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ?!

Газета "Flash!"

В день начала Великой Отечественной войны малоизвестный поэт Борис Ковынев написал стихи на весьма популярную перед войной песню «Синий платочек». Начиналась она так: «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…». Вскоре песня стала очень популярной в народе…

Но если вы думаете, что сегодня я буду рассказывать вам историю создания этой песни, так нет! Я расскажу вам другую историю. А вот приведенная мной выше строчка из этой песни пусть будет вторым эпиграфом к моему повествованию. Почему их два и почему именно такие, вы узнаете, прочитав мои очередные «горестные заметы» до конца. Итак…



«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…»

Из известной песни.

«Обещанного три года ждут…».

Поговорка.



Так вот, друзья, 22 июня, но не сорок первого года, а 2014 -го, а точнее, в ночь с 22 на 23 июня в нашем городе, без преувеличения, произошло событие, которое, спустя совсем короткое время, стало поистине эпохальным – для Усть-Каменогорска – во всяком случае!

А именно: посреди небольшой площадки у перекрестка между пр. Абая и ул. Михаэлиса на параллелепипедообразном постаменте была установлена…кгм… скульптура двух известных личностей. Одна из этих личностей была особенно известна, причем, не только в Усть-Каменогорске, области и республике, но даже и далеко за ее пределами, да что там, почитай, в целом мире! Как вы, наверное, уже догадались, скульптура эта изображала выдающегося казахского мыслителя, философа и поэта Абая (Ибрагима) Кунанбаева. Другая скульптура изображала не менее памятную для истории города Усть-Каменогорска личность – политического ссыльного, ученого с энциклопедическими знаниями, журналиста, одним словом, весьма одаренного человека – Евгения Петровича Михаэлиса. Как известно, двух этих замечательных людей связывала крепкая дружба.

И поэтому не случайно, видимо, родилась (скорее всего, где-то в кулуарах Восточно-Казахстанского, а может, и Усть-Каменогорского акимата) мысль, я бы даже сказал, идея: а не увековечить ли эту историческую дружбу двух замечательных людей в скульптурной группе, и не разместить ли ее, аккурат, в том самом месте, где пересекаются улицы, носящие имена вышеуказанных исторических личностей?! Согласитесь, мысль толковая, не правда ли?

Да, ну, так вот… Мысль пришла, и теперь дело было за ее осуществлением! Разумеется, в первую очередь местный отдел ЖКХ под тогдашним руководством Жандоса Баирханова нашел специалистов, которые подрядились выполнить такую ответственную работу. Ими оказались два местных скульптора: Владимир Самойлов и Евгений Непьянов.

«Цели были ясны, задачи определены», как говорил на одном из партийных съездов товарищ Н.С. Хрущев, и работа закипела! Причем, закипела в прямом смысле! Но выяснилось это позже…



ЦЕЛИ ЯСНЫ, ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНЫ, СРОКИ… ПРЕДЕЛЬНО СЖАТЫ!

Тут следует сказать, что сначала скульпторам были установлены одни сроки для выполнения заказа, и они принялись, как это и водится у серьезных скульпторов, ваять вдумчиво и осмотрительно, но…

Но — ТУТ МЫ ВТОРГАЕМСЯ В ОБЛАСТЬ ДОГАДОК И ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ – ПОДЧЕРКИВАЕМ ЭТО! – в работу скульпторов вмешался Его Величество Случай, в связи с которым мастерам ваяния, по их словам, заказчики предложили сократить сроки «выдачи на-гора» скульптурной композиции, причем сократить существенно – с трех месяцев до двадцати дней. Что же послужило причиной этой самой «торопливости» заказчика? В прессе тех дней высказывались предположения, что открытие памятника должно было быть приурочено к визиту в наш город президента республики. Но официального документа в подтверждение этого факта автор данных строк не нашел, поэтому и пишет, что это только предположение. Однако визит в наш город президента республики действительно состоялся вскоре после установки вышеописываемого памятника.

«Что это – совпадение? Не думаю!» – могли бы мы воскликнуть вслед за известным комментатором российского телевидения Дмитрием Киселевым, но не будем этого делать, не имея на то достаточных оснований.

Так или иначе, но скульпторы в поте лиц и по сокращенному графику все-таки изваяли скульптурную группу, и она, как уже было описано выше, второпях и почему-то ночью была установлена на пьедестал, и следующим утром глазам изумленных устькаменогорцев предстала скульптурная группа, которую вы видите на снимке!

Дальнейшее было описано в прессе всех рангов, мастей и географии! Что же так изумило и зрителей – жителей города, и его гостей, и прессу, а затем и интернет-сообщество?! А то, КАК были изваяны господа Абай и Михаэлис! Вопреки антропологии и физиологии у данных скульптур почему-то были крупные головы, нормальные торсы, но короткие ножки! Именно поэтому досужие зрители в одночасье прозвали наших героев «карликами»! И не просто карликами, а «карликами, делающими селфи»! Видит Бог, зрители были недалеки от истины, ибо и сами фигуры, и то, как они стояли, и книжка (как, пошутили – смартфон!) в вытянутой руке Михаэлиса, до боли напоминали именно селфи, так модное ныне действо группового самофотографирования! Пошла волна отзывов в Интернете: веселых, порой с досадой, злых, нелицеприятных! Весть о «селфирующих карликах» разлетелась, только не падайте со стула! – ПО МИРУ почти мгновенно, как это сейчас и бывает частенько с «жареными» фактами! Даже английская «BBC» не осталась в стороне – опубликовала заметку! Власти дали «тпру» проекту, практически на второй день скульптуру с постамента торопливо убрали, а в прессе стали неуклюже оправдываться, я цитирую одно из сообщений сайта www.yk-news.kz от 4 июля 2014 года:

«Говорят про памятник, что не так сделали, срок установили. Такого нет, — пояснил руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жандос Баирханов. — Мы до 20 числа установили срок разработчикам, чтобы они подготовили эскизы. В ночное время его поставили, чтобы движению не мешать. На следующий день убрали. Ведь это не окончательный вариант был, а эскизный. Вообще нами подготовлено три варианта памятника Абаю и Михаэлису. Есть специальная комиссия при областном управлении культуры, ей передали. Теперь она будет согласовать с министерством культуры. Какой вариант выберут, такой и будем устанавливать. Когда точно, я сейчас сказать не могу. Договор заключен по 31 декабря 2014 года. Значит, не позднее этого срока». А далее руководитель городского ЖКХ сообщил, что только «на благоустройство территории и постамент потратили 14 миллионов тенге». Неслабо, не правда ли?! К территории и постаменту мы еще вернемся!



А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…

«Отшумели, летние дожди», «Отговорила роща золотая», отсмеялись по этому, действительно, смешному поводу многие тысячи зрителей и народ в Интернете, подоспела зима и окончание договора, о котором упомянул г-н Баирханов, но скульптура на постаменте так до конца 2014 года и не появилась! Более того, не появилась она и до конца 2015 года, 2016 года, 2017 года! Наконец, прошел срок, когда, согласно, известной процитированной нами поговорке, «обещанного ждут» — ТРИ ГОДА!

Но и тогда скульптура не появилась! А поскольку в 2014 году я писал про этот «веселый случай», то внимательно следил – ну, когда же ретивые ТОГДА донельзя чиновники, наконец, выполнят свое обещание и порадуют горожан и гостей города шедевром скульптурного мастерства?! Не порадовали! И вдруг я вспомнил:

— Ба! А ведь мы обычно приводим эту известную поговорку не до конца! Ведь полностью она звучит так:

«ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ, А НА ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАБЫВАЮТ (ВАРИАНТ – ОТКАЗЫВАЮТ)»!

Так не здесь ли «собака зарыта»?! Не на то ли был расчет, что мы с вами будем три года ждать, а на четвертый либо забудем, либо нам откажут! Остается только гадать, ибо один из «организаторов и вдохновителей» этого действа – г-н Ж. Баирханов, давно уже отбыл в иные веси, и, вероятно, там радует народ обещаниями. Уже и аким городской не один сменился, а «воз», — пустой постамент – и ныне там, и глаз он не радует, а только вызывает у людей чувство досады и недоумения! Но ведь, думается, как есть преемственность власти, так должна быть и преемственность ее обязательств, и то, что недоделано одной администрацией, должно быть доделано другой? Или я чего-то недопонимаю?!

А пока на дворе уже 2018 год, пустующий постамент местами «потерял» облицовочную плитку, того и гляди – и вовсе развалится! А потом всё это будут «героически» восстанавливать, за наши с вами, между прочим, деньги, дорогие читатели!

И вот, хотя я никоим образом, кроме как писаниной, к этой ПОЗОРНОЙ истории дела не имел, но мне ОЧЕНЬ СТЫДНО перед гостями города за наших чиновников, так и не сумевших сдержать своих обещаний! И мне стыдно перед нашими замечательными потомками – Абаем Кунанбаевым и Евгением Михаэлисом!

Или и здесь вспомнить поговорку:

МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ!?

Но у живых-то людей – СОВЕСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ?!



Всегда ваш – Шалико Агарян.



P.S. Информация к размышлению:

За истекший период город пополнился рядом новых скульптур, памятник Сергею Мироновичу Кирову, говорят, собираются перенести из парка с бывшим его именем в так называемую «Аллею памятников» в Левобережный парк.

Начато грандиозное и солидное по затратам строительство еще одной будущей местной достопримечательности – Усть-Каменогорского городского надземного перехода, перекрывающего открытость проспекта Независимости. На все это идут немалые государственные деньги…

Но по-прежнему нет памятника Абаю и Михаэлису, по-прежнему в городе, обязанном своим основанием Ивану Михайловичу Лихареву, нет ему достойного памятника, о чем долгие годы мечтают жители города.

«Такие нынче времена», — как сказал бы Владимир Познер