«Куплю оптом»

Газета "Flash!"

Чем объявленный «подарок» в виде снижения штрафов является на самом деле?

Средства массовой информации написали: «снижены размеры административных штрафов по 40 составам административных правонарушений».

За стоянку на местах для инвалидов снижен штраф с 50 МРП до 10 МРП. За нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения раньше могли оштрафовать на 5 МРП, то на данный момент предусмотрен штраф в размере 2 МРП. За не предоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ранее штраф был 20 МРП, на данный момент составляет 15 МРП. За превышение скорости от 10 до 20 километров в час штраф снижен с 10 МРП до 5 МРП, за превышение скорости от 20 до 40 километров в час штраф снижен с 15 до 10 МРП, за превышение скорости свыше 40 километров в час штраф снижен с 30 до 20 МРП. За повторные нарушения, совершенные в течение года после наложения административного взыскания, штраф снижен с 40 до 30 МРП.



Подарок ли?

Подарок ли это и доброе ли дело с учетом того, что творит исполнительная и судебная власть с единственным источником власти – народом? Помните примерно такие фразы: «Пусть берут кредиты и платят штраф», «В любом случае будет привлечен к административной ответственности» и тому подобные?

А теперь ближе к МРП. Взглянем на тех, кто «покусился» на инвалидов. Точнее на их «армию», которая сплошь и рядом ездит на транспортных средствах и никак не может найти себе место для парковки. Эта «армия» заявила о себе, будем считать, с момента принятия Кодекса об административных правонарушениях 5 июля 2014 года, хотя сам он вступил в силу только 1 января 2015 года. И уже тогда за «покушение» предусматривались 50 МРП. Сам МРП составлял в 2015 году 1982 тенге. Умножаем на 50, равно 99 100 тенге при условии, что в декабре 2014 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в Казахстане составила 154 577 тенге. Всего же только в Усть-Каменогорске по данной статье, с момента вступления кодекса в силу по 31 декабря 2017 года, привлечено 35 водителей. Казалось бы не так уж и много.

Но, вот если посмотреть в разрезе лет, то мы видим: 2015 год – нет, 2016 год – 5, 2017 год – 30. Можно подумать, что люди в 2015 году были очень вежливыми, а в 2017 году вконец испортились! Но, связано все, вероятно, с тем, что в течение года полицией особого внимания данному виду нарушений не придавалось. Еще есть версия, что водители «разводили на месте», что более безобидно для кошелька (это только версия, вы ничего такого не подумайте). А в 2017 году, вероятно, когда пошли разговоры о необходимости штраф снижать – «усилили бдительность». Посмотрим через несколько лет, насколько бдительными были они в 2018-19 годах, если будет возможность, при нынешнем размере штрафа.

Сейчас это будет составлять 10 МРП, то есть при МРП в 2405 тенге – 24050 тенге. Да, разница существенная. Только вот, если действительно власть хотела бы сделать доброе дело, то не вносила бы «драконовский штраф» еще при принятии Кодекса, а провела бы предварительный анализ размера доходов населения, организацию движения, наличие парковочных мест и количество автомобилистов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И сразу стало бы очевидным, что нарушение и наказание несоизмеримы.

Штраф в 5 МРП для пешеходов на момент принятия Кодекса составлял 9 260 тенге, сегодня он составит 4810 тенге. Да, разница есть. Но, прежде чем штрафовать, не следует ли задуматься: удобно ли организованы пешеходные переходы в населенных пунктах?

И в том же духе. Разница между 20 и 15 МРП за не предоставление преимущества в движении пешеходу, при сравнении с прежними годами, незначительная. В то же время, согласитесь, организация пешеходных переходов, к примеру, в Усть-Каменогорске, иногда, мягко говоря, дебильная. На многих нерегулируемых и даже регулируемых переходах пешеходы могут идти круглосуточно, как стадо баранов. Как это бывает на перекрестке улиц Виноградова и Грузинская, когда, поворачивая направо в «торгашный день», на Грузинскую, вы, уступая дорогу пешеходам, можете ждать вплоть до окончания разрешающего сигнала светофора уже для вас.

Или, у библиотеки Пушкина – идут и идут, а вы стоите и стоите. И недосуг местной власти организовать в этом месте регулируемый пешеходный переход. А блюстителям порядка, буквально «болеющим» за безопасность, только того и надо, чтобы вы, проскочив между пешеходами, чуточку хоть одного из них да притормозили. Вот вам и штраф.

Скорость у нас превышают, это факт. Но, неужели нельзя дороги в 21 веке привести в соответствие скоростным характеристикам транспортных средств? Почему нужно плестись 80 километров в час, когда машина может ехать 140, и асфальт ровный, и дорога свободна? Проведите анализ дорог в Европе: за какое время можно пересечь всю Европу по магистралям, и какое время потребуется, чтобы из Усть-Каменогорска доехать до Алматы или до Зайсана? Вы же любите по штрафам равняться на Европу, так любите и уровень жизни равнять по ней!

С учетом сказанного: подарок ли снижение штрафов или своего рода «благотворительность» с целью чуточку усмирить народный гнев, который буквально выплескивается с просторов интернета в общество? Учитывая, что по некоторым нарушениям штрафы еще и повысились?



Умысел и неосторожность

Зададимся еще парой вопросов: в административном Кодексе (назовем его проще) есть разделение умысла и неосторожности статьями 26 и 27. Совершение административного правонарушения впервые по неосторожности является смягчающим обстоятельством. Какую роль это сыграло хоть в одном административном деле?

Департамент внутренних дел Восточно-Казахстанской области не ответил на вопрос: применяется ли фактор смягчающих обстоятельств при принятии решения полицейскими? Но, подробно разъяснил, что является смягчающим вину обстоятельством. А жаль – на них данная норма также распространяется.

Специализированный административный суд также подробно разъяснил про административное взыскание и оценку доказательств. Но, вопрос «Какую роль это сыграло, к примеру, при применении лишения водителей права управления транспортным средством?» остался нераскрытым. Откровенно, мы желали, чтобы нам рассказали по делам, в которых предусмотрено только лишение прав. Нам рассказали примеры, в которых либо штраф, либо лишение. В этом случае, конечно, можно применить норму о смягчающих обстоятельствах. А при однозначном лишении прав она применяется?



«Закрыть» на сутки

Зато, как вам нравится поправка в статью 789 Кодекса, о которой почему-то особо не пишут и не говорят? Смотрим ее: «Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного взыскания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела об административном правонарушении, но не более двадцати четырех часов».

Административное задержание – это кратковременное ограничение личной свободы с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства.

Вторая аналогичная норма: «в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело об административном правонарушении рассматривается не позднее двадцати четырех часов с момента его задержания».

Допустим, это оправдано для семейных дебоширов и тех, кто причиняет умышленно легкий вред здоровью или побои, чтобы они успокоились за 24 часа. Но, есть и спорные моменты. Во-первых, вы что, не успеваете за 3 часа оформить протокол? Или, установить личность? Почему нельзя было ввести норму, обязывающую административный суд работать круглосуточно, чтобы в течение тех же 3 часов можно было доставить задержанного, и пусть его берут под арест? Почему «кратковременное» задержание должно длиться сутки? Ничего себе кратковременное! Страшно представить, что вы посчитаете долговременным! А если вам и суток мало окажется при вашей «расторопности»? Вы недельный срок введете или месячный? И также назовете его «кратковременным»?

По тем же перечисленным статьям, если ты защищался и тебя же и обвиняют – пока докажешь свою правоту, ты еще и сутки будешь задержан. Статья «Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, совершенное повторно» зачастую применяется к тем, чьи дети неуправляемы в силу каких-то причин: бегают на железную дорогу посмотреть поезда, прогуливают школу. Что, никто из взрослых в детстве не прогулял ни одного урока? Родитель, дома, ему ремня порцию даст. Но, с одной стороны родителю за ремень же, еще и неприятность, как за насилие над ребенком, грядет в будущем, а с другой стороны – задержание на 24 часа. Это хорошо?

Бросил спичку на тротуар, когда рядом нет урны – мелкое хулиганство. Задержан можешь быть на 24 часа. К примеру, шел с работы в 18 часов, бросил спичку, был задержан. И продержали тебя, к примеру, до 15 часов следующего дня. А там еще и под арест взяли.

Возьмет суд под арест или не возьмет – еще неизвестно. А вот нарвись ты на самодура-полицейского, и задержись на 24 часа, и потеря работы за прогул тебе обеспечена. Не знаем, видел ли кто-нибудь из читателей советский фильм «Петровка, 38». Там один участковый задержал шедшего из роддома пьяного, оравшего песни. Оказалось, родился у него ребенок. Только вмешательство полковника спасло задержанного от административного наказания. «Иди, – сказал он. – Иди и пой. Громко пой!» Это при «народной» милиции было. А кто заступится за нас, бедных, при нашей, извините, полиции?

Нет поправок в часть 3 статьи 884 Кодекса: «Постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права и административного ареста подлежит исполнению с момента его вынесения». Хотя, мы уже писали о том, что данная норма противоречит презумпции невиновности. Человек, может быть, и докажет свою невиновность, но срок ареста он уже отсидел!

То есть, мы видим, что на фоне снижения МРП введены и не изменены существенные нормы, способные отразиться на правах человека. Мы уже умалчиваем о том, что задержанных на 24 часа нужно кормить, и где-то они должны находиться. Не вернут ли в пользование знаменитые КПЗ, представляющие собой так называемые «стаканы», в которых, и прилечь нельзя, иногда даже и присесть, и туалета нет? Или, закрывать будут в изоляторы временного содержания, в которых можно и туберкулез подхватить?

Много вопросов, ой, много! И никто не даст на них ответы. Зато, с какой помпезностью рассказывают про МРП, только ордена на грудь не вешают. А чего в этом особенного, если транспортный налог мы платим, а дороги у нас хуже, чем в Гондурасе? И все это на фоне роста благосостояния миллионеров, вовремя отхвативших жирные куски. Не купили ли нас оптом рассказами о снижении штрафов?

Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»