«Проклинал этот город я тысячу раз…»

Газета "Flash!"

«…а покинуть вовек не смогу», — так далее звучат слова известной песни в исполнении Михаила Боярского. И такие слова может сказать, наверное, практически любой житель Усть-Каменогорска, проживающий в городе продолжительное время. И ещё добавит: «Вот если бы не экология, тогда было бы совсем хорошо».

Несколько лет назад Центр анализа и прогнозирования ВКО проводил социологическое исследование общественно-политической ситуации в областном центре, и выявлял основные проблемы, волнующие людей. По результатам опроса, в числе главных причин, вызывающих беспокойство, и побуждающих жителей города к переезду на другое место жительства, было названо тяжёлое экологическое состояние.

Наиболее обсуждаемая уже много лет в социальных сетях тема – это тоже экология. В конце прошлого года около десятка горожан сделали фотосессию в противогазах. И это фото было размещено в Instagram. Такая своеобразная акция призвана обратить внимание властей и владельцев предприятий на экологическое загрязнение города. В противогазах люди выходят не в первый, и, наверное, не в последний раз. Были в истории города и другие флэшмобы. Как-то осенью молодёжь даже инсценировала обморок от удушья газом прямо на улице, в окружении прохожих. Доходило и до митингов, правда, последний состоялся довольно давно – 19 октября 2002 года. Сейчас в Сети обсуждают – что же делать дальше? Высказывается предложение начать в Интернете сбор подписей под петицией к руководству республики, области и города с требованием принять меры для улучшения экологической обстановки.

Чаще всего народ говорит об экологии во взаимосвязи с влиянием такого тяжёлого экологического состояния на здоровье. И мнения горожан в данном случае самые резкие и жёсткие. Люди рассказывают в соцсетях, что постоянно болеют сами, болеют дети. «Ожог горла, першение, кашель» — вот наиболее частые симптомы. Народ сетует, что врачи не ставят диагноз, связанный с отравлением «выбросами», а пишут стандартное ОРВИ, при этом по секрету рассказывая, что им «запретили ставить подлинный диагноз». В лучшем случае горожане соглашаются с тем, что промышленное могущество города – это не только плохая экология, но есть и обратная сторона – относительное благополучие населения. На металлургических гигантах трудятся тысячи людей, вместе с семьями получается, что десятки тысяч кормятся за счёт крупной промышленности, вокруг этих предприятий действует малый и средний бизнес, сфера услуг. Как ни крути, а город живёт за счёт крупной промышленности, и, в первую очередь, металлургии и Ульбинского металлургического завода – предприятия атомной отрасли. И поскольку заводы из города не уберёшь, то нужно снижать выбросы, снижать их воздействие на атмосферу, почву, воду. Вот так рассуждают жители Усть-Каменогорска. При этом многие говорят, что уезжать не хотят, но покидают город даже не ради своего здоровья, а ради здоровья детей.

А как действительно экология влияет на здоровье жителей Усть-Каменогорска? Может ли какое-то ведомство или ответственное должностное лицо ответить на этот вопрос?



«Заложники своих богатств»

Так называлась статья Николая Гончарова, учёного и общественного деятеля, появившаяся в конце 80-х годов прошлого века в первой независимой газете города, называвшейся «Губерния». Этот материал стал шоком для горожан, знавших, что с экологией в Усть-Каменогорске неладно, но даже и не подозревавших, что всё так плохо. На волне борьбы за экологию Николай Гончаров стал самым популярным общественным деятелем в городе и дважды баллотировался в депутаты Верховного Совета – сначала СССР, а потом Казахской ССР. Но выборы проходили под жёстким контролем партийных органов, и Гончарову не дали пройти в высшие органы власти Союза и Казахстана.

Тем не менее, своей деятельностью Гончаров вывел экологию на первое место в общественную повестку дня Усть-Каменогорска того времени. Интерес к экологической тематике подогревался ещё и активным обсуждением прежде запретной и сверхсекретной темы ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. А уж после аварии на бериллиевом производстве УМЗ, случившейся 12 сентября 1990 года, и вовсе экология стала главным фактором социальной напряжённости в городе. Дело дошло до самого массового в истории Усть-Каменогорска митинга, собравшегося именно из-за этой аварии, на акцию пришли около 25 000 человек! После этого митинга к нам по заказу городского Совета народных депутатов приехала авторитетная экспертная комиссия Верховного Совета СССР и Комитета общественной экспертизы СССР под руководством профессора, доктора биологических наук А. Назарова. Комиссия в 1990-1991 годах, более года проводила комплексную социально-экологическую экспертизу Усть-Каменогорска, в том числе и вопрос влияния экологического состояния на здоровье горожан. Такое исследование проводилось впервые. Приведём некоторые результаты этого исследования.

«В природно-антропогенной среде г. Усть-Каменогорска произошли устойчивые необратимые изменения. Здоровье детского и взрослого населения города неуклонно ухудшается, и по многим показателям достигло опасной, критической черты, либо перешло её пределы. По комплексу социально-экологических и медико-биологических признаков г. Усть-Каменогорск с его промышленной и селитебной зонами находятся в состоянии экологического бедствия.

Устойчивые отрицательные необратимые изменения в окружающей среде угрожают здоровью людей. Общие показатели смертности в городе за последнее десятилетие возросли в три раза. Особенно неблагополучное положение со здоровьем детей. Экспертизой достоверно установлено высокое содержание около 25 химических элементов в крови и биологических жидкостях детей в возрасте до 14 лет. То же отмечено и у подростков и молодых людей (18-25 лет). Выявляются частые заболевания эндокринной системы, ослабление иммунного статуса, болезни почек, анемии. С состоянием загрязнения воздушной среды связаны поражения органов дыхания. У подростков заболевания бронхиальной астмой в 2 раза выше общесоюзного уровня. 40% обследованных имеют функциональные нарушения органов дыхания с тенденцией перерастания их в тяжёлые формы заболевания. Уровень мутагенеза жителей Усть-Каменогорска по числу и характеру нарушенных хромосом очень высок и близок к жителям Чернобыльского региона, а интегральный показатель здоровья населения – адаптационный уровень — практически совпадает с показателями участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Ряд районов города, по мнению экспертизы, требует переселения в более чистые районы новой жилой застройки (левобережье Иртыша)». (Цитируется по газете «Рудный Алтай, 11 января 1992 г.).

Экспертная комиссия рекомендовала Верховному Совету Республики Казахстан рассмотреть вопрос о правовом статусе г. Усть-Каменогорска и прилегающих территорий, официально объявить их зоной экологического бедствия. Распространить временно действие Закона СССР о социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, на население Усть-Каменогорска и прилегающих территорий. Разработать к 1 июня 1992 года закон о социальных льготах, гарантиях и компенсациях гражданам, проживающим в зоне экологического бедствия. Осуществить в 1992-1993 годах переселение жителей Усть-Каменогорска, проживающих в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Вынести в течение этого же периода из СЭЗ лечебные, дошкольные и учебные учреждения и организации. Вывести из сельскохозяйственного пользования земли, входящие в зоны опасного и чрезвычайно опасного загрязнения Усть-Каменогорского промузла, включая пос. Глубокое. В связи с установленной высокой степенью загрязнения тяжёлыми металлами и токсичными соединениями вынести в 1992-1993 гг. дачные участки города в экологически чистые районы с соответствующей компенсацией затрат.

Были ещё очень важные рекомендации, среди них особо выделим такую: «В первом полугодии 1992 г. создать специализированное предприятие по комплексному решению проблем экологического оздоровления Восточно-Казахстанского региона».

Конечно, ничего из этих рекомендаций выполнено не было. В 1992 году, когда были оглашены результаты исследования, уже не было Советского Союза, начался переход к рыночным отношениям с сопутствующим развалом экономики. О переселении, льготах уже никто и не заикался. Народ занимался элементарным выживанием. А когда очнулись от шока, о выводах комиссии уже все благополучно позабыли.

Но важно, что эксперты выразили самую серьёзную обеспокоенность здоровьем жителей города и окрестностей. Доказали своё мнение фактами. И даже предложили создать специальное предприятие для решения проблем оздоровления экологии. Это зафиксировано документально. Подобного исследования в Усть-Каменогорске больше никогда не проходило.

Такова была ситуация с экологией и здоровьем 26 лет назад. Что изменилось за это время?



90-е годы: ситуация ухудшается

В середине 90-х годов были опубликованы сведения о влиянии загрязнения природной среды на здоровье населения (по данным министерства здравоохранения Казахстана). Эти сведения позволяют сделать вывод, что в 90-х годах прошлого века состояние здоровья жителей Усть-Каменогорска и ВКО продолжало вызывать опасения. Приведём некоторые выдержки из этого документа.

«В медицинской науке накоплен огромный экспериментальный материал, подтверждающий негативное влияние «экологически неблагоприятного состояния природы» на здоровье населения. Исследованиями установлено, что техногенные факторы окружающей среды могут явиться непосредственной причиной целого ряда заболеваний: аллергических, онкологических, нарушений физического развития.

Так, совершенно доказанными являются зависимости воздействия выбросов предприятий цветной металлургии на повышение уровня заболеваемости сердечно-¬сосудистой системы, психических расстройств, злокачественных новообразований. Выбросы энергетики, в том числе оксиды азота, повышают развитие лёгочной патологии.

В нашем регионе неблагоприятными, с точки зрения влияния на здоровье населения, факторами, являются выбросы и сбросы предприятий цветной металлургии, горно-добывающей промышленности, энергетики, влияние Семипалатинского полигона. Это обусловило специфические для Рудного Алтая группы заболеваний: новообразования, болезни эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; психические расстройства; болезни системы кровообращения; органов дыхания.

По данным НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина (Москва) вклад отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на увеличение заболеваемости и смертности населения составляет от 20 до 30% среди прочих причин.

Однако, четко выделить «экологический фактор воздействия» из большого числа других причин, на здоровье и демографические показатели населения того или иного региона в настоящее время не представляется возможным. Поэтому используется метод сравнения со средними показателями по республике или с другими областями, где ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) имеет значение близкое к 1.

По материалам Минздрава РК заболеваемость населения ВКО (в старых границах, без Семипалатинской области) по многим классам болезней превышает средний уровень по республике. По общему количеству заболеваний в 1995 г. регион Рудного Алтая уступал только г. Алматы. Отмечен также высокий уровень онкозаболеваемости — 258 случаев на 100 тыс. человек.

Несмотря на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, которое отмечается в области, начиная с 1992-93 гг., в состоянии здоровья населения не произошло адекватных изменений. Сформировавшееся за несколько десятилетий «экологически неблагоприятное состояние природной среды» продолжает оказывать негативное влияние на репродуктивную функцию и естественное воспроизводство населения, заболеваемость, смертность. Это подтверждается показателями демографической ситуации — рождаемость, смертность, естественный прирост населения. В целом как по ВКО, так и по республике отмечено падение рождаемости и увеличение смертности за период 1985-95 гг. Однако, динамика этих показателей по ВКО значительно отличается от среднереспубликанских. Демографическая ситуация в нашей области ухудшается более быстрыми темпами, чем в целом по республике. Показатели смертности населения еще в 1985 г. превышали среднереспубликанский уровень примерно на 25%, эта тенденция сохранилась и спустя 10 лет: по ВКО — 12 случаев на 1000 человек, против 10 — по республике.

Такая же картина просматривается при анализе основных причин смерти: так общая смертность по ВКО в 1990 г. составляла 974,4 случая на 100 тыс. человек, средняя по республике — 769,3, в 1994 г. – 1253,2 по ВКО, 955,3 – по РК; по нозологическим формам соотношение следующее: новообразования – 1990 г. — 179,9 ВКО, 135,1 – РК, 1994 г. — 189,1 ВКО, 134,3 РК, болезни системы кровообращения – 1990 г. – 477,9 ВКО, 342,9 – РК, 1994 г. – 633,2 ВКО, 459 – РК, болезни органов дыхания – 1990 г. — 77,3 ВКО, 73,3 РК, 1994 г. 101,3 ВКО, 87 – РК. В 1995 г. наиболее высокий показатель смертности был отмечен в Восточно-Казахстанской и Северо¬казахстанской областях, 13,6 и 12,1 соответственно, при среднем показателе по РК -10,2

По городу Усть-Каменогорску в течение нескольких десятилетий проводилось изучение влияния состояния окружающей среды на здоровье населения по программе АГИС «Здоровье». Наблюдения за состоянием заболеваемости ведется за группой населения, проживающей в Октябрьском районе г. Усть-Каменогорска (в границах ул. Пролетарская (ныне Кабанбая батыра – авт.), Бурова, Мызы и прилегающих к ним). Общая численность наблюдаемой группы населения — 17 789 чел. Расчет интенсивных показателей ведется на 10 тыс. человек по десяти нозологическим группам.

При сравнении данных отмечается безусловный рост злокачественных новообразований: с 35,8 в 1988 г. до 71,1 в 1996 г. (на 10 тыс. человек). По другим группам болезней отмечаются колебания в ту или другую сторону в различные годы. Так, болезни системы кровообращения составляют в разные годы от 71,6 (впервые заболевших на 10 тыс. чел.) до 130,5, количество впервые заболевших по группе болезней органов дыхания в 1996 г., было 1945 против 3591, 1 в 1988 г.

В целом по области уровень заболеваемости населения возрос, особенно по таким классам болезней, как инфекционные и паразитарные болезни, с 1991 по 1996 г. на 22 %, по болезням крови и кроветворных органов на 28%, по злокачественным новообразованиям на 68 %. По этим же нозологическим формам болезней возросло количество больных детей в возрасте до 15 лет (несмотря на снижение уровня рождаемости в последние годы)».

Итак, благодаря имеющимся данным, мы можем увидеть — несмотря на то, что предприятия в это время либо простаивают (как это было в начале 90-х на УМЗ), либо значительно снижают объёмы производства (свинцово-цинковый комбинат, титано-магниевый, конденсаторный завод), а некоторые вообще закрываются (как завод «Металлокерамика»), тем не менее, заболеваемость населения не уменьшается. Особенно резкий рост наблюдается по онкологическим заболеваниям (на 68%).

С чем это связано? С экологией? Может быть, в эти годы начали давать о себе последствия взрыва на бериллиевом производстве УМЗ? Ведь исследований о влиянии этой аварии на жителей города никто и никогда не проводил. Комиссия Назарова изучила общее состояние экологии и здоровья жителей, сложившееся к 1991 году. Чтобы сделать заключение именно по влиянию бериллиевого взрыва, необходимо было провести специальное обследование горожан через несколько лет после аварии. Но такое обследование не проводилось.

Еще один возможный фактор. Именно в это время, к примеру, на городских ТЭЦ и в печном отоплении частных домов начинают использовать уголь месторождения Каражыра, расположенном на территории Семипалатинского ядерного полигона, в том месте, где было произведено 130 подземных ядерных взрывов. Повлияло ли это обстоятельство на рост онкологических заболеваний, или получилось простое совпадение по времени? Ни экологи, ни медики даже не пытались ответить на этот вопрос.

Или рост онкозаболеваний — это результат стремительной и резкой ломки всех общественно-политических отношений, «шоковых реформ», обрушившихся на людей в 90-е годы, результат безработицы, нищеты, неуверенности в себе и в будущем? На этот вопрос, наверное, уже никто не ответит, остаются только цифры.

(Продолжение следует)

Денис Данилевский