Ожидайте! Долгий путь в столицу

Газета "Flash!"

В 11-40 отправился 28 января со станции Оскемен -1 (бывшая Защита) поезд «Риддер – Астана». А должен был уехать в 7-30.

Несмотря на воскресный день, наши читатели обратились за помощью в редакцию. Вокзал был полон пассажиров, ожидающих прибытия поезда, но люди не могли добиться хотя бы информации – когда прибудет состав, и вообще, выехал ли он из Риддера?

Мы позвонили в Риддер руководителю нашего корпункта Александру Харламову, и попросили узнать – выехал ли поезд со станции? Однако, это оказалось делом совсем непростым. На вокзале Риддера не отвечал ни один телефон! С большим трудом Александру Милентьевичу удалось дозвониться только до дежурного по грузовым перевозкам. Поскольку «пассажирские перевозки» — это не его дело, дежурный лишь сообщил, что поезд ещё не отправлялся, и он не знает, когда он тронется в путь.

А кто знает? Сколько ещё пассажирам томиться в неизвестности? На улице мороз под 30, в помещении вокзала холодно. По своим каналам мы вышли на информированного сотрудника в сфере железнодорожного транспорта, и от него узнали весьма любопытные сведения. Оказывается, сегодня в Усть-Каменогорске нет работников, отвечающих за пассажирские перевозки! Поскольку в железнодорожном транспорте уже давно произошло разделение на отдельные самостоятельные подразделения, то пассажирскими перевозками занимается АО под таким же названием – АО «Пассажирские перевозки». Всё руководство этого АО и практически весь персонал находятся в Астане. В ВКО есть только те, кто занимается грузовыми перевозками, и магистральными путями с инфраструктурой. Косвенно пассажирскими поездами занимается лишь диспетчер станции, но его задача лишь обеспечить движение поезда, поставить его в «окно», когда на перегонах между станциями нет встречных поездов. На месте занимаются лишь пригородными поездами, в нашей области это поезда на Риддер и Зыряновск. Тендер объявляет областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, и движение по маршруту организует победитель тендера. Поездами республиканского значения в нашем регионе никто не занимается, и никто за них не отвечает.

Мы поинтересовались структурой АО «Пассажирские перевозки» на официальном сайте акционерного общества. Оказалось, что само АО разделено ещё на 6 акционерных обществ. В том числе – и АО «Вокзал-сервис». Значит, вокзалы входят в структуру АО. А почему тогда на вокзале никто не владеет информацией о движении поезда? Есть в АО и 4 филиала: «Северный», «Южный», «Западный» и «Экспресс». Но нет филиала «Восточного», видимо, из-за малого числа поездов на Востоке страны. Есть телефон службы оперативной работы (600-132), которая находится в Астане, куда можно обращаться с жалобами и предложениями. Но почему-то номер этого телефона не указан на вокзале, а пассажиры не всегда могут в зале ожидания искать контакты в Интернете.

Между тем, напряжение на вокзале нарастало. В этот день в столицу уезжали около 20 детей с родителями. Они ехали на республиканский конкурс творческих проектов школьников. Взрослые пошли в камеру хранения, чтобы сдать вещи и хотя бы покормить детей в привокзальном кафе, но в камере не оказалось работника. Его ждали минут 20. Наконец, сотрудник соизволил появиться. В это время в справочной сказали, что поезд из Риддера всё-таки выехал, и должен прибыть на Защиту в 10-20. Потом информация изменилась – прибытие отдалили на 11-10. Реально же в поезд пассажиры сели в 11-30. Причин такой задержки никто им не объяснил, а об извинениях и речи не шло.

Конечно, наверное, свои коррективы внёс мороз. «В связи с аномальными морозами и в целях обеспечения безопасности пассажиров было принято решение об ограничении скорости пассажирских поездов» — сообщила 26 января пресс-служба АО «Пассажирские перевозки». «Просим пассажиров проявлять терпение и понимание к задержкам поездов по независящим от нас обстоятельствам. Под особым контролем находится система отопления и поддерживается надлежащий температурный режим в пассажирских вагонах», — отметили в компании. «В дни наибольших морозов все структурные подразделения национального перевозчика переведены на особый режим работы».

Да, понятно, что в такие холода всякое возможно. Но почему не организована система оповещения пассажиров? Почему на станциях никто понятия не имеет, когда поезд выедет с конечного пункта и прибудет в данный город? Разве это так сложно организовать? Разве нельзя организовать хотя бы нормальное ожидание опаздывающего поезда? Предложить бесплатный горячий чай и пирожки за счёт фирмы – национального перевозчика? Перевести хотя бы пассажиров с маленькими детьми в более тёплое помещение, чем холодный зал ожидания? Ведь «Вокзал-Сервис» входит в структуру АО. А получается, что вокзал есть, а сервиса нет! Редакция продолжит расследование данного случая, и о результатах мы сообщим читателям.

Как раз в дни морозов весь Казахстан потрясла история, как проводница поезда «Караганда – Омск» выгнала из вагона на холод в Астане раздетых женщину с внучкой и вышвырнула их билеты, вещи и документы на снег. Проводница разъярилась от того, что у бабушки не было оригинала свидетельства о рождении девочки. Женщину и ребёнка подобрал проводник этого же поезда и устроил у себя в вагоне. По итогам служебного разбирательства проводница, начальник поезда и начальник участка уволены. Начальник сектора сервиса филиала «Северный» понижен в должности. Хорошо, что такие горе-работники наказаны. Но как они вообще появляются на такой ответственной работе?

Морозы – серьёзное испытание для всех. Испытания организованности и человечности. Как раз в эти холодные дни к 74-й годовщине прорыва блокады Ленинграда показали фильм «Блокада». Как же в ещё более лютые морозы народ воевал, работал в разбитых заводских корпусах, под открытым небом? Как в лютый холод на улице и в замёрзших квартирах, в условиях страшного голода, не только выживали, но и работали ленинградцы? Да и поезда, наверное, в годы войны, несмотря на мороз и снегопад, ходили нормально, строго по расписанию. Ведь железнодорожники относились к военизированной структуре, и жили по законам военного времени. Но это были другие люди и другое время.



Денис Данилевский