Ирония судьбы… Новогодние фантазии у телеэкрана

Газета "Flash!"

Каждый год, 31 декабря, мы садимся у телевизора, чтобы посмотреть любимые кинофильмы. Не ошибусь, если скажу, что подавляющая часть населения бывшего Советского Союза в возрасте от 40 лет и выше, обязательно в новогодние праздники посмотрит «Иронию судьбы, или с лёгким паром!». Просмотр этого изумительного фильма стал уже таким же атрибутом Нового года, как и ёлка, бенгальские огни, оливье, селёдка под шубой, шампанское, мандарины…

Конечно, сегодня не проблема посмотреть этот, да и другие любимые фильмы в любое другое время. Достаточно зайти в Интернет, и набрать название. На худой конец, поставить диск в DVD – проигрыватель. Или, если уж совсем вернуться к ретро, посмотреть кассету с помощью видеомагнитофона. Но особый смак именно в том, чтобы посмотреть ту же «Иронию судьбы…» по телевизору и именно под Новый год. Потому что, наверное, это лучший новогодний фильм всех времён и народов.

Впрочем, когда ещё, как не в момент новогоднего домашнего расслабления, посмотреть и другие шедевры советского кино. Диван, плед, бокал вина, или чашка хорошего кофе, фрукты, пульт – и, вот они: «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и другие. Скажем прямо, что за более чем четверть века после развала Союза ни российский, ни казахстанский кинематограф, ни кинематограф других стран СНГ, не создали ничего подобного, даже бледной тени таких фильмов – всенародных любимцев. Поэтому телекомпании не мудрствуют лукаво, а из года в год включают в новогоднюю программу старые добрые советские фильмы, и именно они продолжают быть звёздами праздничного телевизионного меню. Даже в этом мы продолжаем жить советским наследием!

А я предлагаю немного пофантазировать. Представим, как бы сложились судьбы наших любимых киногероев, будь они реальными людьми. Куда бы их вынес стремительный вихрь шоковых перемен конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.

Начнём с «Иронии судьбы…». Сразу скажу, что я не признаю продолжение этого фильма («Ирония судьбы. Продолжение»), снятое режиссёром Тимуром Бекмамбетовым в 2007 году. Для меня этого фильма просто нет. Кстати, производство так называемых сиквелов (это книга, фильм, или любое другое творческое повествование, являющееся по сюжету продолжением какого-либо произведения), стало ещё одним свидетельством высочайшего уровня советского кинематографа. Режиссёры сильно не заморачиваются в поиске идей, а берут, и снимают или продолжение популярных советских фильмов, или переделывают их на новый лад. И при этом зарабатывают неплохие деньги!

Так вот, для меня «Ирония судьбы…» Эльдара Рязанова – это абсолютно завершённый фильм. Сказочная встреча Жени Лукашина и Нади Шевелёвой завершилась тем, чем и должна была завершиться – счастливой семейной жизнью, иначе, как говорят сами герои фильма – «Мы никогда не были бы счастливы». Жить Женя и Надя, скорее всего, будут в Москве. 2-х комнатную квартиру в Ленинграде, где останется мама Нади, они постараются обменять на полуторку в Москве, и полуторку в Ленинграде, хотя это будет и не так просто.

Фильм вышел на телеэкраны в 1975 году. Мы точно знаем, что Наде 34 года. Женя старше её на год-два. В 1991 году Наде будет уже 50. Не исключаю, что она может быть уже на пенсии по выслуге лет, в советское время для учителей была такая привилегия при наличии стажа в 25 лет. Хотя, вряд ли. Замуж вышла в 34, в 35 родила, значит, сын или дочь ещё школьного возраста, 15 лет – это 8-9 класс. Скорее всего, будет работать до пенсии (55 лет в 1996 году), а может быть и дальше. Ведь наступили самые лихие 90-е, годы развала и безденежья. А тут ребёнку нужно давать образование. Бюджетники тогда получали совсем мизерную зарплату, но зато стабильно. Женя – врач, хирург, к 1991 году ему уже 52, но до пенсии ещё 8 лет. К 1999 году, когда Жене будет 60, их ребёнок уже закончит институт, но, скорее всего, Женя останется работать. Зарплата врача, своя пенсия, и пенсия Нади худо-бедно помогут поставить на ноги ребёнка. Частная медицина ещё не получила развития, и Женя будет продолжать трудиться в государственной больнице. Труд хирурга тяжёл, и, наверное, где-то за 60 он всё-таки уйдёт на пенсию. Скорее всего, с началом перестройки, Женя с Надей, как и большинство врачей и учителей, да, впрочем, и всей интеллигенции, поддержат Горбачёва, а потом и Ельцина. Судя по их разговорам в фильме, у них есть такой «налёт вольнодумия» и критики советской действительности. Но затем, в тяжёлые годы разрухи у них наступит разочарование, а позже, с приходом Путина, они станут его поклонниками, поскольку будут убеждены, как и другие россияне, что он «поднимает Россию с колен». Ну, а к 2018 году им уже под 80, это пенсионеры, помогающие воспитывать внуков. До правнуков, наверное, ещё не дошло, учитывая, что их ребёнку только 42, хотя, всякое может быть.

Сложнее представить, что станет с двумя другими главными героями фильма – Ипполитом и Галей. Мы не знаем профессии Ипполита. Но, судя по тому, что у него «Жигули» — он или руководитель предприятия средних масштабов, или хорошо оплачиваемый инженер. Может быть, даже главный инженер. Ипполит – человек очень правильный. Как высказывает ему Женя в ходе их диалога на морозе под окнами Нади – «у таких всё расписано, всё запрограммировано», он даже напился в эту новогоднюю ночь первый раз в жизни. Поэтому Ипполит вряд ли воспримет перестройку, ведь тогда начали рушиться все устои, ломаться вся жизнь, а ему это не по нутру. Вряд ли он пойдёт в бизнес, тем более в «купи-продай», такие «правильные» не смогли в 90-е переломить себя, чтобы торговать носками и трусами. Если предприятие, где он работает, устоит в рыночных преобразованиях, то Ипполит просто доработает здесь до пенсии, а он старше и Нади, и Жени, должен уйти на пенсию где-то в 1997-1998 годах. Хотя, пенсия, как и у всех пенсионеров того времени, будет маленькой. Допускаю, что в самом тяжёлом случае Ипполиту и его семье поможет продержаться «Жигулёнок». Тот самый, на котором он рассекал в ту памятную новогоднюю ночь. Вот «бомбилой» он вполне может подрабатывать, водитель он классный. Хотя, ему, с его принципами, нелегко будет войти в круг «бомбил» и подчиниться существующим там правилам и авторитетам.

Теперь давайте представим, как бы дожили до наших дней герои ещё одного культового фильма – «Москва слезам не верит» режиссёра Владимира Меньшова. Картина вышла на экраны в 1980 году и собрала огромную зрительскую аудиторию – 82 млн. 400 тыс. зрителей в первый год проката! (Источник: книга Ф. Раззакова «Гибель советского кино», часть II).

Мы точно знаем, что главным героям – Екатерине и Гоше – по 40 лет. Ведь «В 40 лет жизнь только начинается!». Катерина – директор крупного химического завода. Гоша – слесарь «с большой буквы «С», мастер «золотые руки», трудится в научно-исследовательском институте. До начала перестройки остаётся 5 лет, а до развала СССР 11 лет. Значит, в тот момент Катерине и Гоше будет по 51 году. Химический завод, скорее всего, не выстоит. Ведь, как нам известно из фильма, выпускал он ткани, а вся подобная промышленность в те годы рухнула. К нам пошёл поток товаров из Китая и Турции, и швейная отрасль, и все сопутствующие отрасли остановились. Конечно, года 2-3 ещё всё работало по инерции. На пенсию Катерине в 55, значит, в 1995 году. Может быть, вместе с заводом она и дотянет до этого времени, но завод уже будет на последнем издыхании. Станет ли Катерина, как многие советские «красные директора», приватизировать предприятие – сказать сложно. Она человек правильных взглядов и твёрдых принципов. Скорее всего, в годы перестройки она создаст коллективное предприятие, производственный кооператив, чтобы свою долю прибыли получали все работники. Потом завод преобразуют в акционерное общество, но никакой прибыли уже не будет. Единственный способ выжить – это либо продать завод тем, кому нужен участок земли в Москве, либо сдавать помещения в аренду, и попутно распродавать станки, оборудование, здания на стройматериалы. По какому пути пойдёт Катерина? Мне кажется, она до последнего будет пытаться вдохнуть жизнь в предприятие, которое стало для неё родным. И рука у неё не поднимется дать команду ломать корпуса. В лучшем случае будет сдавать помещения в аренду. Или, не выдержав всех этих катаклизмов, уйдёт на пенсию, предоставив решать судьбу завода другим. Но для неё это будет мучительная ломка. Поможет её пережить только любимый человек и дочка Александра, да и внуки уже к тому времени будут. Вряд ли Катерина с Гошей решаться родить общего ребёнка в 40 лет. Может быть, и попробовали бы, да как Катерина отойдёт от директорской работы? А может быть, и родят, если Гоша настоит, а его слово решающее. Тогда в годы развала им будет тяжело, даже тяжелее, чем Наде и Жене, у них ведь ребёнок совсем подросток, ещё тянуть да тянуть.

После развала Союза НИИ, где работает Гоша, «крякнет», как почили в бозе многочисленные НИИ. Или, в лучшем случае, будет влачить жалкое существование, пока не найдётся инвестор. А Гоше до пенсии ещё 9 лет. Поскольку он мастер на все руки, и человек более гибких взглядов (помните его рассуждения об императоре Диоклетиане, который покинул императорский трон и пошёл выращивать капусту?), Гоша вполне может пойти в малый бизнес, и организовать частную мастерскую по ремонту бытовой техники (в фильме он отремонтировал пылесос Катерины). Чтобы не тратиться на аренду, можно на первое время воспользоваться комнаткой на заводе своей жены, или в том же НИИ. Потом, когда дело раскрутится, уже можно переместиться ближе к центру Москвы. Так и получится, что в эти годы Гоша будет главным кормильцем семьи. Это его принцип – мужчина должен зарабатывать больше жены и быть кормильцем.

Ну, а к нынешнему новому году Гоша и Катерина уже точно пенсионеры преклонных лет, им по 77 лет. У них точно правнуки, поскольку Александре – дочери Катерины, уже 56 лет (в фильме ей 19). Мастерская Гоши работает, разрослась, и управление он отдал или Александре, или совместному с Катериной ребёнку, если таковой есть, а сам вместе с женой выращивает капусту на даче в Подмосковье.

Вот мы с вами и прожили жизнь вместе с нашими героями любимых кинофильмов. Думаю, что это было интересно. Всех читателей с наступающим Новым годом! И приятного кинопросмотра!



Денис Данилевский